На смену броской рекламе автосалонов пришли неброские вывески кустарей, возрождающих уже успевшие позабыться технологии ремонта, а к нормальным токарям выстраиваются очереди. Признаки упадка?
Заправка амортизаторов трансформаторным маслом, наклепывание колодок накладками от УАЗа, вытачивание капролоновых втулок в разбираемые с помощью болгарки неразборные шаровые, генераторы от «десятки» на опели, ремни от «пятого» двигателя на форды, наконечники от «восьмерки» на ауди и прочие чудеса авторемонта уже начинали забываться. Но, судя по всему, вновь приходит время «левшей» вкупе с подковкой неподковываемого и вытачиванием невытачиваемого.
Индикаторов множество. В маршрутке мужики выспрашивают друг у друга заветный номерок мастера по ремонту стиралок. Номерок находится, но мастер предлагает ждать своей очереди. Ремонтники разнообразной электроники китайского разлива тоже не жалуются на недостаток работы, но наиболее показательной ситуация выглядит в сфере авторемонта.
Фокус приличной автомобильной жизни явно сместился географически — от первых линий и стеклянных фасадов к их задворкам в виде баз и гаражей.
Еще по теме:
Стоит один раз проехать по главной автомобильной улице правобережья, чтобы воочию заметить коренные изменения авто-ландшафта. Автосалон бюджетных марок взирает на мир разбитыми стеклами фасада и сиротливой зазывалкой в пустоту «Аренда», обращенной к напрочь опустевшей парковке. Фирменный сервис с намеком на дилерство отгородился от клиентов снежным сугробом, укрывшим ворота и переполненную коробку с пластиковым мусором. Рекламные вывески на зданиях уже успели потускнеть и облупиться, а место придорожных штендеров с рекламой пролонгированной гарантии и прочих прелестей потребления «цивилизованных» автоуслуг заняли лаконичные объявления «восстановление шаровых и рулевых», «ремонт амортизаторов», «разборка иномарок» и так далее.
Фокус приличной автомобильной жизни явно сместился географически — от первых линий и стеклянных фасадов к их задворкам в виде баз и гаражей. Год назад «гаражники» жаловались, что люди перестали чиниться. Теперь не жалуются, а расширяют спектр услуг за счет подзабытых технологий, описанием которых грешила рубрика «Советы бывалых» в известном автомобильном журнале в ранние 90-е годы. В чести стало и их развитие в виде станков для закачки полимеров вместо вкладышей, напыления металла и прочих чудес.
Люди стали больше «шуршать».
Еще по теме:
Выстроились и очереди к приличным станочникам — все говорит о том, что люди явно стали экономить, задумываясь о деньгах тогда, когда раньше об этом вообще не думалось: потекшую стиралку было проще выкинуть, чем чинить, раздолбанную шаровую заказать, разбитому телефону порадоваться как поводу купить новый, а вместо посещения «дяди Васи» отогнать своё «ведро с болтами» в приличный сервис, а то и к дилеру, чтобы насладиться ролью клиента, а не поучаемого жизни.
Алармические выводы напрашивается сам собой. Упадок, шаг назад, кризис, меньше денег — больше времени и прочие штампы, впрочем, хороши лишь для внешнего использования. Обратная сторона иная — люди стали больше «шуршать». А, значит, и больше (пусть и вынужденно) думать головой в процессе ремонта неремонтируемого и придумывания непридумываемого. И это хорошо, так как выводит весьма серьезную часть населения из пространства использования стандартных решений, которые ныне (в отличие от тех же 90-х) доступны практически для всего. Кустарный подход их исключает, а это означает, что из вновь нарождающегося субстрата вполне могут появиться вполне себе новые технологии и решения, изображением наличия которых ныне занято не менее десятка федеральных структур, рассуждающих про инновации.
Важно полагаться на себя и на свои знания и умения. Говоря модным языком, «инвестировать в себя».
Еще по теме:
Подобный процесс уже происходил на Украине, где изначально (после развала СССР) приходилось активно «шуршать», чтобы выжить. Результат налицо, а его проявления известны практически каждому кустарю-ремесленнику, склонному к самообразованию: тяжелый украинский акцент чаще всего оказывается индикатором действительно дельной прикладной информации для ремесленных каналов на ютубе. При этом количество красивых украинских конструктивных решений, вышедших на мировой рынок в виде пусть и корявых, но продуктов, в приложении к количеству населения не идет ни в какое сравнение с Россией. Конечно, о различных «бизнес-стратегиях», «упаковках кейсов», «маркетинговых солюшенах» и прочих «индикаторах инновационности» подобных решений можно спорить с позиции новомодных «институтов развития», но это и не важно. Важно полагаться на себя и на свои знания и умения. Говоря модным языком, «инвестировать в себя», что в переводе на нормальный русский означает «шуршать» и работать головой. Что, пусть и вынужденно, и начало активно происходить.
Читать дальше:
- Убейте себя сами: срочно закрывайте лавки!
- О том, как мы искали путь к успеху, но не фартануло
- Гаражная авиация
- Промысловые циклы советской государственности
- Государственный промысел: кидать и крышевать