Яндекс.Метрика

Как мы не нашли цементный карьер

Мы захотели лично посмотреть знаменитое месторождение цементного сырья в Тереньгульском районе. Оказалось, что сделать это очень непросто.

Месторасположение карьера, на основе запасов которого якобы должен функционировать китайский цементный завод, известно из бумаг тендера Роснедр, по итогам которого лицензию на разработку участка получило в 2007 году самарское ООО «НК Мобайл» (подробности по ссылке http://ulgrad.ru/?p=159564), а также из многочисленных объяснений и схем региональной власти (например, http://ulgrad.ru/?p=161118), где границы месторождения обрисованы даже более четко, нежели в бумагах Роснедр.

То есть, получается, что основная часть месторождения расположена сильно северней — там, где в лесу заметен большой прогал.

Еще по теме:

Что еще известно про месторождение? Обещания разрабатывать его частями, начиная с незалесенных оврагов. Якобы, именно так и планировалось вести добычу в 2007 году. Кроме того, известно, что часть месторождения попадает на земли гослесфонда, поросшие сосняком.

Согласно карте, практически вдоль границы месторождения проходит дорога на Суровку, отходящая прямо от трассы на Сызрань. По этой дороге мы и поехали.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Около въезда в Суровку видны овраги, сложенные меловой почвой, а на пригорке за ними, согласно карте, и начинается месторождение. Сейчас там поле, которое используется для заготовки сена.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

С этого возвышения хорошо видна панорама западной части месторождения на фоне заброшенной суровской церкви, которая когда-то представляла собой крест в плане. Теперь часть восточного престола храма утрачена. Именно с этой стороны от церкви и начинается накатанная дорога в сторону центра месторождения, то есть в лес.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Впрочем, оказалось, что проехать в глубины месторождения не удастся — дорога упирается в болото. Дальше приходится идти пешком вдоль глубокого оврага. Видно, что он сложен меловыми породами.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

И здесь возникает странность. Если идти вдоль этого оврага уже по территории месторождения на юг, то есть обратно в сторону Суровки, через несколько сотен метров его пересекает еще более глубокий овраг, уходящий в глубину леса. В этом месте очевидно прослеживается, что слева от оврага почвы меловые, а справа — песчаные. То есть, практически вся южная часть месторождения вне балок сложена по большей части вовсе не меловыми породами, то есть явно не является ядром месторождения.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Этот факт хорошо заметен на карте из геологического атласа. Видно, что месторождение начинается с севера с высот 200 метров, а к Суровке идет понижение, сопровождаемое соответствующим снижением «мощности» слоя сырья.

геолкарта

Граница меловых пород с юга участка видна четко по линиям оврагов — одного уходящего в лес, а второго идущего вдоль южной границы леса в степь. То есть, получается, что основная часть месторождения расположена сильно северней — там, где в лесу заметен большой прогал. Судя по космоснимкам, именно там и расположены те овраги, с которых планировалось начинать добычу цементного сырья.

Не заметить лес на холме настолько тяжело, что с учетом судебной истории можно поверить в легенду о несведущих получателях лицензии. Но можно ли поверить в то, что месторождение не осматривали в более близкое к настоящему моменту время?

Еще по теме:

Мы вернулись обратно и попробовали пробраться к этому участку месторождения со стороны Солдатской Ташлы через поле. Но… Но оказалось, что никакой дороги именно в центр месторождения нет. Даже в виде колеи по полю проезда мы не нашли несмотря на то, что долго колесили по окрестностям — до Ташлы грунтовка есть, вдоль соседнего заросшего поля колеи есть, а съездов к месторождению нет.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Это выглядит странным, особенно с учетом того, что месторождение должны были осматривать. Получатели лицензии в 2007 году, как известно, в итоге судились за право получить с Роснедр обратно вложенные 500 миллионов рублей на основании того, что «оказалось», что месторождение покрыто лесом. Не заметить лес на холме настолько тяжело, что с учетом судебной истории можно поверить в легенду о несведущих получателях лицензии. Но можно ли поверить в то, что месторождение не осматривали в более близкое к настоящему моменту время?

Конечно, мы могли и пропустить какой-то незаметный съезд, но все-равно получается, что добраться до, фактически, ключевого центра всей «цементной» истории можно только пешком, причем далеко не самым простым путем — либо через болото, либо через заросшее поле.

Читать дальше:

Оцените новость: