Яндекс.Метрика

ТОП 7 региональных схем вывода собственности

“То, что может быть украдено, должно быть украдено как можно скорее. И это единственный способ прекратить грабеж” – эта фраза члена Общественной палаты РФ, политолога Андраника Миграняна лучше всего описывает ситуацию, в которую попадет область в ближайшие годы. Речь идет об одном из последних витков приватизации государственной и муниципальной собственности. Мы составили ТОП 7 наиболее часто применяемых в регионе способов сравнительно честного получения государственного имущества в собственность и выяснили, что с годами схемы «приватизационной работы» становятся все более и более изощренными.

То, что господни Мигранян назвал словом «украсть», в других кругах вполне могут назвать и переделом собственности, и рейдерством, и, политкорректно, переходом имущества в руки эффективных собственников. На деле же речь идет о выполнении достаточно простой миссии – получить как можно дешевле как можно больше.

Подобная миссия реализуется на самом разном уровне самыми разными субъектами административного рынка с начала 90-х и за эти годы перетерпела кардинальные изменения. Усложнение схем «работы» с собственностью государства шло параллельно с тем, что принято называть «наведением порядка». В ответ на усложнение правил игры игроки рынка государственной собственности придумывали все более и более сложные схемы работы, причем в большинстве случаев функционирующие вполне официально. Большинство из подобных схем не попадает под действие профессиональной рейдерской части три статьи 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное лицом с использованием служебного положения, а равно в крупном размере»). Фактически, в большинстве случаев речь идет о перераспределении «того, что полагается, тому, кому полагается» с использованием определенного инструментария, который имеется в наличии в настоящий момент у того, кто отвечает за перераспределение. Чаще всего это определенный набор полномочий и неформальных договоренностей, в число которых попадает и негласная профессиональная договоренность о границах дозволенного, то есть о возможности потенциального превышения официальных полномочий, которое негласно «прощается».

Во время подготовки этого материала мы поняли, что именно эта крайне малая доля негласности и является основной проблемой для получения необходимой нам информации. Для подготовки серии материалов на указанную тему нам пришлось провести более 30 интервью и почти во всех случаях мы сталкивались с тем, что теряется небольшая, но важная деталь, которая не позволяет сразу выстроить четкую картину той или иной работающей схемы. Только сопоставляя информацию, полученную от нескольких источников, удавалось сложить единую четкую картину – каждый замалчивал что-то свое.

В ближайшее время мы планируем подготовить отдельный материал по каждой из представленных схем. Это особенно актуально в преддверии 2014 года, когда и на областном, и на муниципальном уровне запланирована массовая распродажа. С молотка уйдет целый ряд государственных предприятий, огромные земельные участки, в городе планируется размежевать и выставить на торги около 150 земельных участков, вполне ожидаема и ликвидация в 2014 году ОГУПов, в том числе и путем банкротства. И тут базовые схемы вполне могут оказаться полезными. Конечно, не для новых «эффективных собственников», которые и так все знают, а для понимания происходящих процессов. Именно по этой причине в этом материале мы решили намеренно не называть имен и фамилий.

1. Оценочная схема

Схема активно применялась в конце 90-х и начале 2000-х при банкротстве сельскохозяйственных предприятий. Смысл схемы достаточно прост – занижение «независимым» оценщиком стоимости имущества обанкротившегося предприятия в несколько раз. После этого имущество покупалось юридическим лицом и реализовывалось уже по рыночной цене. При этом юридическое лицо фактически ничем не рисковало, выступая в роли добропорядочного покупателя. Впрочем, кажущая простота схемы сопровождалась серьезным риском.  Перейти грань дозволенного – того, что по предварительным договоренностям «прощается», было не так и сложно. Правило «не наглеть» соблюдалось не всеми. Типичный пример – нашумевшее дело с участием оценщиков компании «Дина-сервис», когда на свет были подняты итоги оценки имущества ряда бывших совхозов и колхозов, в которых фигурировали смешные суммы. «Тогда ребята обнаглели. У всех были интересы, все было учтено» – отмечает наш собеседник, имевший отношение к делу. Впрочем, по его словам, никакого имущества вернуть тогда не удалось, а сами организаторы подобных схем остались безнаказанными.

Простой способ получить много и быстро приказал долго жить одновременно с введением нормального контроля над конкурсными управляющими и ростом влияния в регионе прокуратуры. Но в других регионах схема работала вплоть до недавнего времени.

2,3.  «Фундаментная» и арендная схемы

Согласно Градостроительному кодексу, приоритетное право на выкуп земельного участка имеет владелец зарегистрированного объекта недвижимости, расположенного на нем. Также приоритетное право на выкуп объекта имеет и арендатор, долго арендующий этот объект. Этим активно пользуются до сих пор с целью быстро и дешево получить земельный участок или недвижимость в собственность либо обойти процедуру публичных торгов (в данном случае они не проводятся). Схема выглядит достаточно просто – в аренду у области или муниципалитета берется земельный участок, на котором быстро возводится «незавершенный объект капитального строительства». Чаще всего дело ограничивается фундаментом. После этого объект оформляется, и его собственник предъявляет свои права на выкуп участка. Для отказа никаких формальных оснований не находится и земля быстро оформляется. Особенно популярной схема была до того, как муниципалитеты обязали выставлять участки для аренды на торги и ставить их на кадастровый учет. Мы выявили как минимум несколько случаев, когда после оформления права собственности на земельный участок его размер по сравнению с арендным значительно вырастал. Как пояснил нам юрист, с начала 2000-х занимающийся оформлением земли, подобная практика была достаточно распространенной.

Схема повсеместно применяется и поныне, причем в оборот с внезапно выросшими фундаментами попадают участки, на которые права аренды были зарегистрированы еще до начала эры электронных публичных торгов. Как сообщил нам один из пострадавших от такой схемы, оценка земли и недвижимости «для своих» и «для чужих» может различаться в разы. Сам он был вынужден отказаться от своего объекта, который долго арендовал и планировал выкупить, после того, как муниципалитет оценил объект значительно выше рыночной цены. Право приоритетного выкупа пришлось уступить тут же приехавшим «нужным людям», которым объект достался по цене в разы ниже.

4. «Заборная» схема

Частная вариация предыдущей темы, но исключающая возню с фундаментами и прочими арендами. Наиболее активно применялась при банкротстве ряда предприятий и учреждений в пром.зоне Нового города. У конкурсного управляющего или (впоследствии) с торгов покупался некий небольшой объект недвижимости. Наибольшей популярностью пользовались, и пользуются, трансформаторные будки и разнообразные сторожки. Не стоит и говорить, что оценочная стоимость таких объектов, часто находящихся в плохом состоянии, оказывалась и оказывается минимальной. После этого объект недвижимости оформляется и предъявляются права на земельный участок. Причем на участок не только под строением, но и вокруг него. Один из наших собеседников вспомнил, что однажды вокруг трансформаторной будки таким образом был «нарезан» земельный участок площадью более одного гектара. Другой наш собеседник рассказал о курьезном применении схемы, когда в качестве объекта недвижимости был оформлен участок забора. К этой «недвижимости» тут же «примежевали» значительный участок земли. Методика применяется до сих пор, в том числе и в районах области.

podstan

5. Залоговая схема

Схема, основанная на осознанной махинации с землями сельхозназначения, активно применялась тогда, когда «Россельхозбанк» и другие кредитные учреждения охотно предоставляли кредиты под залог земли. В основе схемы лежит особенность законодательства, согласно которой выкуп земли крестьянско-фермерским хозяйством может осуществляться всего за несколько процентов от её кадастровой стоимости. Для получения подобной привилегии достаточно три года арендовать земли с/х назначения и вести на них некое хозяйство.

Наш собеседник, связанный с одним из бывших колхозов в Старомайнском районе области, отметил, что схема была распространена повсеместно. При этом три «арендных» года многие липовые КФХ действительно что-то сажали. «Но страховали при этом урожай» – отмечает наш собеседник. Не стоит и говорить, что урожай чаще всего почему-то погибал.

По истечению трех лет на земли оформлялось право собственности. После этого земли по формальному договору продавались некоему юридическому лицу уже по рыночной стоимости, и уже это юридическое лицо брало кредит под залог земли. Дальше, конечно же, юридическое лицо банкротилось. Впрочем, иногда кредиты брались и непосредственно на КФХ, но в этом случае возникал риск утраты другой собственности хозяйства в случае претензий банка.

Подобные махинации с землей почти полностью прекратились после того, как банки набрали неликвидной «залоговой» земли и перестали охотно раздавать кредиты хозяйствам без реально подтвержденных активов. Но схема продолжила работать с землями, которые планировалось использовать под коттеджную застройку. Благо, перевод земли в земли СНТ (садовое товарищество) сравнительно несложен. Например, на фермерских землях построен коттеджный поселок «Акварели». Более подробно о схемах, реализуемых в области с с/х землей, можно прочить в нашем материале про распродажу берегов Волги.

6. Схема с одним кредитором

Классическая схема по работе с активами, саккумулированными в одном ОАО со 100% долей государства. В акционерное общество передаются необходимые для передачи активы, после чего ОАО кредитуется у некоего юридического лица на значительную сумму, что среди прочего значительно снижает оценочную стоимость предприятия. При этом, как сообщил нам один из участников подобной схемы, сумма кредита часто является «бумажной», то есть живых денег на счет ОАО «падает» меньше, чем отражается в бухгалтерской отчетности. После этого ОАО либо банкротится (подобных примеров в практике областного арбитража найти нам не удалось), либо выставляется на торги по итогам оценки. Очевидно, что с учетом кредиторской задолженности оценочная стоимость активов оказывается значительно ниже рыночной, а единственным реальным покупателем оказывается компания–кредитор.

Типичным примером подобной схемы является ОАО «Агропромпарк», основным активом которого являются дорогие пригородные земли на западе Ульяновска. Кредитовался «Агропромпарк» у ООО «Свияжская строительная компания» на сумму более 290 миллионов рублей. Цена на торгах – 300 миллионов с небольшим. Впрочем, как пояснил нам источник в областном правительстве, реализация данной схемы не преследовала спекулятивных задач. «Надо было обойти торги, чтобы бизнес мог строить логистический комплекс» – отметил наш собеседник.

7. Кросс-поручительства

Более изощренный вариант предыдущей схемы подразумевает дополнительное поручительство. Чаще всего применяется с целью быстрого и легального банкротства. В этом случае предприятие кредитуется неким сторонним юридическим лицом либо допускает по отношению к нему массовые неплатежи. После этого оно же выступает по отношению к своему кредитору поручителем перед третьей фирмой, которая в свою очередь кредитует кредитора предприятия. Затем легко запускается контролируемая процедура банкротства, которая может тянуться годами за счет кросс-исков в арбитражные суды. При рассмотрении дела, параллельно которому идет аналогичное с его же участниками, перед судом выносится ходатайство о переносе принятия решения до получения решения другого арбитража, которое может оказать важное влияние на итог дела. Аналогичное ходатайство может быть выдвинуто и в другом суде.

По словам участника подобной схемы, наиболее активно в разных вариациях она применялась при реализации механизмов контроля над крупными предприятиями с государственным участием.

Естественно, на этом набор способов получить что-то достойное от государства не заканчивается. В рамках материала мы решили ограничиться лишь наиболее актуальными на наш взгляд схемами. Тем не менее, мы планируем в ближайшее время продолжить тему и рассказать о таких вещах как слив активов и о некоторых так называемых «инвесторах», которые на деле оказались аферистами.

Оцените новость: