Рекогносцировка: земля мотоблоков

04 мая 2015 Общество Dinika

1 мая у мотобайкеров традиционно открылся сезон. Трасса на Казань с утра оказалась наполнена колоннами мотоциклистов со всеми их актуальными атрибутами: модными шлемами, косухами, кожаными штанами, «казаками» и т.д.. Около Цильны «летящим вдаль» пришлось столкнуться с совершенно иной реальностью — встречной колонной из мотоблоков с тележками, которые оседлали иные «байкеры», – ползущие недалече мужики в модном линялом камуфляже, панамках и шлепанцах. На пролетающие мимо «Харлеи» и «Хонды» поселковые «байкеры» внимания не обращали. В Цильне своя гордость и свой мотопробег.

IMG_4718

«Хотели мы свой парад делать — если все мотоблоки взять, то можно вкруг вокруг Цильны кольцо замкнуть» – с гордостью рассказывает местный житель Сергей в ответ на вопрос о том, как так сложилось, что основным видом транспорта в поселке стали мотоблоки.

Маршруты пробега выяснить оказалось нетрудно — от квартир до погребов и гаражей, от погребов до сараев и от сараев до дач.

IMG_4725

Организованного парада мотоблоков не случилось из-за начала дачного сезона, но, благодаря сельскохозяйственной активности, колонну, пусть и не парадную, можно было наблюдать на трассе весь день. Маршруты пробега выяснить оказалось нетрудно — от квартир до погребов и гаражей, от погребов до сараев и от сараев до дач.

IMG_4662

Скорость мотоблока с тележкой едва-едва превышает скорость пешехода, что придает местной жизни определенный колорит неспешности, несмотря на близость Цильны к городу. Не сильно способствовала росту скоростей и массовая замена двигателей мотоблоков на китайские. Поводом для тюнинга стало отсутствие на АЭС в поселке 80-ого бензина, на котором работали «советские» двигатели, а вовсе не страсть к высоким скоростям. Современные китайские моторы потребляют 92-ой, что значительно облегчает пуск. А это важнее, чем достижение скоростных рекордов. Не способствует скоростному передвижению и распространенная в поселке конструкция самодельных прицепных тележек. Без подвески и с осью, сделанной из заднего моста «классики» или Москвича, рассчитывать на покорение скорости в 10 км/ч не приходится.

IMG_4696

Передвижение получается крайне размеренным, что способствует философскому взгляду на жизнь.

В тему:

- Как так получилось, что в поселке все ездят на мотоблоках? Такого нет больше ни в одном райцентре…

Ответ неизменен: «Так повелось. Один начал ездить, на него другие посмотрели. Так и втянулись».

Втянулись, надо отметить, глубоко. На дачах при поселке нам рассказывают о соседях. У этих в семье три мотоблока (для каждого взрослого), у тех — два. Третий сосед из коллектива выбился — перед участком стоит свежая Тойота, что резко выделяется на общем фоне. Оказывается, приехали родственники. Сам же хозяин поселковому стилю не изменяет — мотоблок с тележкой припаркован за иномаркой.

IMG_4665

Встали у сараев и попытались подсчитать чего в местном дорожном движении больше — мотоблоков или автомобилей. Двадцать минут наблюдений закончились с разгромным для автолюбителей результатом 1 к 5: одна машина на пять мотоблоков с тележками. Как же так получилось? Мы решили найти ответ самостоятельно.

Одна машина на пять мотоблоков с тележками.

Повод для мотоблочной активности очевиден — необходимость поддерживать распределенный образ жизни, причем в условиях, когда иные способы обработки земли (нежели с использованием средств малой механизации) оказались недоступными.

Цильна — поселок сравнительно молодой, созданный в начале 60-х при железной дороге. Подобные поселения ныне повсеместно деградируют, но Цильне повезло — именно здесь было решено открыть сахарный завод, который в наибольшей мере и способствовал формированию особого образа жизни.

IMG_4613

Зафиксированная властью география поселка сравнительно проста. Основная часть поселка – это микрорайон из многоквартирных жилых домов, которые строились для работников завода в полном соответствии с хрущевским посылом о сближении города и деревни. Сближение вышло силовым — при домах не оказалось никаких земельных участков кроме тех, которые по советским нормативам именовались дворовой территорией.

Вторая часть поселка — это сблокированные двухквартирные сельские дома типовой серии, но также практически лишенные достаточных для ведения хозяйства участков.

IMG_4692

Настоящий частный сектор оказался на отшибе — в двух километрах от центра поселка, за железной дорогой. Обошлись бы и без него, но практически одновременно с созданием сахарного завода возникло и сельскохозяйственное предприятие, отчасти обеспечивающее завод сырьем, а отчасти живущее за счет сырья завода (поныне, несмотря на смену собственника, называемое спецхозом). Разница в жизнеустройстве основной части поселка и своеобразных выселок оказалась зафиксирована в топонимике — поселок спецхоза местные называют «кулатским», хотя, конечно, никаких кулаков в момент его основания (активное строительство велось в 70-е годы XX века) там не было.

IMG_4714

Изначальная железнодорожная сущность Цильны ныне представлена одной улицей Железнодорожной, на которой также сохранился частный сектор, что в последние годы привело к тому, что улица стала застраиваться домами зажиточных жителей, так как в других местах поселка попросту нет участков ИЖС достаточной площади за исключением небольшого участка вдоль трассы, который получил статус земель поселений сравнительно недавно и достаточно быстро оказался обжитым.

IMG_4616

Силовая унификация с городом привела и к неизбежному переносу его институтов распределенного жилья. После заселения многоквартирных домов поселок быстро оброс районом гаражей, отдельным районом сараев (построенных централизованно), а также дачами (как водится, под линией ЛЭП). Часть из этих строений тоже оказалась зафиксированной властью по причине переноса на поселок со статусом «городского типа» городских нормативов обеспеченности жителей благами. Так, например, для постройки погребов создавался кооператив, дачи полагались лишь семейным и размером не более, чем в 6 соток, а на гараж мог претендовать лишь владелец автомобиля или мотоцикла.

Статус «поселок городского типа» не превратил поселение в город.

Особенность планировки поселка такова, что гаражи, погреба и дачи оказались разнесены друг от друга достаточно далеко. Так, от подъезда многоэтажки в центре поселка до ближайших гаражей около 700 метров, от гаражей до отдельностоящих погребов — более одного, а до дач до 1,5 километров.

IMG_4638

Не стоит и говорить, что, как и повсеместно, статус «поселок городского типа» не превратил поселение в город. Более того, близость сахарного завода как источника бесплатных кормов способствовала активному развитию частного животноводства. Но скотину большинству жителей Цильны держать было негде — пяток свиней или пара коров на балконе многоквартирного дома не поместятся. В результате свободные пространства в поселке стали обрастать сараями.

IMG_4620

Скотные дворы появились на небольших участках блокированных сельских домов, постепенно превратив проезды «на задах» в сплошную стену свинарников и коровников.

IMG_4659

Целые поля из сараев для скота и птицы появились и возле «официальных» погребов.

Огороды на дачах при этом обрабатывались вручную — городская разбивка небольших участков крайне усложняла использование тракторов. Не принято было держать и лошадей — мест для выпаса в окрестностях поселка оказалось крайне немного — с одной стороны трасса, за которой обрабатываемые поля, с другой стороны — железная дорога.

IMG_4718

На этом фоне появление мотоблоков в открытой продаже в 90-е годы стало для местных жителей спасением, решив одновременно и проблему перемещения по распределенному жилью, и проблему обработки «дачных» участков (фактически, огородов).

Хозяйственная жизнь поселка оказалась ограниченной его естественными границами — трассой, железной дорогой и дачными массивами.

Но, судя по моделям прицепов, наибольшее развитие мотоблочного движения пришлось все-таки на 2000-е годы когда сахарный завод начало лихорадить, что резко сократило кормовую базу для личных распределенных хозяйств, а возможности выпаса скотины сильно ограничились ввиду того, что у незасеиваемых полей появились хозяева. В результате хозяйственная жизнь поселка оказалась ограниченной его естественными границами — трассой, железной дорогой и дачными массивами.

IMG_4673

Несмотря на это, хозяйственный уклад изменился не сильно. Лишь уменьшилось количество крупного скота и коз, но сами с/х промыслы населением не бросаются — практически у каждого (даже богатого) дома рядом скотный двор, нет и брошенных сараев. Не повлияли на традиционные занятия и появление у сахарного завода нового хозяина (что исключило воровство), а также изменение в структуре занятости (значительная часть населения ушла в отход либо ежедневно ездит на работу в город). Местные жители объясняют это силой традиций, которые иногда оказываются даже сильнее здравого смысла.

IMG_4649

Это касается и мотоблочной традиции, которая затронула и соседние деревни, где в качестве транспорта также стали применяться мотоблоки с прицепами несмотря на то, что в них не возникает прямой необходимости, так как в этих деревнях отсутствует практика распределенного хозяйства. Тем не менее, на мотоблоках активно передвигаются, причем (в отличие от Цильны) без груза.

IMG_4633

Именно с одной из соседних деревень связан и своеобразный мотоблочный рекорд, вызывающий ассоциации с «Простой историей» от Линча. Напомним, что у Линча главный герой отправляется в длинный путь на газонокосилке, чтобы навестить брата. В нашем же случае один из жителей деревни ездил к родным в Лаишевку (40 км) на мотоблоке с тележкой. А вы говорите байкеры…

При поддержке фонда социальных исследований «Хамовники»

Читать дальше:

Оцените новость:
  • (9 голосов, средний: 5.00 из 5)
    Загрузка ... Загрузка ...