Ульяновская область — один из лидеров по экспорту высокотехнологичной продукции в России, крупнейший экспортер зерна на ближний восток, а каждая вторая немецкая семья спит на кровати с основой, изготовленной в Инзе. Эти и другие открытия мы сделали на региональном треке «Сделано в России», который прошел в Ульяновске 5 октября.
Треки организует по стране Российский экспортный центр (РЭЦ) — федеральная структура, работающая над созданием службы «единого окна» для отечественных экспортеров. Идея трека проста — представители РЭЦ объезжают регионы, собирая проблемы экспортеров и прямо на месте методом мозгового штурма формируя возможные механизмы их решения, которые могут лечь в основу законодательных инициатив.
Ульяновская область оказалась четвертой в своеобразном «туре» РЭЦ после Иркутска, Новгорода и Уфы. В Ульяновске региональный трек принимала Корпорация развития предпринимательства в бизнес-инкубаторе, который уже давно действует в парке Победы.
У нашего региона есть отличительная особенность — вопросами помощи экспортерам Ульяновская область занялась намного раньше, чем была принята соответствующая федеральная программа, в результате которой и появился РЭЦ. Речь идет о региональном Центре поддержки экспорта, который активно работает с 2011 года, причем, судя по словам руководителя департамента экспортного развития региональной Корпорации по развитию предпринимательства Павла Баландина, уже достаточно давно отладил механизмы реальной помощи экспортерам.
Сейчас «экспортный пул» региона составляют 89 компаний, причем основу экспорта составляет продукция достаточно высокой степени передела
Еще по теме:
Например, во время трека у одного из ульяновских предпринимателей возник вопрос относительно возможностей налаживания сотрудничества со всем известной торговой площадкой Aliexpress. Оказалось, что областной центр уже нашел партнеров, которые способны оформить необходимые бумаги и даже предоставляют желающим аналитику по рыночному спросу на площадке.
Пример, впрочем, хоть и показательный, но мелкий, — в основном региональному центру доводится работать с более глобальными вопросами. Дело в том, что в момент основания центра основными экспортерами в регионе были крупные предприятия, причем львиную долю экспорта обеспечивала «оборонка». Со временем ситуация значительно поменялась — сейчас «экспортный пул» региона – это 89 компаний, причем основу экспорта составляет продукция достаточно высокой степени передела — приборостроение, автокомпоненты, машиностроение и так далее, при этом «пул» компаний активно обновляется. По данным Корпорации, более 20 компаний уже сменилось в статистике.
«Наши шестеренки есть почти в каждой иностранной машине».
Еще по теме:
Откровением для нас были экспортные успехи производителей автокомпонентов. Оказалось, что запчасти для автомобилей активно экспортируются, причем в страны с весьма широкой географией. Директор по межрегиональным коммуникациям Российского экспортного центра Дмитрий Макеев в ответ на наше удивление отметил, что «наши шестеренки есть почти в каждой иностранной машине». Не знали.
Не знали и про успехи Инзенского ДОЗа (деревообрабатывающий завод), который еще с царских времен занимается производством клееных изделий из березы. Оказалось, что за последние годы экспортная география ДОЗа серьезно расширилась. Представитель инзенских деревообработчиков с гордостью поведал, что экспортная программа настолько расширилась, что можно уже говорить о том, что «каждая вторая семья в Германии спит на кроватях с нашими деталями». Также совсем недавно начаты поставки фанеры в Японию!
Но наиболее показательными оказались успехи ульяновской Сельскохозяйственной промышленной компании (СПК), которая всего за несколько лет успела стать крупнейшим российским экспортером зерна на Ближний Восток. Собственно, именно этой компании регион обязан увеличением экспорта зерновых — с 3 миллионов долларов в первом полугодии прошлого года до 10,3 миллиона в первом полугодии нынешнего.
«Чем лучше урожай, тем хуже для экспорта»
Еще по теме:
Несмотря на этот рост, СПК столкнулась со вполне конкретными проблемами, которые фактически тормозят дальнейшее развитие зернового экспорта, 90% которого осуществляется речным транспортом. Проблемы, как обычно и бывает в России, парадоксального характера. Представитель СПК описал их фразой «чем лучше урожай, тем хуже для экспорта»: падают цены, кратно возрастают цены на фракт дефицитных ныне судов, пропускной способности портов становится недостаточно.
Решению этих проблем посвятил часть своей речи глава регионального отделения «Деловой России» Руслан Ильясов, заявив, что решать их можно только комплексно — путем реализации программы «Большой волжский путь», которая будет включать в себя решение инфраструктурных проблем: перегрузки судов «река-море», строительства хабов, углубления судового хода, реанимации речного судостроения и так далее. Как отметил господин Ильясов, региональное отделение «Деловой России» в настоящий момент готовит соответствующие предложения. «Жить у реки и ей толком не пользоваться — это неправильно» – резюмировал наш собеседник. Этим вопросом живо заинтересовались представители РЭЦ, вынеся его на мозговой штурм. Причина этого выяснилась из общения с руководителем Корпорации развития предпринимательства области Русланом Гайнетдиновым и господином Макеевым. Оказалось, что большинство проблем, с которыми сталкиваются экспортеры в России, общие для всех их — сертификация продукции, возмещение НДС, логистика перевозок, в особенности по железной дороге, и так далее. Для решения этих вопросов в РЭЦ уже разработано и запущено несколько программ поддержки, но сама идея проведения региональных треков подразумевает именно выявление новых проблем, которые еще не охвачены вниманием федеральных структур.
Региональный Центр поддержки экспорта стал региональной точкой постоянного присутствия РЭЦ.
Еще по теме:
Тут стоит отметить, что в июне этого года РЭЦ получил постоянную «прописку» в Ульяновской области — региональный Центр поддержки экспорта стал региональной точкой постоянного присутствия РЭЦ. То есть, фактически, представительством, в том числе и проекта «Сделано в России» (Made in Russia) — национального бренда, который будет присваиваться РЭЦом продукции, которая прошла соответствующую сертификацию. Сейчас бренд присваивается в основном узнаваемой продукции знаковых для отечественной промышленности предприятий, но заявки на его присвоение уже может подавать и МСБ (малый и средний бизнес), рассчитывая на определенную поддержку. «У нашего менеджера Светы есть KPI — принять до конца года 600 заявок. Не будет заявок — не будет у нее премии» – пошутил по этому поводу господин Макеев. Премия наверняка будет, а у ульяновских производителей появился уникальный шанс — стать одними из первых, кто получит экспортный бренд «Made in Russia».
Читать дальше:
- Вывозим радиоактивные вещества, закупаем станки и компоненты для мебели
- Гайнетдинов продаст ульяновское всему миру
- Выберут лучшие новые ульяновские товары
- Руслан Ильясов: «Бизнесу необходим закон о защите прав предпринимателей»
- Живем в раю: безработица падает, а экономика растет