Яндекс.Метрика

Бюджет не платит по долгам

По итогам первых девяти месяцев 2016 года общий долг региона и муниципалитетов только перед предпринимателями превысил 229 миллионов рублей.

По гос. контрактам ситуацию мониторит прокуратура. В начале декабря надзорный орган отчитался об очередных промежуточных результатах: в течение 2016 года при участии прокуратуры в регионе была погашена просроченная задолженность на сумму, более чем 400 миллионов рублей. И это только задолженность перед юридическими лицами и предпринимателями. По словам курирующего вопросы мониторинга прокурора Дениса Кравченко, на 80-85% эти долги возникают у муниципалитетов.

Но в реальности долгов у муниципалитетов больше. Судя по судебной практике за последние два года, есть как минимум два других источника возникновения проблемных долгов: взносы в Пенсионный фонд и оплата потребленных энергоресурсов.

При этом даже после вступления в силу решения суда у бюджета есть иммунитет на 3 месяца. В этот период на долг не начисляются проценты. Этот срок считается достаточным для того, чтобы изыскать средства из резервного фонда бюджета, а если их там нет, перераспределить средства для оплаты по своим обязательствам. Но этого, особенно при больших суммах, не происходит, и муниципалитет становится неплательщиком.

Не платить бюджет может долго. В базе исполнительных производств можно найти взыскания с муниципалитетов денег по исполнительным листам от 2014 и даже 2013 года.

В 2015 году исков о признании незаконным бездействия муниципалитетов Ульяновской области в плане оплаты своих обязательств было 225, а в 2016 году (лишь по 20 декабря) уже 337, то есть на треть больше.

Еще по теме:

Существует алгоритм поведения в такой ситуации. Первое — это обращение в суд с иском о признании бездействия муниципалитета, с требованием приостановить все операции по лицевым счетам. Такие иски суд удовлетворяет практически всегда, даже несмотря на некоторые попытки муниципалитетов создать прецеденты узаконивания волокиты с оплатой путем апелляции к трудному финансовому положению, боязни прервать учебный процесс и так далее.

Второй шаг – начисление «штрафных» процентов опять же через суд. Такую практику можно легко почерпнуть из опыта других регионов. Например, существует практика привлечения в качестве соответчика федеральное казначейство в случае, если оно является держателем муниципального лицевого счета. В других регионах существует и опыт привлечения областных «субсидодателей» к делам, связанным с муниципальными учреждениями.

В 2015 году исков о признании незаконным бездействия муниципалитетов Ульяновской области в плане оплаты своих обязательств было 225, а в 2016 году (лишь по 20 декабря) уже 337, то есть на треть больше. Однако из 337 соответствующих исков к муниципалитетам в 2016 году почти все были поданы другими государственными структурами. Иски от предпринимателей можно пересчитать по пальцам одной руки!

«Есть зависимость» – комментирует ситуацию господин Кравченко – «все надеются, что оплатят в добровольном порядке». По словам нашего собеседника, основных причин того, две — незнание процедуры и нежелание ссориться с муниципалитетом.

Очевидное сопротивление оказывают и сами чиновники. В 2015 году из 225 процессов о признании бездействия 47 были завершены мировым соглашением. Добровольно муниципалитеты платили в первую очередь государственным структурам, в частности, Пенсионному фонду. Со второй половины прошлого года тактика поменялась. В 2016 году мировых соглашений, несмотря на возросшее на треть количество исков, было заключено меньше — всего 41, причем уже в основном не с Пенсионным фондом. Фонду теперь приходится идти до конца, добиваясь через суд ареста муниципальных лицевых счетов. Только после этого следует оплата.

Согласно бюджету Димитровграда на 2016 год, его резервный фонд составляет лишь 5 миллионов рублей.

Еще по теме:

Руководитель юридического агентства Алмаз Кучембаев в качестве примера воздействия на чиновников приводит свое дело против города Димитровград. С казны города было взыскано более 900 тысяч рублей необоснованного обогащения. Так как Димитровград платить не торопился, в результате действий юристов долг вырос еще на 200 000. И это все народные деньги, которые тратятся из-за «нерасторопности» чиновников.

Возникновение такой ситуации в самом Димитровграде объясняют исчерпанием резервного фонда в бюджете. Согласно бюджету Димитровграда на 2016 год, его резервный фонд составляет лишь 5 миллионов рублей. В случае его окончания надо «изыскивать резервы», то есть перераспределять средства в бюджете.

Как бы не было бюджету не выгодно не платить вовремя, ситуация только усугубляется. Ментальность сегодняшних «государевых слуг» предполагает скорее конфликт с кредитором, чем требование денег из вышестоящего бюджета. Возможно, стоит законодательно утвердить, чтобы чиновники платили штрафы и проценты из своего личного кармана. За введение личной ответственности должностных лиц высказывается и новый уполномоченный по правам предпринимателей Ульяновской области.

Читать дальше:

Оцените новость: