Яндекс.Метрика

Гаражная авиация

11 Авг 2018 Репортаж Dinika

История о том, как запчасти от Жигулей, станки в гаражах и Чемпионат мира по футболу вытеснили с неба над полями привычные бипланы АН-2.

DCIM101GOPROGOPR8936.JPG

Недалеко от Димитровграда на полях СПК имени Крупской вблизи Новоселок есть последний в Ульяновской области действующий аэродром, используемый для постоянного базирования легендарных бипланов АН-2. Три зачехленных борта самарско-саратовской «Приволжской региональной авиакомпании» (существующей в виде двух ООО с одинаковым названием, но разными ИНН, и с одним свидетельством эксплуатанта) сиротливо стоят со спущенными колесами.

DCIM101GOPROGOPR8838.JPG

Общее количество такой техники на территории региона можно пересчитать по пальцам одной руки: три борта на крыле в Новоселках, один восстановленный борт в музее гражданской авиации в Ульяновске, парочка на аэродроме в Белом Ключе. Увидеть АН-2 в небе ныне — это большая удача. Времена, когда в ульяновском авиаотряде насчитывалось несколько десятков бипланов, выполняющих внутриобластные регулярные рейсы, давно прошли: большинство АН-2 попросту порезали на металл прямо на территории баратаевского аэропорта.

Еще по теме:

DCIM101GOPROGOPR8859.JPG

Еще один борт, формально числящийся на хранении, приткнулся на траве возле взлетной полосы. Хранить, впрочем, уже нечего — самолет понемногу растаскивается и распиливается. Вокруг тишина и привычный ландшафт сельского запустения: склад с выбитыми воротами, заселенный голубями, воркованию которых эхо пустых пространств предает демонический оттенок, горы коробок, заросли репейника, покосившиеся противопожарные красные стенды, типовая котельная из силикатного кирпича, заросшая по самые заваренные окна, ржавеющий баки… От обычной пост-совхозной МТС, прошедшей через пару руинизирующих процедур конкурсного производства, очевидное отличие лишь одно — наличие самолетов и роняемых ветром табличек, указывающих на наличие охраны.

Охрана в лице скучающего сторожа действительно появляется.

- Летают?
- Да что-то в этом году нет… Весной отлетали и больше что-то не приезжают…

Цели весенних полетов очевидны по горам пустых канистр из-под химии и коробок от них, а также по распылителям под крыльями: основным заработком малой авиации ныне являются химработы на сельхозполях. Начинаются они в апреле, пока еще не взошли растения, а заканчиваются непосредственно перед уборкой: подсолнуху и колосьям надо помочь дозреть.

DCIM101GOPROGOPR8841.JPG

В этом году весной все прошло как обычно — об успехах «Приволжской региональной авиакомпании» на «просторах степного гиганта» даже рапортовала в самых восторженных тонах местная районная газета. Но летом самолеты на крыло уже не встали, хотя в предыдущие годы «приволжские» авиаторы и летом без работы не сидели, причем не только на мелекесских полях. Географию работ оказалось несложно отследить через транспортную и обычную прокуратуры, которые постоянно наказывают малые авиакомпании, подобные «ПРА», за одни и те же нарушения: использование посадочных полос без оформления аренды, привлечение вместо договорных самолетов дельталетов, работу вне границ лицензии, смену юридических лиц и так далее. Оказалось, что [двойная] «ПРА» работала практически по всему Поволжью и даже изредка высылала борта в Черноземье. Но из Новоселок АН-2 не взлетали, хотя по северу и западу области изредка работали другие залетные бипланы, в очередной раз вызывая недовольство пасечников, списывающих на «химию» гибель пчелосемей.

DCIM101GOPROGOPR8866.JPG

Бывший министр с/х и заместитель губернатора, а ныне глава Общественной палаты региона Александр Чепухин в переписке с нами отметил, что авиационная инфраструктура не особо и нужна: «наземные самоходные опрыскиватели чудеса творят». Шестиколесное самоходное чудище-каракат попадается нам в том же мелекесском районе, прямо на трассе: судя по сложенным штангам опрыскивателя спешит творить чудеса. Авиацию вытеснили?

tuman2_12-70118e2c-large

К каждой поляне по соглядатому не поставишь

Еще по теме:

Директор саратовского ООО «ПРА», бывший руководитель «Бобёр-авиа» Михаил Бобров с этим не согласен. По словам господина Боброва, наземные опрыскиватели хороши тогда, когда растения еще не взошли, а дальше их использование проблематично — колеса давят посевы. Причина же отсутствия полетов с весны оказалась банальной — Чемпионат мира по футболу, на время которого вокруг городов, где проводятся игры, были запрещены любые полеты. В Самаре игры были, а Новоселки попали в радиус запрета, авиаторы остались без работы: за взлетами следили особисты.

Следили, да не за всеми, — к каждой поляне по соглядатому не поставишь, радары тоже далеко не всеохватны, а диспетчеры зачастую предпочитают и вынуждены попросту не замечать летающую «мелочь». По их словам, реакция на «мелочь», даже если она попадает на радар, чаще всего влечет за собой неминуемое нарушение инструкций. Поэтому бывает проще «летунов» не замечать. Тем более, что в регионе достаточно большая зона, где разрешены уведомительные полеты, что в теории позволяет летать на аппаратах типа дельталетов вообще по-партизански. И, в теории, заодно и промышлять — например, химработами.

DCIM101GOPROGOPR8921.JPG

Зная об этом, задаем прямой вопрос господину Боброву о конкуренции со стороны дельталетчиков и мелкосамолетчиков, летающих в уведомительном порядке без издержек на всякие формальности наподобие свидетельства коммерческого эксплуатанта. Собеседник заметно напрягается и пытается узнать, о каких именно «маломоторных» мы говорим, указывая на знание конкретных примеров, но в итоге декларирует, что они АН-2 не конкуренты, «это пройденный этап».

_1010192

В ульяновских гаражах так не считают. Оказывается, химработы на дельталетах, а ныне и на малых, в том числе и самодельных, самолетах, в Ульяновске развиты еще с начала 90-х годов, причем география работ весьма обширна — от юга Поволжья до севера. Без лишних формальностей, зато более, чем в два раза дешевле для заказчика, чем в случае использования АН-2. Наши собеседники смеются — разница только в расшифровке аббревиатуры АХР: у одних это «авиахимработы», а у других «агрохимработы». В остальном можно даже не менять договор.

Издержек меньше на порядок: взлетать можно практически с любого ровного места, расход топлива совершенно несопоставим с АН-2, даже работающим на обычном автомобильном АИ-95, а не на авиационном бензине, летать можно прямо над посевами при том, что разница в дневной производительности не столь и высока: АН-2 может обработать до 1500 Га в день, а дельталет или сверхмалый самолет до 500. Мы подсчитали — за сезон при нормальной загруженности вполне можно заработать на жизнь в течение всего года.

При этом построить средство промысла вполне можно самостоятельно, чем ульяновцы активно и занимаются, доходя порой до нетривиальных решений. Мы застали стадию их патентования — на описание самолетной инновации мужикам на днях пришел ответ из патентного бюро. Речь идет о совершенно новой конструкции сверхмалого самолета с герметичной кабиной и с подобной дельталету геометрией крыла: выше, быстрей, сильней. Воплощение в гараже — в углу уже лежит заготовленный мотор от спортбайка.

_1010188

Систему орошения химикатами не патентовали, но и она самостоятельно разработана и самостоятельно собрана: вытяжной пресс, парк основных станков и большой гараж оказались достаточным набором для сборки вполне летающих и зарабатывающих конструкций.

_1010187

Один из самарских коллег по промыслу близкими навыками и наработанными связями с аграриями распорядился иначе — именно он и затеял производство наземных чудесных оросительных шестиколесных каракатов, тем самым создав прямую конкуренцию собственным коллегам-дельталетчикам и сверхмалосамолетчикам. Уровень решений в конструкции караката не менее кулибинский, чем у гаражных самолетов и дельталетов: в основу, как это исконно водится в Самарской губернии, положены итерации классических «Жигулей» в виде приводов и трансмиссии от «Нивы». От нее же и основа дисков колес с шинами низкого давления, и до боли всем известный жигулевский мотор на младших моделях оросительных самоходок. Производитель утверждает, что посевы конструкция не ломает, но бывшие коллеги, а ныне конкуренты, считают иначе, приводя расчеты в пользу собственного способа проведения химработ.

DCIM101GOPROGOPR8849.JPG

Так стоит ли на этом фоне ожидать более-менее массового возврата в небо АН-2? Думается, что их история еще не закончена, хотя и явно близится к закату — специализированные ресурсы показывают, что с каждым годом количество бортов, отправляемых в металлолом, увеличивается. Парк сокращается, а расходы на продолжение легальной деятельности остаются прежними. При этом окончательно умирают и те площадки АХР, которые использовались при авиахимработах еще несколько лет назад, и которые удобны, а зачастую и необходимы, для АН-2. Но это отдельная история.

При поддержке фонда социальных исследований “Хамовники”

Читать дальше:

Оцените новость:
  • (4 голосов, средний: 5.00 из 5)
    Загрузка ... Загрузка ...