Яндекс.Метрика

Почему скользкие тротуары?

В среду общественник-рецидивист Александр Яшин организовал мини-уборку тротуара в центре города силами общественности в лице двух человек – самого Александра и хмурого бородатого мужика в камуфляже. Целью действа была не только очистка конкретного тротуара, но и попытка обратить внимание на проблему отвратительного качества уборки большинства городских тротуаров вообще. Мы присоединились к энтузиастам-дворникам и пару раз махнули ледорубом. Физическая работа навела на грустные размышления, вывод из которых оказался прост – лучше чистить тротуары не будут, надежды на это нет. Впору действительно всем браться за лом и делать самим чужую работу.

Утопия

Начнем с нехитрой арифметики. За час работы команда из двух бородатых общественников очистила в полном соответствии с нормативами (о которых чуть позже) 27 квадратных метров тротуара, включая и обледенелые бугры вдоль дороги.

Исходя из этих данных, полученных экспериментальным путем, и зная приблизительную длину дорог и проездов в городе, несложно подсчитать, что на одного мужчину трудоспособного возраста приходится в городе 2,2 квадратных метра тротуара. В запущенном обледенелом случае – 8,5 минут работы ломом.

Если верить в красивую идею гражданского общества, общественного субботника и т.д., то весь город при наличии ломов можно очистить за полчаса силами 70 тысяч мужчин.

Александр Яшин верит в эту утопию лишь отчасти. По его словам, было бы здорово, если бы уборкой запущенных тротуаров занимались бы сами жители, но за небольшую плату.

– За маленькую денежку я бы почистил тротуар около своего дома, – отметил Александр.

Впрочем, если всё будет продолжаться как сейчас, то вполне может случиться так, что чистить тротуары действительно придётся самостоятельно. Просто из-за инстинкта выживания, так как надежды на вмешательство власти немного. Это становится очевидным после анализа существующей нормативной документации.

Правда жизни

В декабре активно обсуждались новые правила благоустройства Ульяновска. Точнее не сами правила, которые мало кто прочитал, а некоторые пункты из них, которые получили широкую огласку – запрет сушить белье на балконах, требования к фасадам и т.д.

Но за этими громкими нововведениями не заметили того, что из новых правил фактически исчезли отсылки на Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N170.

Эти Правила среди прочего регламентируют периодичность и время уборки тротуаров в летний и зимний период, сроки вывоза снега с тротуаров, последовательность уборки и т.д.

Согласно этим Правилам, на основе которых написаны соответствующие пункты действующих Правил благоустройства Ульяновска, при снегопаде тротуары должны подметаться фактически каждые полчаса (при высокой интенсивности движения пешеходов), наледь и скользкость ликвидироваться практически немедленно (в течение трех часов), вдоль дорог не должно быть никаких колдобин из-за неубранных снежных валов и т.д. Регламентировано все необходимое. Остаётся только исполнять.

И тут возникает вопрос – а кто должен это исполнять? Ответ на этот вопрос также жестко прописан в нормативной документации – те люди и организации, за которыми закреплена соответствующая территория. Это могут быть собственники или арендаторы зданий, управляющие организации или ТСЖ в случае многоквартирных домов и так далее. Если территория не закреплена ни за кем, то ответственность ложится на муниципалитет.

Казалось бы, вот и корень проблемы – надо заставить ответственных за территорию выполнять требования нормативной документации. Но не всё так просто. Оказывается, что ответственности за нарушение правил благоустройства в Ульяновске фактически нет никакой.

Статья 5 КоАП Ульяновской области «Нарушение правил благоустройства и содержания территорий населенных пунктов Ульяновской области, кроме территорий парков и скверов и особо охраняемых природных территорий» была отменена в апреле 2012 года постановлением областного правительства. Тогда это объяснялось тем, что необходимая нормативная база уже есть в федеральном законодательстве.

Увы, но это не совсем так. В Кодексах большинства регионов строка о нарушении правил благоустройства осталась. А там, где этой строки нет, обычно используется статья 12.34. КоАП РФ «Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений». Эту статью «приземляют» к проблемам благоустройства с помощью ГОСТ Р 50597-93. Используется статья 3 «Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов». По сути, на сегодняшний момент это единственный механизм привлечь нарушителей правил благоустройства к реальной ответственности – оштрафовать должностное лицо на сумму от двух до трех тысяч рублей.

Естественно, что такие штрафы мало кого пугают, да и штрафовать, по сути, некому. Глава 12 КоАП РФ на практике попадает в сферу интересов исключительно ГИБДД. Должностные лица органов местного самоуправления, которые имели право применять санкции по статье 5 регионального КоАП, этой возможности оказались лишены. А если некому ловить за руку, то зачем напрягаться очисткой тротуаров? Никто и не напрягается.

Будущего нет?

Новые правила благоустройства, которые до сих пор не приняты, в части очистки тротуаров оказались минималистичны. Повторение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда авторам документа показалось излишним. В итоге никаких конкретных требований к уборке тротуаров в правилах нет вообще. Вот все значимые цитаты из документа по этому поводу:
«Тротуары, придомовые территории и проезды очищаются от снега и наледи до асфальта, посыпаются песком или другими противогололедными материалами», – про уборку придомовых территорий.

«К первоочередным мероприятиям зимней уборки проезжей части автомобильных дорог местного значения, улиц, тротуаров относятся:
– обработка проезжей части дорог противогололёдными материалами;
– сгребание и подметание снега;
– формирование снежного вала для последующего вывоза;
– выполнение разрывов в валах снега на перекрёстках, у остановок пассажирского транспорта, подъездов к административным и общественным зданиям, выездов из дворов и т.п.
К мероприятиям второй очереди относятся:
– удаление снега (вывоз);
– зачистка дорожных лотков после удаления снега;
– скалывание льда и удаление снежно-ледяных образований».

И это все. Ни сроков уборки, ни нормативов качества очистки в правилах попросту нет. На практике это означает, что единственным реальным рычагом влияния на ответственных за территорию становится ГОСТ Р 50597-93, благо кое-какие нормативы там указаны. В частности, указано время проведения работ. При высокой интенсивности движения пешеходов тротуары должны быть убраны не более чем за 1 час. Как и насколько хорошо убраны прописано лишь в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, которые, как несложно догадаться, распространяются, по сути, лишь на придомовые территории многоквартирных домов.

Но даже если говорить о мягких механизмах воздействия на ответственных за уборку тротуаров, то оказывается, что и их нет. Как сообщил нам депутат городской Думы Геннадий Антонцев «прозрачного и понятного механизма нет – никто не может сказать, кто следит и несет ответственность, кто контролирует. Есть огромная проблема и с прилегающими территориями и ответственными за них – далеко не все ещё разделено». То есть в ряде случае даже непонятно, кто должен нести ответственность за ту или иную территорию.

Что делать?

Итог всего этого бардака мы видим под ногами каждый день. Неужели, действительно, надежды на улучшение ситуации нет и каждому вскоре придётся брать в руки лом и становиться дворником? Спешить не стоит. Для начала можно заставить работать свою управляющую организацию. Чистые тротуары на прилегающей к дому территории – это ваше законное право, за которое вы платите. Если границы прилегающей территории не определены, то это для управляющей организации также не является поводом отказываться от очистки тротуаров и проездов.

При этом организация должна пользоваться Правилами и нормами технической эксплуатации жилого фонда, где четко прописаны все нормативы зимней уборки тротуаров.
Увы, но на сегодняшний момент контролировать соблюдение этих Правил, кроме собственников, жилья фактически некому.

В теории может быть реализована и идея Александра Яшина. При желании группа дворников-любителей вполне может заключить соглашение с управляющей организацией и заняться очисткой тротуаров самостоятельно за те деньги, которые предусмотрены на очистку прилегающей к дому территории.

Предупреждаем сразу – занятие это не из легких. Тротуары и проезды запущены, валы снега вдоль дорог не убираются, лед не скалывается, реагенты если и сыпятся, то далеко не везде по нормам. В результате очищать запущенные тротуары – это достаточно тяжелая физическая работа. Особенно трудно поддаются повсеместные бугры, образованные неубранным снегом на краю тротуара на границе с дорогой. Да и сам лед на тротуарах местами достиг 15 сантиметров толщины. Для того, чтобы расчистить такой тротуар вдоль стандартной панельной девятиэтажки, надо быть достаточно крепким мужиком.

Либо заниматься уборкой регулярно в соответствии с нормативами. Их придумали далеко не дураки, особенно в части уборки во время снегопада и скорости посыпания реагентами. Соблюдение нехитрых правил позволяет полностью избежать образования на тротуарах толстой наледи и, как следствие, изнурительной физической работы. Но для этого необходимо, чтобы и дороги убирались качественно и в срок.

Впрочем, будем оптимистами наподобие городских властей, которые упорно предпочитают не замечать проблему. Да и зачем? Весна же скоро, само всё растает, безо всяких усилий со стороны общественников, дворников, собственников помещений, да и самой власти.

Оцените новость: