Вдохновившись рассказами о том, как до появления цифры пленку проявляли и печатали фото в специальных темных помещениях или попросту в ванной, где можно было добиться полной темноты, корреспондент Улграда решила на себе испытать эти ощущения. Благо, ульяновские фотолюбители и профессионалы, несмотря на царство цифры, не забывают и о других способах получения изображений. 13 апреля в темной комнате музея фотографии при красном свете создавали фотограммы: изображения, получаемые фотохимическим способом без применения фотоаппарата. Нужны лишь фотобумага, фонарик, проявитель, фиксаж и вода. Ну, и естественно, предмет, который вы хотите таким образом запечатлеть.
При входе в зал музея глаза разбегаются: здесь и старые фотографии Симбирска, и самые разные фотоаппараты, включая «Смену» и «Зенит», с описаниями характеристик. А в центре зала – то, что сейчас встретишь все реже: фотоувеличитель, ванночки с проявителем и фиксажем, красная лампа…
Фотоувеличитель, правда, в этот раз не понадобился, так как для фотограммы нужно совсем мало. Единственное, ввиду того, что большинство пришедших на мастер-класс занимались этим впервые, бумаги ушло довольно много.
Итак, для начала Валерий Дурнов, проводивший мастер-класс, показал, как происходит создание фотограммы. Берется какой-либо предмет (желательно, полупрозрачный), кладется на фотобумагу и освещается лампой. Свет проходит сквозь предметы. А вот если вы решили запечатлеть плотный предмет, то ждите появления на бумаге его светлого силуэта.
Для начала Валерий Дурнов показал пример с лентой, флаконом духов, сережкой в виде рыбы и конфетой. Он разложил их красиво на фотобумаге, просветил фонариком, после чего положил на минутку-другую в ванночку с проявителем, а затем в другую – с фиксажем.
Получилось вот что:
Кстати, все это делается в темном помещении лишь при свете красной лампы, от этого все происходящее действительно напоминает какое-то таинство.
Далее возможность создать свою фотограмму получили и все остальные.
У меня с собой не было подходящих прозрачных предметов, но оказалась пластмассовая ручка с надписью. И она – как выяснилось позднее – стала прекрасным предметом для просвечивания.
Как долго светить, каждый решает сам, все зависит от результата, который хочется получить.
В моем случае говорить о результате не приходилось: получилось бы хоть что-то.
Впрочем, эксперимент оказался удачным: ручка на фотограмме получилась объемной, и даже надпись можно было различить.
Участники мастер-класса стали экспериментировать с разными предметами и даже деньгами. Кстати, можно было просветить и собственный профиль, но на такой эксперимент никто не решился.
Далее Валерий Дурнов поместил фотограммы в ведро с водой для промывки. Им останется только высохнуть и занять свое место на выставке в музее.
Художественная ценность такого изображения вряд ли высока, однако есть по-настоящему интересные изображения, созданные таким способом.
(использованы изображения photograma.livejournal.com, foto-smena.ru, wikipedia.org)
Юлия Узрютова. Фото Артёма Лунёва