17 ноября на должность заместителя председателя комитета Госдумы по жилищной политике был утвержден Александр Сидякин, который возглавил рабочую группу по защите прав дольщиков. Одно из главных направлений работы группы в Госдуме нового созыва — это доведение до ума нашумевшего законопроекта по регулированию риэлторской деятельности. Все идет к тому, что рынок риэлторских услуг будут пытаться регулировать. Что из этого может получиться?
Напомню, что активно обсуждение законопроекта “О посреднической (агентской) деятельности на рынке сделок с недвижимостью” началось летом этого года после того, как его текст был внесен на рассмотрение в Думу прошлого созыва справедливороссами. Проект рассматривали всерьез, экспертное сообщество высказывалось в его поддержку, но в конечном итоге текст был признан недоработанным. Торгово-промышленная палата РФ аккумулировала в своем заключении все недостатки проекта.
Их оказалось несколько. Во-первых, ТПП признала, что проект не построен на кодификации устоявшихся в риэлторском сообществе практиках, а построен исключительно на внедрении дополнительного регулирования.
Законопроект был отложен, но не забыт.
Еще по теме:
С этим регулированием, впрочем, тоже возможны проблемы – начиная с отсутствия четкой проработки терминологического аппарата, заканчивая неработоспособностью механизмов, которые были предложены. В итоге законопроект был отложен, но не забыт.
Ныне все идет к тому, что законопроект будет реально дорабатываться и приниматься. Обычный временной лаг от создания рабочий группы до принятия проекта в подобных случаях составляет около полугода. При этом уже сейчас очевидно, что основные изменения, заложенные в проект, будут так или иначе воплощены в жизнь.
Помимо сугубо организационных таковых три: обязательная аттестация риэлторов, введение ответственности для агентов перед продавцами и покупателями и внедрение института СРО риэлторов.
Механизмы этих нововведений, которые были заложены в проект изначально, явно будут серьезно дорабатываться и перерабатываться, поэтому обсуждать их еще рано. Можно лишь точно сказать, что в жизнь не будет воплощен заложенный механизм материальной ответственности риэлторов как неподкрепленный законодательной базой, вряд ли сохранится и лишь обозначенная в рамочном виде двухступенчатая структура СРО.
Но сам факт проработки закона, судя по всему, игроками рынка был воспринят как сигнал. Ульяновская “Гильдия риэлторов” на днях начала рассылать риэлторам письма, в которых ссылаясь на разрабатываемый закон, призывает игроков рынка вступать в Гильдию, намекая на грядущую опасность СРО и необходимость регуляции рынка.
Веры в то, что рабочей группе удастся создать работающие механизмы будущего закона, мало.
Еще по теме:
Не знаю, сколько риэлторов реально испугались, среагировали на предложение и понесли членские взносы в Гильдию, но очевидно, что пока говорить о СРО явно рано. Когда же будет не рано, далеко не факт, что закон позволит так просто создать СРО. Может повториться ситуация со строительными СРО, которая сейчас активно развивается, – то есть, закончиться ограничением (формальным или неформальным) количества действующих СРО на регион одним или двумя. Понятно, что в этом случае вся саморегуляция обернется решением власти – кого и как назначать регуляторами, а кого саморегулируемыми. На этом рассуждения о рынке риэлторских услуг могут быть закончены.
Но и веры в то, что рабочей группе удастся создать работающие механизмы будущего закона, мало. Я, по крайней мере, их не вижу.
Закон может работать только в одном случае — если заставить все сделки проводить через риэлторов.
Еще по теме:
Как можно проследить то, что сделка проведена с помощью риэлтора? Допустим, на сайте Вы увидите объявление, но как доказать, что сделка произошла? Никак, абсолютно. Люди, как правило, не хотят об этом говорить, а Россия — это такая страна, где никто ничего лишнего не хочет говорить. То есть, благая декларация «очистки баз» объявлений от повторных и «левых» оказывается лишь декларацией.
Закон может работать только в одном случае — если заставить все сделки проводить через риэлторов. Все сделки регистрируются, проходят через департамент, и в этом случае риэлторы будут учитываться. Это заставит их проходить обучение, получать патент, делать взносы в СРО. Свой полный доход они все равно не покажут, работать эффективно будет только патент. Обязанность риэлтора покупать патент — это как раз тот способ, когда государство сможет как-то что-то регулировать.
Но этот сценарий в нынешних условиях нереален так как требует коренной модификации Гражданского кодекса. На это вряд ли кто-то пойдет.
При любых других сценариях ожидать коренных изменений не приходится. «Лохотронщики» никуда с рынка не уйдут. Так или иначе, они будут рыскать, искать свой хлеб. Они найдут граждан, которые не хотят лишнего платить, предоставят свои услуги дешевле.
Вся эта история с очередным проектом регуляции имеет все шансы закончиться как всегда — просто введением очередного оброка.
Еще по теме:
Радоваться, что эти лохотронщики уйдут и, соответственно, будет больше заработка у «правильных» риэлторов — это утопия. Нет, у тебя будет ровно столько клиентов, сколько ты можешь потянуть и сколько сможешь удержать, остальные уходят к другим. Это твоя личная проблема, если у тебя нет продаж. У тебя либо нет объектов для клиента, либо ты не умеешь выявлять потребности, либо ты неправильно распределяешь время, это все только твои проблемы, которые никакие новые законы не решат.
Вот и получается, что вся эта история с очередным проектом регуляции имеет все шансы закончиться как всегда — просто введением очередного оброка. На этот раз для риэлторов. И ничего более. Причем некоторые, испугавшись страшилок, уже начали платить этот оброк заранее. Пока не государству.
Читать дальше:
- Светлана Пономарева: бизнес отменяется
- Народ промолчал
- Презумпция виновности
- Чем больше жилья, тем меньше жилья: жилищной проблемы не существует
- Заменит ли Сбербанк риэлторов?