Яндекс.Метрика

Бизнес вымрет. Бабло победило деньги

Администрация Ульяновска подвела итоги конкурса на установку рекламных конструкций на территории города. Опытных игроков рынка и случайных людей среди победителей не оказалось. Тренд очевиден — малому бизнесу явно показали, что время рыночных отношений закончилось. Теперь это занятие для избранных.

Наступление на малый бизнес совпало с первыми явными признаками системного кризиса в экономике. Если до недавнего времени малый и отчасти средний бизнес мог работать в условиях хоть какого-то, но рынка, где понятия конкуренции, деловых отношений, маркетинга и т. д. – это не пустые слова из другой жизни, то в последнее время зона рынка снизилась настолько, что из нее постепенно выдавливаются даже мелкие ларечники.

Причина этого явления понятна — у тех людей, которые имеют ресурсы влияния на власть, попросту кончились сферы прикладывания того, что в рыночной экономике принято называть капиталом, а в условиях Ульяновска баблом.

Бабло — это не деньги. Бабло описывается другими терминами. Его не получают, его не зарабатывают, его не накапливают, его лишь хватают и удерживают. Это не аккумулированный заработок (капитал), а аккумулированный статус.

Еще по теме:

Когда бабло есть, его надо использовать. Использование бабла в рамках рынка по понятным причинам невозможно — в экономике оно не работает, а работает лишь в качестве ресурса для получения ренты. Поэтому конвертировать бабло в деньги невозможно — бабло связано кулуарными договоренностями, «своими людьми» и так далее. Вложить его в бизнес невозможно — бабло не вкладывают, его откатывают, делят и им делятся.

До определенного момента носители бабла и носители капиталов пересекались не слишком сильно — линяя раздела между рынком и рентой пролегала где-то на грани среднего бизнеса. До этой планки можно было работать в условиях рынка, что и делали мелкие и средние предприниматели, ставя рекламные щиты, киоски, магазины, автомойки, цеха по производству мебели и зарабатывая свою копеечку. Некоторым даже удавалось развернуть что-то инновационное. Впрочем, по меркам Ульяновска инновацией можно считать все, что выходит за рамки торговли, строительства и бытовых услуг.

Носителям бабла эта мелкая мышиная возня была явно не особо интересна. Ресурсные люди довольствовались лишь сбором традиционной десятины, которую принято называть административной рентой. Действительно, кому какое дело до ларьков и моек, когда есть возможность получить гораздо более крупные ресурсы — начиная с целых заводов, превращаемых в торговые центры, заканчивая денежными должностями.

Но любые подобные ресурсы не являются возобновляемыми — новой земли для выделения наделов не прибавится никогда, новых заводов, которые можно захватить, силами советских рабочих не построится, а список денежных должностей имеет свойство достигать потолка базовых приличий, по достижению которого можно услышать грозное «ай-ай-ай» из Москвы.

Тогда взгляд обращается на рынок, который до этого момента существовал как-то сам по себе, без мудрого участия бабла. В нем и находится новый ресурс, в городьбу которого можно успешно вложить бабло. И тут неизбежно начинается наступление.

Порабощенные территории падут достаточно быстро. Первыми стали киоскеры. Рынок оказался попросту демонтирован. Вместо ларьков кучек ИП на остановках ныне можно увидеть в основном гордые брендированные «магазины» с всего парой всем известных логотипов. Теперь очередь дошла и до рекламных конструкций.

Итоги аукциона занимательны — среди победителей по 25 лотам почти нет привычных названий фирм, которые занимались рекламным бизнесом в последние годы. Нет и случайных людей. 9 лотов выиграло ООО «Стрит-лайн», зарегистрированное в декабре прошлого года, по 4 лота забрали ООО «Маркет-люкс» и ООО «Виз-арт». Давно работающим на рынке «наружки» «Таланту», «Волга-аутдор» и «СТС» досталось лишь по 1-2 лота.

Методика избавления от рынка городом успешно отработана. Сначала появляется проект по переустройству чего-то в лучшую сторону (размещения киосков, расположения рекламных конструкций, типовых фасадов), затем происходит кардинальное изменения правил игры, а в итоге — демонтаж рынка.

В этом нет ничего неожиданного — процесс в более баблистых темах начался давным-давно. Процесс неизбежен — в нынешней ситуации любой рынок может обернуться для власти неприятностями, поэтому от остатков рыночной экономики, естественно, надо избавляться — ресурсами должны распоряжаться носители бабла, от которых понятно чего ждать, а не непредсказуемые предприниматели, которые вечно что-то предпринимают.

Тренд отлично был понят и самими предпринимателями, которые попросту ушли в тень. В настоящий момент по данным статистики в теневом секторе в области трудится как минимум треть трудоспособного населения и динамика ухода в подполье говорит о том, что с каждым годом «теневеков» становится больше. Пока с ними у власти заключено негласное примирение на основе совместного назамечания. Но рано или поздно бабло доберется и до гаражных мастерских и подпольных шашлычников.

Именно это и пугает — переход бабла в нападение на малый бизнес явно говорит о том, что дела у области плохи. Дело на полных порах идет к тому, что скоро бабло будет прикладывать некуда, так как будет нечего делить.

И тут возникает всего два варианта развития дальнейших событий — трансформация бабла в деньги, либо новый масштабный передел собственности. Очевидно, что первый вариант по своей сути утопичен. Для того, чтобы на место ренты пришла созидательная деятельность, никаких предпосылок нет. Более того, это может создать угрозу появления рынка, с которым регион так успешно долгое время боролся.

К чему же тогда риторика губернатора области о важности развития и поддержки малого и среднего бизнеса, которую в последнее время он активно использует? Ответ на этот вопрос прост — надо знать, что теперь понимать под фразой «малый и средний бизнес». Изменилось наполнение. Малый и средний бизнес — это отныне не бизнес, а результат состоявшегося наступления бабла. А его носителей действительно надо развивать и поддерживать. Что с успехом и происходит.

Читать дальше:

Оцените новость: