Яндекс.Метрика

СРО риэлторов: будет ли толк?

17 ноября на должность заместителя председателя комитета Госдумы по жилищной политике был утвержден Александр Сидякин, который возглавил рабочую группу по защите прав дольщиков. Одно из главных направлений работы группы в Госдуме нового созыва — это доведение до ума нашумевшего законопроекта по регулированию риэлторской деятельности. Все идет к тому, что рынок риэлторских услуг будут пытаться регулировать. Что из этого может получиться?

Напомню, что активно обсуждение законопроекта “О посреднической (агентской) деятельности на рынке сделок с недвижимостью” началось летом этого года после того, как его текст был внесен на рассмотрение в Думу прошлого созыва справедливороссами. Проект рассматривали всерьез, экспертное сообщество высказывалось в его поддержку, но в конечном итоге текст был признан недоработанным. Торгово-промышленная палата РФ аккумулировала в своем заключении все недостатки проекта.

Их оказалось несколько. Во-первых, ТПП признала, что проект не построен на кодификации устоявшихся в риэлторском сообществе практиках, а построен исключительно на внедрении дополнительного регулирования.

Законопроект был отложен, но не забыт.

Еще по теме:

С этим регулированием, впрочем, тоже возможны проблемы – начиная с отсутствия четкой проработки терминологического аппарата, заканчивая неработоспособностью механизмов, которые были предложены. В итоге законопроект был отложен, но не забыт.

Ныне все идет к тому, что законопроект будет реально дорабатываться и приниматься. Обычный временной лаг от создания рабочий группы до принятия проекта в подобных случаях составляет около полугода. При этом уже сейчас очевидно, что основные изменения, заложенные в проект, будут так или иначе воплощены в жизнь.

Помимо сугубо организационных таковых три: обязательная аттестация риэлторов, введение ответственности для агентов перед продавцами и покупателями и внедрение института СРО риэлторов.

Механизмы этих нововведений, которые были заложены в проект изначально, явно будут серьезно дорабатываться и перерабатываться, поэтому обсуждать их еще рано. Можно лишь точно сказать, что в жизнь не будет воплощен заложенный механизм материальной ответственности риэлторов как неподкрепленный законодательной базой, вряд ли сохранится и лишь обозначенная в рамочном виде двухступенчатая структура СРО.

Но сам факт проработки закона, судя по всему, игроками рынка был воспринят как сигнал. Ульяновская “Гильдия риэлторов” на днях начала рассылать риэлторам письма, в которых ссылаясь на разрабатываемый закон, призывает игроков рынка вступать в Гильдию, намекая на грядущую опасность СРО и необходимость регуляции рынка.

Веры в то, что рабочей группе удастся создать работающие механизмы будущего закона, мало.

Еще по теме:

Не знаю, сколько риэлторов реально испугались, среагировали на предложение и понесли членские взносы в Гильдию, но очевидно, что пока говорить о СРО явно рано. Когда же будет не рано, далеко не факт, что закон позволит так просто создать СРО. Может повториться ситуация со строительными СРО, которая сейчас активно развивается, – то есть, закончиться ограничением (формальным или неформальным) количества действующих СРО на регион одним или двумя. Понятно, что в этом случае вся саморегуляция обернется решением власти – кого и как назначать регуляторами, а кого саморегулируемыми. На этом рассуждения о рынке риэлторских услуг могут быть закончены.

Но и веры в то, что рабочей группе удастся создать работающие механизмы будущего закона, мало. Я, по крайней мере, их не вижу.

Закон может работать только в одном случае — если заставить все сделки проводить через риэлторов.

Еще по теме:

Как можно проследить то, что сделка проведена с помощью риэлтора? Допустим, на сайте Вы увидите объявление, но как доказать, что сделка произошла? Никак, абсолютно. Люди, как правило, не хотят об этом говорить, а Россия — это такая страна, где никто ничего лишнего не хочет говорить. То есть, благая декларация «очистки баз» объявлений от повторных и «левых» оказывается лишь декларацией.

Закон может работать только в одном случае — если заставить все сделки проводить через риэлторов. Все сделки регистрируются, проходят через департамент, и в этом случае риэлторы будут учитываться. Это заставит их проходить обучение, получать патент, делать взносы в СРО. Свой полный доход они все равно не покажут, работать эффективно будет только патент. Обязанность риэлтора покупать патент — это как раз тот способ, когда государство сможет как-то что-то регулировать.

Но этот сценарий в нынешних условиях нереален так как требует коренной модификации Гражданского кодекса. На это вряд ли кто-то пойдет.

При любых других сценариях ожидать коренных изменений не приходится. «Лохотронщики» никуда с рынка не уйдут. Так или иначе, они будут рыскать, искать свой хлеб. Они найдут граждан, которые не хотят лишнего платить, предоставят свои услуги дешевле.

Вся эта история с очередным проектом регуляции имеет все шансы закончиться как всегда — просто введением очередного оброка.

Еще по теме:

Радоваться, что эти лохотронщики уйдут и, соответственно, будет больше заработка у «правильных» риэлторов — это утопия. Нет, у тебя будет ровно столько клиентов, сколько ты можешь потянуть и сколько сможешь удержать, остальные уходят к другим. Это твоя личная проблема, если у тебя нет продаж. У тебя либо нет объектов для клиента, либо ты не умеешь выявлять потребности, либо ты неправильно распределяешь время, это все только твои проблемы, которые никакие новые законы не решат.

Вот и получается, что вся эта история с очередным проектом регуляции имеет все шансы закончиться как всегда — просто введением очередного оброка. На этот раз для риэлторов. И ничего более. Причем некоторые, испугавшись страшилок, уже начали платить этот оброк заранее. Пока не государству.

Читать дальше:

Оцените новость: