Яндекс.Метрика

Сериал «Интерпретаторы»: кейсы есть, а знаний нет

Несмотря на постоянно возрастающий массив различной информации, возникает ощущение, что производство новых знаний полностью остановилось. Место знания твердо заняли факты и их интерпретации, в совокупности с интерпретируемыми фактами часто называемые кейсами.

Согласно Wikipedia, «знание — это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека». Там же сказано, что знание служит для целей рациональной организации деятельности и решения проблем, возникающих во время этого процесса. Таким образом получается, что основа знания — систематизированные результаты познания. Проблема в том, что ничего из этого нет.

Понятие «автореферат диссертации» – это уже что-то совсем бодрийяровское.

Еще по теме:

Уже достаточно продолжительное время мы стараемся следить за местной научной жизнью с целью выявления каких-либо интересных знаний о регионе. Увы, таковые практически не находятся. Если раньше научные работы по большей части представляли собой результаты систематизации и познания, то ныне подавляющая их часть — это просто рефераты, то есть наборы собранных фактов, лишенные знания как такового (с учетом этого понятие «автореферат диссертации» – это уже что-то совсем бодрийяровское).

Типовая монография или диссертация (особенно в гуманитарной сфере) ныне представляет собой простое изложение набора фактов, причем лишенное даже интерпретации, так как без реального знания интерпретации ставят под вопрос критерий хотя бы минимальной научности. В результате получается аналог хранилища данных, причем (чаще всего) в бумажном виде. Не самый лучший способ хранения информации.

Понятно, что раз такая ситуация сложилась в науке, то и в других сферах дела обстоят не лучше. Так и есть — знания о реальности не прибавляется, зато количество фактов постоянно растет, равно как и количество их интерпретаторов — журналистов и блоггеров, комментирующих и дающих оценку событиям, политологов и политтехнологов, оценивающих факты исходя из собственных конспирологических представлений, всяческих маркетологов и менеджеров, пытающихся рационально интерпретировать иррациональное поведение потребителей, чиновников, вычленяющих из огромного потока фактов те, которые несут наибольшие возможные риски, «общественников», которые занимаются увеличением веса фактов для повышения шансов восприятия их властью как рисков, и так далее.

Интерпретаторы из интерпретаторов производят не знание, а лишь новые интерпретации интерпретированного.

Еще по теме:

Ввиду того, что потоки фактов, интерпретацией которых занимаются все эти группы, отчасти пересекаются, возникает ощущение того, что происходит производство некоего знания. При этом подобное ощущение есть и у власти, которая свято верит в то, что различные экспертные советы и общественные палаты, создаваемые путем делегирования представителей различных групп интерпретаторов, способны не только обеспечить «расшивку» интересов, но и выступать в качестве коллективных экспертов, то есть производить знание на основе систематизации имеющихся фактов. Но это не так — интерпретаторы из интерпретаторов производят не знание, а лишь новые интерпретации интерпретированного, но уже с учетом интересов власти. А интерес власти — это не знание, а лишь «правильная» интерпретация интерпретированного.

Итог этой кипучей деятельности понятен – запрос на интерпретации (как со стороны власти, так и со стороны того, что принято называть обществом) становится важнее запроса на знания, что и привело к имеющемся результату. Все хотят не просто смотреть интересный сериал «Интерпретаторы», но и быть его непосредственными участниками.

Примерами серий этого бесконечного сериала можно назвать пропаганду патриотизма или ревизию истории— захватывающие занятия по интерпретации уже интерпретированного, которые позволяют создавать целые потоки новых интерпретаций, при этом легко мимикрирующие под псевдо-знание.

Все хотят не просто смотреть интересный сериал «Интерпретаторы», но и быть его непосредственными участниками.

Еще по теме:

Но есть проблема — в этом сериале очень трудно жить вечно. Когда все актеры, некому убирать зал и следить за тем, чтобы работали сценические механизмы. Для этого нужны знания о том, как работают шестеренки и (хотя бы) воля к метле. А именно это уже сейчас является страшным дефицитом — набор накопленных предыдущими поколениями знаний тает, а понятийные модели стремительно устаревают.

Западные общества, как метко подметил лондонский Марк в своей колонке, проблему возможного дефицита новых знаний решают путем постоянного конструирования будущего. Будущего в каждый момент времени пока нет, а значит, в нем нет и фактов, которые можно интерпретировать, тем самым заменив познание. В результате возникает необходимость продуцировать знание, причем необходимость эта органическая.

Будущего же у нас нет ни пока, а вообще.

Еще по теме:

Будущего же у нас нет ни пока, а вообще. Его просто нет. Поэтому и знания из будущего получать не получается. Остается только эксплуатация прошлого и импортирование понятийных моделей.

Но и в том и в другом случаях, знание получается совсем не валидным — либо устаревшим, либо основанном совсем на другой реальности. Но другого знания, увы, нет.

Типичным примером подобного дефицита можно смело назвать стратегию развития области, в основу которой решением губернатора легла стратегия развития Ульяновска к 125-летию Ленина 30 летней давности. И это не дань просвещенному консерватизму, а прямая роспись в том, что никаких знаний для того, чтобы составить что-то новое, нет. Потому что будущего нет, при всем желании знать что-то уже невозможно, можно только это знание имитировать, делать вид, что ты понимаешь что происходит на самом деле. Но это не так.

Но, понятное дело, речь не только о стратегии — абсолютно аналогичная ситуация и во всех остальных сферах — решения, документы, общественные мнения, маркетинговые стратегии и прочее не основываются на знаниях, а лишь (в лучшем случае) на фактах. Но основанность на фактах — это не повод для гордости, а лишь почва для интерпретаций и роспись в отсутствии познавательной деятельности.

Читать дальше:

Оцените новость: