Яндекс.Метрика

Один день с водителем трамвая

Еще недавно жители Ульяновска, привыкшие ездить на трамвае, могли перейти на «11 маршрут», который в народе означает «идти пешком за неимением возможности уехать». Информация о демонтаже рельсов с центральных улиц для «оптимизации маршрутов» пока официального подтверждения не получила, но у самого экологически чистого вида транспорта и без того проблем хватает. Кто, как не водители, смогут рассказать об этом, и где, как не в пути, можно увидеть все своими глазами? Мы решили провести один день с водителем трамвая, чтобы понять, с какими проблемами ему ежедневно приходится сталкиваться.

Пока город обрастает слухами, повседневная трамвайная жизнь Ульяновска идет своим чередом.

По иронии судьбы, путешествовать мне предстояло как раз на 11-м маршруте – от Дамбы до Парка Юности. У диспетчерской в депо меня встретил водитель трамвая Александр – студент одного из ульяновских вузов. «11-й маршрут считается молодежным, – пояснил Александр. – Молодежь надо стимулировать, а здесь предлагаются нормальные условия и обучение. Я работаю первый год, сегодня мой первый рабочий день после отпуска, сессию сдавал».

– Мы привыкли, что водителями трамвая становятся женщины…

– На самом деле даже у нас в Ульяновске много водителей мужчин. Кстати, в Москве женщины являются водителями трамвая довольно редко. Вообще же водить трамвай я мечтал с детства.

Бело-голубой вагон с грохотом раскрыл передо мной массивную одностворчатую дверь, и я впервые в жизни оказалась в кабине водителя. Здесь было намного теплее и интереснее, чем в салоне.

[singlepic id=1545 w=320 h=240 float=]

– А как рассчитывается график движения трамваев?

– Графики бывают разные. Это и основные, когда поезд выезжает рано утром (первый выходит на линию ещё до пяти часов утра) и заезжает поздно вечером. Есть «пиковые», их ещё называют разрывными – они выезжают и заезжают 2 раза в день для уменьшения временного интервала между поездами в час пик. Все графики объединяются в общее расписание движения поездов, которое контролируется диспетчерами. В обед основного водителя меняет другой водитель, поэтому поезд все равно находится на маршруте и перевозит людей. Сегодня так происходит почти на всех маршрутах за исключением маршрутов 9, 10, 15, 17, 18 и 107.

– Сколько рейсов совершается за смену?

– Для каждого маршрута свои рейсы. В первую очередь, это зависит от протяженности маршрута и от времени, которое даётся на оборотный рейс. Например, на 2, 4 и 6 маршрутах есть графики, где только по 2 рейса, они используются только в первую смену и нужны для постановки вагонов на углубленный технический осмотр и ремонт. А если взять короткий маршрут №5, то на нем есть графики, где за смену и 18 рейсов выходит.

– Разрешается ли водителям проезжать остановку, если нет людей, чтобы нагнать график, или это запрещено?

– Нагонять график за счёт проезда остановки запрещено, даже, если там нет людей, – у нас общественный транспорт, а не такси.

[singlepic id=1537 w=320 h=240 float=]

– С какими проблемами приходится сталкиваться? Часто ли случаются нештатные ситуации?

– Нештатные ситуации бывают почти каждый раз, особенно сейчас зимой, когда проезжая часть дорог сужается. Автовладельцы ставят своих «железных коней» в негабарит, из-за чего трамваям приходится простаивать. Некоторые водители просто не замечают и не слышат приближение трамвая, а это дополнительные неудобства для водителя. Часто происходят ДТП на трамвайном полотне, что также не в плюс электротранспорту. Чтобы работать водителем трамвая, в первую очередь, конечно, нужно не только желание работать, но также ответственность, стрессоустойчивость, доброжелательность. Сейчас стало намного сложнее и тяжелее. В разы возросло количество автотранспорта, как и лихачей на этом самом транспорте. Условия жесткой конкуренции с частным перевозчиком ужесточают и требования к водительскому составу.

– А почему с ульяновских улиц пропали трамваи с двумя вагонами?

– Единственная причина их исчезновения и возрождения – только пассажиропоток. Когда даже одиночки не всегда заполнены, то система – это только порожний пробег. Поэтому на данный момент они используются только в пиковое время. Системы из двух вагонов можно увидеть каждый будний день на линии по 2, 3 и 6 маршрутам в утренний и вечерний часы пик и в другие дни во время большого пассажиропотока.

Все же во время движения мне пришлось выйти – в кабине посторонним находиться нельзя. Но, действительно, даже из салона обращаешь внимание на то, как многие водители не принимают во внимание преимущество трамвая в дорожном движении, выезжая на рельсы, заставляя водителя лишний раз притормаживать.

На конечной остановке у Парка Юности Александр, как и положено, тщательно осмотрел вагон снаружи. Убедившись, что все в порядке, он продолжил свой рассказ – речь зашла об экипировке водителя и пожарной безопасности трамваев: «У всех вагоновожатых должен быть жилет, путевой лист и ломик, предназначенный для перевода стрелок вручную. В кабине находятся аптечка, огнетушитель, в бункерах – песок».

[singlepic id=1539 w=320 h=240 float=]

– Проверяется ли состояние здоровья водителя перед выходом на маршрут?

– Перед выходом в рейс водитель обязан пройти медицинское освидетельствование, у него проверяется общее состояние здоровье, измеряется давление и отсутствие алкоголя.

– Приходилось ли работать в новогоднюю ночь или другие праздники?

– Да, пришлось работать в новогодние каникулы – у меня график работы посменный (скользящий), 4 рабочих дня и 1 выходной (4+1), либо 5+2. Но в такой работе есть и свои плюсы – выходные в будние дни.

[singlepic id=1540 w=320 h=240 float=]

– Есть ли какие-то особенности вождения трамвая зимой, и как готовят вагоны к холодам?

– Зимой в первую очередь уделяется внимание состоянию рельс, необходимо более тщательно соблюдать скоростной режим. В вагонах же проверяется отопление салона, в некоторых из них закрывают форточки на задвижки.

– Чем вам нравится работа водителя трамвая?

– «Водитель трамвая» – это не профессия, это состояние души. Каждое утро ты видишь, как просыпается город, куда-то торопится, спешит… Конечно, нравятся дружный коллектив и радостные пассажиры.

Вернувшись в депо строго по расписанию, Александр отправился в диспетчерскую, а вагон уже встречал новых пассажиров. Смена, начавшаяся на рассвете, закончится около трех – за это время Александр успеет совершить еще несколько рейсов. Наблюдая за тем, как увлеченно он рассказывает о своей работе, понимаешь, что, действительно, многое у нас держится на энтузиазме. Который не портят ни морально и технически устаревший трамвайный парк, ни слухи о том, что трамваи и вовсе будут убраны с ульяновских улиц.

[singlepic id=1541 w=320 h=240 float=]

А ситуации, действительно, возникают самые разные. Самый наглядный пример – история, рассказанная Владимиром Ефимовым из службы информации сайта “Общественный транспорт Ульяновской области”: «Года 2 назад в салоне трамвая оказалась старушка. Никаких данных про себя не помнила, куда едет – не знает. Круга 2 каталась. Пришлось вмешаться водителю: спасибо кондуктору – сообщила о пассажирке. Вместе с пассажирами деликатно обыскали бабушку, нашли в одном из карманов старенькую бумажку с телефоном, созвонились по нему, оказался телефон то ли дочери, то ли снохи. Ещё час в пути, и бабушку встретили родственники. Благодарили. Оказалось, что у бабушки было психическое заболевание, связанное с потерей памяти».

Хорошо, что такие люди есть. Но на одном энтузиазме далеко не уедешь – городу нужны новые трамваи и продуманные маршруты, и этот факт мало кто отрицает. И, пока водители делают свое важное и ответственное дело, следует решать и этот вопрос.

[singlepic id=1542 w=320 h=240 float=]

«Сказать о развитии и о будущем трамвая пока нечего»

– Сегодня следует организовывать маршруты с уменьшенной составностью поездов, проходящих из одной удалённой части города в другую, чтобы добиться беспересадочной поездки и снижения ее общей стоимости. – рассказывает Андрей Елисеев, председатель городской общественной организации «Ульяновцы за трамвай» и ведущий специалист межрегиональной общественной организации «Город и транспорт». – Мы занимаемся анализом пассажиропотоков по основным направлениям. С момента последнего изучения пассажиропотока прошло более 25 лет, многое в городе поменялось: часть заводов перестала работать, появились новые микрорайоны, построен новый мост через Волгу. Направления пассажиропотоков начали изменяться, а маршрутная сеть трамвая, троллейбуса и автобуса как была сформирована в 90-х годах, так и осталась, поэтому нужно создавать новую маршрутную сеть, – говорит Андрей Юрьевич.

– Что понимать под реорганизацией?

– Это не только изменение маршрутов, но замена подвижного состава, соответствующего пассажиропотоку, отмена дублирующих маршрутов. Но говорить о каком-то развитии и о будущем трамвая пока на самом деле нечего, чего стоит только недействующая программа «Обновление ГЭТ 2011-2015 г.г.». Городская власть в этом году (как и в прошедшем) обещает обновить ГЭТ. Но всё сводится к закупке 6 трамваев и 3 троллейбусов.

– Будет ли это обещанное обновление?

– Скорее нет, чем да. Программа эта не новая и переписывается из года в год. Единственно, что в ней не меняется это сумма, которая должна быть выделена, но зато изменяется количество единиц подвижного состава – их становится всё меньше и меньше.
По данным программы, в год на приобретение ПС ГЭТ представляется сумма в размере 70 млн. руб. К 2015 году цены на ПС будут расти, а сумма в программе, скорее всего будет неизменной.

– Предпринимаются ли какие-либо шаги по предотвращению демонтажа рельс на ул. Радищева?

– Слухи остаются слухами, возможна и утечка информации. Но ясно, что народ закрыть движение по центральным улицам не даст, ведь там находятся важнейшие социально-культурные объекты города. А в праздники именно трамваи помогают справиться с пассажиропотоком в вечернее время. Добираться всем пассажирам до данных объектов на автобусах малой вместимости невозможно, а автобусов большой вместимости на данных направлениях почти нет.

– Какая последняя официальная информация от властей по поводу закрытия движения?

– Последний и единственный ответ от нового градоначальника был по поводу решения, точнее уже отказа от закупки старых трамваев. Тогда решение о намерениях приобрести Б/У вагоны жёстко подверглось критике с нашей стороны. А по поводу закрытия трамвайного движения и про демонтажи власть отмолчалась.

Что ж, дело по-прежнему не сдвигается с места. Возможно, в ситуации с городом Ульяновском это даже к лучшему – как бы не стало хуже. Остается надеяться, что энтузиазм неравнодушных людей не позволит разрушить то, что еще осталось, и трамваи еще долгие годы будут беречь экологию Ульяновска и выручать жителей в случае транспортных «маршруточных коллапсов» из-за снега и мороза, непонятно откуда берущихся посреди зимы.

Напоследок мы попросили специалистов организации прояснить, почему в некоторых трамвайных вагонах убрали третий ряд сидений. Дело в том, что раньше в вагонах было 3 ряда сидений (так называемая система: 2+1). Сейчас же в большинстве из них убран этот ряд – с целью повышения вместимости салона.

– В салонах трамвая убрали третий ряд сидений, когда наоборот нужно было не то, что их делать тёплыми, а ещё и добавить один ряд. Пассажировместимость вагона Т3SU была с завода (8 чел/м): 131, из них для сидения было 36. Убрав один ряд, уменьшили количество сидений с 36 до 26, сделав вроде как просторный салон, но не обустроили его должным образом – в середине прохода по салону отсутствуют дополнительные поручни, в результате чего при максимальной наполняемости пассажиры вынуждены висеть друг на дружке. Дополнительные поручни есть только на нескольких вагонах, которые пришли во второй половине 90-х годов из Москвы, на местных вагонах (модернизированных на коленке) такого нет. Снятый и сэкономленный ряд пошёл на то, что взамен мягких сидений в других трамваях и троллейбусах установили пластиковые и холодные, которые в народе прозвали унитазами, – рассказал Андрей Юрьевич.

Юлия Узрютова

[nggallery id=72]

Оцените новость: