При слове «фонды», «музейные запасники» представляются бесконечные стеллажи с документами, помещения со старой утварью и «пылью» эпох. Эти музейные службы традиционно скрыты от глаз посетителей, но, как и в случае с реставрационной мастерской, о которой мы недавно писали, Улграду разрешили взглянуть на фонды Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина». Нам провели интересную экскурсию, по итогам которой мы готовим серию публикаций. Наш первый рассказ – о хранилищах тканей и фотографий.
«В отделе учёта и хранения Музея-заповедника всё фондовое собрание разделяется на 10 коллекций, – рассказывает главный хранитель Музея-заповедника Наталья Владимировна Федотова. – Наш отдел занимается комплектованием, учётом, хранением и изучением музейных предметов и музейных коллекций. В музейных экспозициях наши подопечные «работают», в фондах они прописаны и «живут»».
Еще по теме:
Фондовое собрание формируется с 1985 года – со времени образования Музея-заповедника. Коллекции поделены между пятью хранителями. Сегодня наш проводник – хранитель коллекций «Ткани» и «Фотографии» – Лариса Владимировна Артемьева.
«В помещении, где хранятся ткани, установлены специальные металлические шкафы. Они на мобильной основе, перемещаются по рельсам легким движением руки. Таким образом, на небольшой площади умещается 27 шкафов».
Еще по теме:
Задача хранителя – обеспечить правильные условия хранения предметов, что означает соблюдение множества режимов. Для коллекции тканей наиважнейшими являются: температурно-влажностный, световой и биологический режимы хранения.
«Я веду журнал температурно-влажностного режима, каждый день в 10 и 15 часов замеряю температуру и влажность. Сейчас здесь 25 градусов, влажность 49 процентов, в целом, это нормально. Если влажность поднимается, мы пользуемся специальными приборами – осушителями, если наоборот – увлажнителями. Раз в месяц – санитарные дни, раз в квартал – влажная уборка в шкафах. Шкафы закрыты, на окнах жалюзи. Чтобы не завелась моль, регулярно меняем репелленты. Если требуется консервация или реставрация, то обращаемся в нашу реставрационную мастерскую».
Еще по теме:
Полки с обувью
Головные уборы
«Источниками наших поступлений, в основном, являются жители Ульяновска. Но это не означает, что мы принимаем только то, что нам предлагают. Практикуются плановые поиски необходимых музеям предметов. Зачастую люди звонят и рассказывают про то, что у них есть старинные вещи, мы приезжаем, отсматриваем их, начинаем процедуру приёма. Приёмом и учётом новых поступлений занимается сектор учёта».
Еще по теме:
Принимать ли предметы в фондовое собрание, принять их в дар или закупить, в какую коллекцию определить, решает фондово-закупочная комиссия – постоянно действующий коллегиальный орган, который имеется в каждом государственном музее.
«Моя должность называется «научный сотрудник». Это означает, что я не только обеспечиваю сохранность музейных предметов, но и изучаю, научно описываю каждый предмет».
Еще по теме:
Когда предмет забирают на выставку, в шкафу остаётся «Карта-заместитель» с информацией о том, куда и на какой срок предмет выдан.
Лариса Владимировна показывает бирку на внутренней стороне платья:
«Каждый предмет промаркирован – это учётные обозначения. На музейные предметы коллекции «Ткани» бирки с учётными номерами делаются из ткани и пришиваются к предмету. На предметах основного фонда стоят два номера: по Книге поступлений и по инвентарной книге коллекции».
Хронология коллекции достаточно широкая. Наибольшее количество предметов относится к рубежу 19-20 веков.
«Сейчас предметов конца 19-начала 20 века остается все меньше, – продолжает Лариса Владимировна. – Время идет, и предметы середины 20 века уже рассматриваются как музейные. Этот период сейчас комплектуется активно».
Еще по теме:
Например, кримпленовое платье 1970-х годов, школьная форма советских времен. Имеются вещи с символикой московской Олимпиады-80 – платок, шкатулка, даже пластиковая крышка для банки.
Национальные рубахи конца 19 – начала 20 века. Казалось бы, рубахи однотипные, но вышивки у них разные – и это уже ценность для музея.
В этом шкафу – верхняя одежда. Эти пальто 1920-1930-х гг. музей приобрёл недавно.
«У нас была выставка новогодних игрушек – на ней с большим успехом «работали» эти Деды Морозы».
Еще по теме:
Скатерти бархатные, жаккардовые, льняные, вязаные крючком, кружевные, вышивка, салфетки.
Здесь – ремни, пионерский галстук.
Мы идем в другое помещение – в хранилище коллекции «Фотографии».
Здесь установлены стеллажи на такой же мобильной основе.
Каждая фотография в подписанном конверте, в папках.
«В коллекции более 3 тысяч фотографий. Они систематизированы по темам, хранятся в папках. Каждая фотография в отдельном подписанном конверте», – рассказывает Лариса Владимировна.
В большом количестве предметов невозможно ориентироваться без научно-справочного аппарата.
«У нас есть электронный каталог и традиционный – на карточках – таковы правила работы музеев: бумажный носитель, в отличие от цифрового не столь «крут», но более надёжен. Техника может выйти из строя, поэтому ручную работу никто не отменяет».
Еще по теме:
Мы возвращаемся в хранилище тканей, и Лариса Владимировна показывает свой рабочий стол. На нем – вышитая салфетка 1950-х годов.
«Я закончила научное описание и сейчас маркирую предмет: отрезаю кусочек ткани, пишу учетные номера, затем определю место хранения салфетки, пропишу его в каталогах и топографических описях».
Еще по теме:
(продолжение следует…)
Юлия Узрютова. Фото автора
Еще по теме: Как это устроено: реставрационная мастерская Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина»
Читать дальше:
- Приглашают на новогоднюю городскую экскурсию
- Показывают старинные поваренные книги и кухонную утварь
- Покажут старые поваренные книги и кухонную утварь
- 21 декабря состоится трамвайно-пешеходная прогулка «Вагон 2020»
- Тысячи мельниц, красивейшие винокуренные заводы и шинели для конвоя Николая II