Симбирские бани

12 Фев 2013 История Dinika

В музее-усадьбе городского быта, что на территории музея-заповедника Ленина, есть интересный действующий экспонат – реконструкция городской усадебной бани. Причем выстроена баня по всем классическим канонам. Её вполне можно считать эталонной для всех любителей настоящего русского пара. Но мало кто знает о том, что подобные бани для Симбирска были скорее исключением, чем правилом.

Ископаемые бани

Неизвестно, кто изобрел баню как таковую, зато отлично известно зачем. Чтобы мыться. Именно мыться, а не париться – при отсутствии надежных сосудов для переноса и нагрева воды древнему человеку для мытья оказывалось проще нагреть до высоких температур помещение, а не воду.

В тепле для мытья можно было обойтись сравнительно небольшим количеством воды. Более того, оказалось, что можно и вовсе без неё – воду вполне успешно заменял собственный пот. После такого мытья достаточно просто вытереться.

Подобной своеобразной баней в виде очага с камнями и замкнутого пространства для сохранения тепла пользовались обитатели нашего края времен среднего и позднего палеолита. Впрочем, мытьем дело не ограничивалось – суровый климат позднеледникового периода заставлял искать способы не только избавиться от зуда и паразитов, но и согреться.

Землянка или пещера с очагом, наполненным камнями, стала каноническим прообразом для всех типов бань, а в провинциальной России в практически неизменном виде дожила почти до наших дней. Речь идёт о бане по-черному. Несколько забегая вперед, отметим, что именно такие бани были наиболее распространены в Симбирске 19 века. Бани по-белому наподобие той, что представлена в музее, были уделом достаточно зажиточных людей, причем со связями. Но об этом чуть позже, а пока вернёмся к эволюции бань на территории нынешней Ульяновской области.

Римские бани

В 1990 году в селе Красное Сюндюково, что недалеко от Ундор, начали строить поселок “Нойес лебен” («Новая жизнь») для немцев Поволжья. В те годы немцы активно уезжали из страны. Ульяновская область решила приютить их у себя. В неофициальном конкурсе Красное Сюндюково выиграло у Васильевки право принять поселенцев. Началось строительство домов.

Строили основательно – кирпичные дома на фундаменте глубокого заложения. Именно во время земляных работ по устройству фундамента и нашли быстро ставшую известной баню времен Волжской Булгарии.

На территории Ульяновской области баня, по сути, была единственным целым памятником археологии домонгольского времени. Причем памятником хоть куда – болгарская баня топилась так же как римские термы – с помощью каналов в стенах, окна были застеклены…

Увы, но археологией тогда пренебрегли, и баню попросту закопали. Но даже краткого её описания достаточно для того, чтобы понять – корни конструкции уходят в культуру Римской империи.

Римские термы, сделанные из камня, и отапливаемые дымовыми газами, пропускаемыми через стены, для тех времен были вершиной технического прогресса. География их распространения совпадает с границами влияния Рима. Именно в провинциальной римской культуре надо искать корни хамамов (турецких бань) и арабских бань.

Но откуда взялись подобные бани в Среднем Поволжье? Ведь ничего подобного у предшествующим булгарам именьковцев не было. Для ответа на этот вопрос стоит вспомнить хазарские корни булгар. Хазары, как и многие другие культуры юга восточной Европы, во многом переняли римскую культуру, в том числе и банную.

Кроме того, важное значение имеет и местоположение найденных бань – аккурат на древнем караванном пути. А ведь, как известно, у предприимчивых булгар спрос неизменно рождал предложение.

Удивительно, но уникальные банные постройки булгар не оставили ровным счетом никаких следов в русской культуре. Термы у нас так и не появились, зато бани обычные стали непременным атрибутом практически любого двора.

Старейшая баня

Не исключение и двор монастырский. Сегодня мало кто знает о том, что старейшее из сохранившихся в Ульяновске зданий – это бывшая баня Спасского монастыря. (ныне – пер. Пожарный, 7/1) 1787 года постройки.

Кирпичная «банная служба» топилась по-белому – для тех лет скорее исключение, чем правило. На дворах тогдашних городских усадеб преобладала совершенно другая конструкция бань – полуземлянка или землянка, топившаяся по-черному. Конструкция подобного сооружения не слишком далеко отошла от бань времен палеолита. В основном это были полуземлянки с укрепленными стенами. Срубные бани начали активно вытеснять подобные сооружения лишь к началу XX века.

Бани по-черному

Вопреки расхожему современному мнению, получить хороший качественный пар в бане по-черному весьма не просто. Мешает конвекция от незакрытых перегретых камней, гарь и копоть.

По этой причине баню топили в основном не для того, чтобы попариться, а чтобы погреть воду и помыться. Протопка до состояния готовности к нормальному парению была целым ритуалом и занимала практически целый день даже летом. Помимо нагрева камней, необходимо было проветрить баню от дыма, дать настояться, потом обмести основную копоть и гарь и лишь затем париться.

При этом баня получалась с небольшой влажностью и с высокой температурой, то есть ближе к классической сауне, чем к русской бане в нынешнем понимании. Пар в бане по-черному надо было сделать.

И тут начинался творческий процесс. Хороший пар требовал постоянных действий – необходимо было вовремя проветрить, поддать, разогнать пар веником, дать бане «вздохнуть».

Из воспоминаний жителей Симбирска XIX века известно, что умение «наладить пар» высоко ценилось среди простого народа. К хорошему знатоку пара было даже принято приходить «на баню». Условия были простыми – приходить со своими дровами и со своим квасцом.

Жилые бани

Историк и этнограф А.Н.Зорин в одной из своих книг приводит интересный факт. Оказывается, в Среднем Поволжье была распространена сдача бань в аренду под жилье. Бедняки с удовольствием селились в хозяйских банях. При этом одним из главных условий было освобождение бани для мытья хозяев. Конечно же, речь идет о банях по-белому.

Следы такой практики можно отыскать и в Симбирске. Правда, в банях чаще сели всё-таки бесплатно. Обычно приехавших родственников или знакомых.

Известны и случаи отделения семьи сына в баню до строительства собственного дома. Но все подобные случаи относятся к первой половине XIX века. Во второй половине позапрошлого столетья в банях не жили. Да и топили их намного реже.

Тайные бани

Причиной этого оказалась борьба с пожарами. Бани, особенно наиболее распространенные черные, топившиеся с открытой дверью, считались возможным и достаточно опасным очагом пожара.

Достаточно долгое время действовал запрет на топку бань в летнее время. Единственным исключением было принятие родов – ради этого случая бани топить разрешали. Причем тоже только после предварительного разрешения. За ним обычно посылали бабку-повитуху.

После пожара 1864 года и принятия нового плана Симбирска, появились и требования к расположению усадебных построек, в том числе и бань. Топить разрешалось только те бани, которые были расположены на определенном расстоянии от жилых построек.

Впрочем, запрет действовал не для всех. Привилегированные сословия и купцы преспокойно топили бани, когда захотят. Жандармы их не замечали, зато активно воевали с любителями бань из бедной части города. Там преобладали бани по-черному, которые, бывало, топили тайно – по ночам.

Торговые бани

В торговой и дворянской частях города на усадебных местах строили бани исключительно по-белому. С появлением же торговых бань, многие купцы стали предпочитать собственным баням нумера. Это был своеобразный способ подчеркнуть социальное положение.

К началу XX века индустрия торговых бань в Симбирске окончательно оформилась. В приличных заведениях появились профессиональные банщики, нумера получили приличную отделку, бани стали конкурировать за богатого клиента. Но истинные любители пара всё-таки предпочитали собственную баню, построенную по давно устоявшимся канонам.

Рецепт идеальной бани

Для того, чтобы создать настоящий пирог пара, без которого немыслима русская баня, необходимо не так и много. Во-первых, нужно запасти очень много тепла, а во-вторых – быстро превратить его с помощью воды в перегретый пар, исключив сильный прямой нагрев помещения.

На практике это означает, что обязательным условием хорошей русской бани является большая кирпичная печь с закрытой объемной каменкой. Кроме того, тепло должны накапливать и стены. Кирпич тяжело глубоко прогреть, поэтому с кирпичной теплоемкой печью хорошо сочетаются массивные деревянные стены. И тут нет ничего лучше сруба, желательно из лиственных пород деревьев, чтобы не выделялась смола.

Важно также, что баня – это место в первую очередь и для мытья. По этой причине печь должна предусматривать возможность нагрева воды.

Немыслима правильная баня и без источника свежего воздуха. Обычно проветривали баню с помощью небольшого окошка ниже границы пара. Это позволяло сравнять давление внутри и снаружи бани.

Стоит отдать должное тем, кто реконструировал баню в музее городского быта, – все традиционные требования оказались соблюдены, включая идеальные размеры клети,  высоту потолка, объём каменки, размер печи, форму и конструкцию полоков. Единственное исключение – низкий порог на двери в парилку и глухое окно в ней же. Но это издержки нахождения в музейной экспозиции. В остальном же баню можно признать эталонной – именно в такой и парились в Симбирске те, кто могли себе позволить правильную баню, конструкция которой шлифовалась столетиями и достигла совершенства. Причем совершенства большего, нежели римские термы или арабские бани. Хорошая русская баня – это весьма тонкий баланс всех элементов конструкции плюс необходимость активных действий при парении.

[yandexMap name="Музей-усадьба городского быта" description="Музей-усадьба городского быта" width="600" height="400"]Ульяновск, ул. Ленина, 90[/yandexMap]

 

Оцените новость:
  • (7 голосов, средний: 5.00 из 5)
    Загрузка ... Загрузка ...