Яндекс.Метрика

Подземный разлом в Димитровграде грозит АЭС?

Первый толчок в Димитровграде почувствовали 14 июня, когда солнце уже клонилось к закату. Землю изрядно тряхнуло. Кому-то послышался взрыв, кто-то ощутил подземный гул, а кто-то описал происшедшее как глухой удар. Дома не рухнули, стены не треснули, а трубы в земле не лопнули, поэтому особо большого значения жители города толчкам не придали. Но 29 июня толчки повторились ещё раз, причем почти в то же время – на закате. Теперь на верхних этажах уже явственно ощущалось, что землю трясет. По субъективным ощущениям толчки тогда оценили в 3-5 баллов. Иначе говоря, в Димитровграде произошло настоящее землетрясение. И в этот раз оно уже не на шутку перепугало горожан – под боком НИИАР, буквально под ногами – огромное хранилище радиоактивных отходов… В воздухе повисло беспокойство.

В результате 17 июля коллектив ДААЗа обратился телеграммой в Государственную комиссию Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям. Было это в 1990 году, и к обращению димитровградцев отнеслись тогда весьма внимательно. Заместитель председателя комиссии уже 20 июля сделал запрос в Институт физики Земли им. О.Ю.Шмидта с просьбой разобраться в вопросе. 27 июля из Института пришёл обстоятельный ответ, в котором помимо прочего было указано, что под всем городом, и под НИИАРОМ в частности, проходит тектоническое нарушение протяженностью более 300 км. Это нарушение, по мнению геофизиков, и могло спровоцировать землетрясения в Димитровграде. При этом их происхождение могло быть как тектоническим, так и карстовым. В отчете Института также приводится и оценка возможной глубины источника толчков – 1-2 км.

Недавно в Ульяновске широко обсуждалась новость о том, что «Росатом» планирует построить в окрестностях НИИАРа новое подземное хранилище радиоактивных отходов. Мы разбирались в этом вопросе и помимо прочего выяснили, что на существующем полигоне хранение жидких радиоактивных отходов производится в подземных горизонтах на глубине 1200-1400 м от поверхности.

Как нетрудно заметить, оценка геофизиков о глубине источника подземных толчков совпадает с глубиной залегания горизонта, в который до сих пор закачиваются радиоактивные отходы. Получается, что землетрясения 1990-ого года могло спровоцировать именно подземное хранилище? Именно к такому выводу и пришли специалисты Института, предположив, что наиболее вероятной причиной активизации карста могла стать интенсивная закачка агрессивных вод в карстующийся известняк на глубину от 1100 до 1500 метров.

Тут необходимо сделать пояснения. По информации НИИАРа, полигон располагается ниже известнякового слоя и отделен от него водоупорами, что полностью исключает попадание отходов в грунтовые воды. В то же время специалисты-геофизики в своём ответе настаивали на попадании вод именно в слой карстующегося известняка. Получается, что скважину могло попросту прорвать?

Вряд ли. Судя по устройству полигона, включащего в себя целый ряд наблюдательных скважин, а также систему непрерывного мониторинга, такой вариант исключен. Получается, что геофизики имели ввиду подмыв отходами верхнего слоя, в результате которого произошли подземные обвалы, которые и спровоцировали землетрясение. К сожалению, уточнений по этому поводу в документах нет. Скорее всего, однозначный вывод о причинах в Институте делать без полевых исследований попросту побоялись. Зато подробно описали потенциальные экологические опасности, на которые «намекнули» землетрясения в Димитровграде.

По мнению специалистов Института, вполне возможно распространение радиоактивных вод вплоть до выхода их на поверхность земли, а также загрязнение рек и источников на большом расстоянии от полигона. Но страшнее даже не это, а то, что развитие карстовых явлений может привести «к возникновению обвалов непосредственно под действующими реакторами».

В итоге в Институте испугались, и все рекомендации, изложенные в отчете, начали со слова «срочно». Срочно организовать комплексное рассмотрение ситуации. Срочно осуществить сбор проб воды на радиоактивность. Срочно организовать в районе Димитровграда сеть локальных сейсмических станций.

Понятно, что такой ответ от геофизиков комиссию при Совете Министров по ЧС напугал не на шутку. Была создана специальная комиссия, призванная комплексно рассмотреть вопрос и выяснить реальную степень опасности создавшейся ситуации. Комиссия начала свою работу 3 сентября и уже на следующей день докопалось до истины. Причину толчков сообщили… представители городского отдела КГБ!

Оказалось, что в июне в районе НИИАРа работала Баженовская геофизическая экспедиция Мингео СССР, которая и установила 22 июня 1990 года в 5 километрах северо-западней Димитровграда радиоуправляемую сеймостанцию. Были пробурены скважины глубиной в 20-25 метров, в которые заложили два заряда – один в 330 кг тротила, а второй – в 420 кг. Взрывы этих зарядов и спровоцировали землетрясение.

На этом можно бы и успокоиться, но не даёт покоя один вопрос – почему взрывы для банального сейсмозондирования вдруг спровоцировали столь серьёзные по меркам Димитровграда толчки?

Судя по заключению комиссии от 7 сентября 1990 года, этот вопрос заставил глубоко задуматься не только нас. Тогда объяснение нашли довольно простое – интенсивные осадки, которые увеличили обводненность породы и тем самым способствовали улучшению передачи толчков.

Объяснение, на самом деле, сомнительное. Даже не углубляясь в физику процесса, его можно оспорить. Для этого достаточно обывательского уровня размышлений. Дожди были не только в Димитровграде, работы по сейсмозондированию в тот июнь проводились по всему левобережью. Так почему подобных случаев искусственных землетрясений больше нигде зафиксировано не было?

Очевидно, что этот вопрос не оставлял в покое и членов комиссии, которые к тому же находились и под впечатлением от отчета геофизиков, где помимо всего прочего делался особый упор на наличие под городом тектонического разлома. Этот-то разлом и возможные последствия его подвижек из-за закачки отходов либо по иной причине и заставил не забыть о случае как о досадном недоразумении, а принять необходимые меры предосторожности.

В результате комиссия предложила произвести в районе полигона сейсмические наблюдения, создать систему постоянного контроля, а самое главное – произвести уточнение геологического строения и тектоники региона с целью, по сути, разобраться представляет ли потенциальную опасность разлом или нет. Работы планировалось произвести в 91-93 годах. По понятным причинам, этого сделано не было.

Прошло двадцать лет, и о НИИАРе снова вспомнили в связи с планами строительства пункта захоронения радиоактивных отходов емкостью 200 тысяч кубометров, а также АЭС. При этом о геологии никто уже не вспоминает, о напугавшем всех в 1990 году разломе попросту забыли. А ведь по правилам использования атомной энергии строительство новых АЭС на местах, где есть активные разломы, попросту запрещено. Этот вопрос регламентируется НП-032-01 «Размещение атомных станций. Основные критерии и требования по обеспечению безопасности», утвержденные постановлением Госатомнадзором РФ от 8 ноября 2001 года. Пункт 3.1 прямо запрещает строительство на активных разломах. Активный разлом считается опасней территорий действующего вулкана, на которых строительство не запрещается, а лишь считается производимым в неблагоприятных условиях.

В обоснованиях воздействия на окружающую среду, подготовленных ОАО «Акмэ-инжиниринг» для строительства новой 100 МВт АЭС около Димитровграда, вопрос с разломами, по сути, обходится.

«Таким образом, во внутренней структуре и в поверхности кристаллического фундамента выделен ряд разломов. Основанием для их выделения послужили, главным образом, геофизические данные. Подтверждений тому, что выделенные разломы нарушают слои верхней части осадочного чехла, нет. Из выделенных разломов лишь один протягивается в непосредственной близости от площадки АЭС – Мелекесский. Однако обоснование его существования опирается, как и в отношении других, исключительно на геофизические данные и анализ морфоструктуры рельефа. Единственный разлом, о существовании которого можно говорить уверенно – Главный Жигулевский, однако данных о его существовании как именно разломной структуры в четвертичное время нет» – написано в талмуде «Акмэ-инжиниринг». Аргументы за безопасность строительства специалисты кампании выскажут на общественных слушаниях по возведению АЭС, которые намечено провести 29 июля в Димитровграде.

Получается, что вопрос с активностью разлома до сих пор не решен, равно как и не найдено устраивающего всех ответа на вопрос, почему небольшие по мощности взрывы спровоцировали в 1990 году в Димитровграде достаточно сильное землетрясение. Случайность, влияние поверхностных вод или всё-таки наличие активного разлома или подмытия подземного резервуара с радиоактивными отходами? Ответа на этот вопрос нет до сих пор. Но предупреждения геофизиков из Института физики Земли актуальны по сей день.

И ладно бы АЭС, но ведь речь ещё идёт о возможном строительстве нового подземного захоронения, то есть о закачке под землю новой партии отходов. А это уже намного опасней. Никому, по сути, неизвестно, как поведёт себя очередное огромное подземное хранилище. И если с существующим уже 40 лет нам везёт, то повезёт ли так же с планируемым или страшилки геофизиков могут стать реальностью?

Оцените новость: