Яндекс.Метрика

На краю экономической и политической пропасти

Министерством экономики области опубликован доклад об итогах экономического развития области за 2012 год. Согласно ему, Ульяновская область уверенно идёт к вершинам благополучия и шаг за шагом последовательно обходит конкурентов по разнообразным рейтингам. Но это не так – по нашему мнению, область катится в экономическую пропасть.

Как рисуют красивую отчетность?

Министерство экономики по традиции вынесло в публичное пространство множество частных индикаторов – уровень безработицы, индекс промышленного производства по отраслям, ввод жилья, индекс потребительских цен, объем инвестиций, среднюю зарплату и т.д. По большинству из них Ульяновская область добилась улучшения показателей, сопоставимого со среднероссийским. По уровню же безработицы (0,65 процента) мы вообще вторые по ПФО.

Мы не раз писали о том, что доверия к подобным индикаторам и у простых людей, и у инвесторов немного. Причина понятна – добиться на бумаге улучшения большинства указанных выше показателей не так и сложно.

Для иллюстрации приведем цитату из отчета министерства экономики области:
«Начиная со второго полугодия 2012 года, мы констатировали падение индекса производства деревообрабатывающей отрасли (менее 100 процентов), что ставило под сомнение выполнение целевого показателя. Однако слаженная и эффективная работа министерства с курируемыми предприятиями по формированию качественной отчетности дала положительный эффект и годовой индекс составил 100,6 процента».

И ещё одну:
«Несмотря на неплохие темпы роста, для улучшения рейтинга номинального уровня зарплаты в ПФО этого недостаточно. В 2013 году работа по ускоренному увеличению зарплаты продолжится. Помимо классической работы с отраслями в формате совещаний, необходимо внести изменения в статистические методы расчёта средней зарплаты по вновь созданным предприятиям».

Подобные бумажные улучшения в области за годы правления Сергея Морозова отработаны до мелочей. Мы не раз писали, что на подобном улучшайзинге во многом строится внешняя политика области. Неудивительно, что ориентация на цифры, а не на реальную работу стала основой политики чуть ли не большинства региональных министерств и департаментов.

Основные механизмы рисования красивых цифр просты. Среди наиболее распространенных – нажим на отрасль с целью вывода её части из «черной» зоны в «серую». Типичный пример – деревообработка. С учетом того, что доля теневой экономики в области постоянно увеличивается, механизм обладает серьёзным запасом прочности.

Второй по популярности способ сформировать нужную отчетность – это простая её покупка. Например, с помощью грантов начинающим предпринимателям, которые в какой-то мере способствовали спаду фиксируемого уровня безработицы.

Третий способ реализуется через личные связи в отрасли. Не секрет, что многие из ульяновских предприятий входят в те или иные объединения, промышленные группы и т.д. А это означает, что они имеют определенный коридор для маневра с отчетностью об, например, отгруженной продукции. В обмен на определенные преференции со стороны областной власти подобные предприятия вполне могут сформировать нужные цифры.

И это только вершина айсберга. При желании любой опытный руководитель органа власти легко найдёт ещё несколько десятков вариантов.

Где правда?

Единственные цифры, которым можно доверять в большой степени, – это отчеты об исполнении областного бюджета. Там есть всё необходимое для того, чтобы с успехом сравнить регион с соседями – уровень доходов области, уровень расходов, дефицит бюджета, кредитная нагрузка и т.д.

К сожалению, найти подобный рейтинг или таблицу с данными нам не удалось. По этой причине пришлось заняться сбором и систематизацией информации самостоятельно. Итогом этой работы стал наш собственный рейтинг бюджетов субъектов РФ. Помимо данных о расходах и доходах бюджетов регионов РФ за четыре года по данным статистики, мы внесли в него данные о населении региона по переписи 2010 года. Это позволило нам получить данные по обеспеченности доходами и расходами бюджета одного жителя того или иного региона и сравнить Ульяновскую область с другими субъектами Федерации.

По доходам бюджета за 2011 год и по планам доходов на 2012 год Ульяновская область находится на 56 месте среди всех регионов РФ, т.е. в нижней трети списка, по соседству с Брянской и Рязанской областями. При этом соседи по рейтингу демонстрируют темпы роста доходов бюджетов, значительно опережающие темпы роста бюджетных доходов Ульяновской области. Это позволяет сделать неутешительный прогноз – если темпы роста доходов останутся на том же уровне, то по итогам 2012-2013 бюджетных лет Ульяновская область опустится ниже в списке.

Динамика роста бюджетных доходов за период 2008-2012 год для Ульяновской области составляет 117,73 процента, что даже ниже уровня инфляции за эти годы. Итог – 64 место по этому показателю в общем рейтинге по соседству с Тульской областью.

Подсчитывать расходы бюджета без привязки к территории и количеству населения региона мы посчитали не совсем корректным, поэтому провели основное сравнение по уровню бюджетных расходов на одного жителя региона. Со своими 32268 рублями в год Ульяновская область оказалась в самом низу списка – на 72 месте.

Не лучше дела обстоят и с дефицитом бюджета – по этому показателю область находится на 71 месте. Впрочем, этот показатель никак нельзя считать значимым, так как он, по сути, характеризует лишь особенности бюджетной системы РФ и не является надежным индикатором для того, чтобы делать какие-либо выводы без учета других данных.

Что нам грозит?

Зная результаты сравнительного анализа, внимательно посмотрим на структуру областного бюджета. Отметим, что в общем и целом она не сильно менялась за последние пять лет. Основные статьи доходов – налоги и субсидии и субвенции из федерального бюджета.

Из налогов на первом месте стоит, естественно, налог на доходы физических лиц. Это примерно четверть доходной части бюджета. Чуть меньшая цифра – налог на прибыль организаций. При этом львиную часть всех налоговых поступлений обеспечивают 30 ключевых для области предприятий и организаций: “Автодеталь-Сервис”, ДЗС, “Авиастар-СП”, “Силикатчик”,”Ульяновскцемент”, “Контактор”, “Ульяновскводоканал”, СП “Нафта-Ульяновск”, ГНЦ НИИАР, ДААЗ, “Димитровградхиммаш”, ИПК “Ульяновский Дом печати”, КТЦ “Металлоконструкция”, “Ульяновский моторный завод”, “Ульяновский патронный завод”, “Ульяновскнефть”, “Ульяновское конструкторское бюро приборостроения”, “Ульяновскэнерго”, УМЗ №2, УМЗ, УАЗ, “Газпром межрегионгаз Ульяновск”, “Дворцовый ряд-МС”, “Ремстроймост”, “Симбирские Стройматериалы”, СП “Вис-Мос”, “Ульяновскоблгаз”, Ульяновскнефтепродукт, “Городской теплосервис”, “Утес”, НПО “Марс”, “Элегант”.

Важную роль в формировании областного бюджета играют и акцизы на алкоголь и топливо, которые формируют до пятой части казенной копилки. Практически всё остальное – это субсидии и дотации из федерального бюджета.

Структура достаточно шаткая и во многом зависимая от уровня ведения игр с федеральной властью, а также от каждого из 25-30 крупнейших областных налогоплательщиков. Среди которых, отметим, нет никаких предприятий перспективных инвесторов – основные доноры остались ещё с советских времен.

При этом «подушки безопасности» у области нет, что можно легко понять из уровня бюджетных расходов на одного жителя. Проще говоря, денег области катастрофически не хватает. И лучше не будет.

В 2013-2015 годах на регионы ляжет повышенная нагрузка по обеспечению социальных обязательств, которые во время предвыборного ажиотажа взял на себя нынешний президент. Надо повышать зарплаты бюджетникам, хотя бы номинально изображать улучшения в социальной сфере, развивать патриотизм и т.д. С 2013 года всё большая часть этих обязательств будет возложена на плечи регионов, причем без особой поддержки субсидиями и субвенциями.

Такого удара бюджет неэффективной во всех смыслах Ульяновской области просто не выдержит. Да и декларировать устойчивое развитие будет невозможно. А это значит, что области срочно нужны деньги. И их нашли.

После нас хоть потоп?

Внимательно изучим закон об областном бюджете на 2013-2015 год. Планируемый доход бюджета – 28531217,4 тысячи рублей, в том числе дотации, субсидии и т.д. – 5553142,5 тысячи рублей. Общий объём расходов – 31977928,6 тысячи рублей. Дефицит – 3446711,2 тысячи рублей. В общем ничего нового – вялая динамика роста доходов явно ожидается ниже реального уровня инфляции.

Но при этом область решила жить в долг. Причем масштабно. Закон устанавливает предельный объем государственного долга Ульяновской области:
1) на 2013 год – в сумме 10582706,7 тысячи рублей;
2) на 2014 год – в сумме 16248751,1 тысячи рублей;
3) на 2015 год – в сумме 18563607,3 тысячи рублей.

Никакие бодрые рапорты о росте производства в области радиоэлектроники на 11 процентов и об увеличении поголовья петухов не помогут скрыть простой факт – к 2016 году долг области составит половину планируемого бюджета. Область рискует вплотную приблизиться к банкротству. Но это уже вряд ли будет проблемой нынешних властей – полномочия губернатора, как известно, истекают именно в 2016 году.

Есть ли альтернативный сценарий?

Цифры говорят, что никакого вменяемого прорыва нынешним властям за годы правления осуществить не удалось. Область всё так же живёт исключительно советским наследством и рентой с территории. Инвесторы, о которых громко сообщалось чуть ли не каждый месяц, в большинстве случаев оборачивались пшиком. Те же предприятия, которые удалось затащить в область, весомого вклада в формирование регионального бюджета не внесли. Это неудивительно – реальные гиганты в область не пришли, а те, кто пришел, либо зарегистрированы в качестве основного юридического лица на другой территории, либо не имеют таких объёмов производства, чтобы значимо влиять на доходную часть бюджета.

Наступает коллапс, тупик, из которого трудно придумать выход. Очевидно, что оставшиеся ресурсы подходят к концу, потенциальных точек для экстенсивного развития просто нет как с точки зрения экономики, так и с точки зрения политики.

Насчёт политики стоит пояснить подробнее. Пока ещё область может генерировать некий позитивный образ наружу, но власть уже неспособна выдержать сколь-либо серьёзный удар изнутри. Привычный механизм расплаты за лояльность преференциями и «темами» уже не работает по экономическим причинам. Раздавать стало попросту нечего. Так, только мелочи, всё остальное уже давно роздано и освоено.

С одной стороны это реальная опасность получить тяжеловесный политический удар, а с другой стороны – своеобразный иммунитет против такого удара. Серьезному внешнему игроку Ульяновская область уже не интересна – времена «СОКа» прошли. Поэтому власть может бояться только удара изнутри собственной системы. И этот удар, если он будет, придётся гасить. На это тоже нужен бюджет. В противном случае удар будет контрольным и сразу в голову.

Впрочем, без экономического прорыва изменение власти не приведёт ровным счетом ни к чему. Ресурсов больше не станет, а значит, и стиль руководства, и региональная политика по вполне объективным причинам останутся теми же.

Очевидно, что всё упирается именно в выход из экономического тупика, в прорыв, который позволит значительно увеличить доходы бюджета, причем в кратчайшие сроки, чтобы не были пересмотрены программы безвозмездной помощи области из федерального бюджета. Примером такого прорыва может оказаться, например, нахождение огромной жилы золота прямо в подвале областного правительства, строительство огромного заводского комплекса, сопоставимого с «Авиастаром» или создание для области отдельной федеральной целевой программы.

Увы, но все эти сценарии утопичны, а значит, несмотря на парадные цифры министерства экономики, впереди нас не ждёт ничего хорошего. Чудес не бывает.

Оцените новость: