Яндекс.Метрика

Под крылом Икара: как группа АМС инвестировала в Европу, а закончила банкротством

В процесс банкротства «Автодеталь-Сервис» вошло Агентство по ведению споров в процедурах приватизации Республики Сербия, которое еще надеется расквитаться с ульяновской компанией за развал работы сербского завода «Икарбус», который «Автодеталь» купила в 2008 году. Тогда история закончилась плачевно — ульяновскому предприятию присудили огромные штрафы за вывод активов и невыплату заработной платы сербским рабочим. Есть ли какие-то шансы у сербов взыскать у «Автодетали» хоть что-то?

11 августа 2009 года перед зданием государственного Агентства по приватизации Сербии появилась толпа возмущенных сотрудников завода Икарбус, которым уже несколько месяцев новый собственник завода не выплачивал зарплату. Новым собственником уже год являлось ульяновское ОАО «Автодеталь-Сервис», а история завязалась ровно за год до этого.

В августе 2008 года сербское Агентство по приватизации объявило тендер на продажу почти 40% акций завода Икарбус, производящего автобусы. Завод к этому времени успел накопить более 10 миллионов евро долгов, поэтому акции были оценены с большим дисконтом — за 40% долю в предприятии сербы просили всего 7,2 миллиона евро, что на тот момент было на 20% ниже рыночной цены акций.

Аналитики рынка тогда связывали планы компании с возможными поставками автобусов «Московит», которые отвечали закупочным требованиям Москвы, где планировалось обновлять автобусный парк.

Еще по теме:

Серьезный дисконт оказался скомпенсирован жесткими условиями договора. В обмен на акции покупатель должен был принять на себя целый ряд обязательств: вложить в течение года в предприятие почти 1,4 миллиона евро, взять на себя обязанности по выплате заработной платы, а затем выкупить оставшиеся акции. При этом до момента исполнения этих обязательств все акции Икарбуса должны были оставаться в залоге у Агентства, а покупателю прямо запрещалось каким-либо образом выводить активы.

Единственным участником аукциона оказалось ульяновское ОАО «Автодеталь-Сервис», которое в итоге и стало покупателем пакета акций. Деньги на покупку были взяты в долг у «Альфа-банка», который занял «Автодетали» 13 миллионов евро, причем без малого 6 миллиона были заняты на срок до сентября 2009 года под 8,7%, а еще 7,1 миллиона — до августа 2011 под 9,5%. Банковскую гарантию сделки в размере 1 миллиона евро предоставил банк ВТБ. Все кредиты были даны под залог имущества ОАО.

Никакого обещанного технического перевооружения не случилось, производство встало, работникам перестали выплачивать деньги, а имущество, как впоследствии выяснил сербский арбитраж, стало уходить в неизвестном направлении.

Еще по теме:

Практически сразу после покупки «Автодеталь-Сервис» начало скупку акций с целью увеличения пакета. В результате к октябрю 2008 года компании удалось консолидировать 49,5% акций, то есть вплотную приблизиться к получению контрольного пакета.

О том, что целью ульяновцев является именно получение полного контроля за предприятием, открыто заявил глава АМС Сергей Полбин во время своего октябрьского визита в Сербию. Тогда же он озвучил и декларируемую цель покупки Икарбуса — организация поставок сербских автобусов на рынки России и Восточной Европы. В дальнейшем публичную позицию АМС в Сербии озвучивал финансовый директор АМС Владимир Уханов. Аналитики рынка тогда связывали планы компании с возможными поставками автобусов «Московит», которые отвечали закупочным требованиям Москвы, где планировалось обновлять автобусный парк. Появились Икарбусы и в Ульяновске, причем практически одновременно с автобусами BAW Street на китайском шасси, производство которых наладила группа АМС.

Не вышло. Довести долю до контрольной и начать полноценно распоряжаться предприятием АМС так и не удалось, а с начала 2009 года Икарбус стал испытывать явные проблемы: никакого обещанного технического перевооружения не случилось, производство встало, работникам перестали выплачивать деньги, а имущество, как впоследствии выяснил сербский арбитраж, стало уходить в неизвестном направлении.

1 июля 2009 года началась массовая забастовка рабочих завода, которым с февраля перестали выплачивать зарплату. Реакция на неё оказалась быстрой — уже 15 июля были арестованы расчетные счета Икарбуса, на которых оказалось лишь 6 с небольшим миллионов евро при том, что только общая сумма долгов по зарплате с начала года превысила 1,3 миллиона евро. Несмотря на арест счетов, проблема не решилась, и работникам, как сообщали сербские СМИ, пришлось бастовать вторично.

Тогда вмешалось Агентство по приватизации, которое в сентябре разорвало заключенный контракт на основании того, что «Автодеталь» не выполнила своих социальных обязательств. В процессе аудита заодно выяснилось, что менеджеры ульяновской компании вопреки требованиям договора успели распродать имущество завода.

«Автодеталь» с подобным решением не согласилась, подав иск о взыскании с Агентства убытков в размере стоимости акций во Внешнеторговый арбитраж Сербии. Попытка оказалась неудачной — россияне не только проиграли, но и получили в ответ встречный иск о взыскании с компании штрафных санкций, который был поддержан. В итоге «Автодеталь» не только потеряла акции и банковскую гарантию, но и оказалась дополнительно должна Агентству 1,64 миллиона евро за неисполнение социальной программы. Впоследствии штраф увеличился еще на 1,25 миллиона евро: за нарушение обязательства о запрете распоряжения имуществом Икарбуса.

Решение суда «отрицает саму возможность применения на территории Российской Федерации права иностранного государства».

Еще по теме:

Впрочем, эти деньги еще надо было умудриться получить, с чем у сербов возникли проблемы. Досудебные механизмы не сработали, и в 2013 году Агентство по приватизации вынуждено было обратиться в российский арбитражный суд по месту нахождения ответчика.

Разбирательство затянулось: областной арбитраж затребовал дополнительные документы, стороны заявили о предоставлении дополнительных доказательств и т. д. В результате дело рассматривалось уже в 2014 году.

Решение оказалось неожиданным с позиций международного права. Фактически, областной арбитраж посчитал, что наложенные штрафные санкции за невыплату зарплаты и вывод активов являются карательными и отказал в иске. Впоследствии апелляционная инстанция открыто признала, что решение суда «отрицает саму возможность применения на территории Российской Федерации права иностранного государства», и удовлетворила требования Агентства. Это был уже конец 2014 года, а исполнительный лист Агентству был выдан лишь в начале 2015 года.

Взыскивать к этому моменту уже оказалось толком нечего – «Автодеталь-Сервис» уже подготовился к собственному банкротству, которое началось в августе под полным контролем структур АМС. Все значимые активы ОАО, несмотря на многочисленные обременения залогами и ипотеками, уже были выведены в ООО с одноименным названием (все подробности доступны по ссылке http://ulgrad.ru/?p=136682). На балансе банкрота остались лишь десяток старых грузовиков, несколько тысяч наименований запасных частей и производственная база на улице Урицкого в Ульяновске, которая находится в залоге у обанкротившегося «Первобанка», то есть фактически ныне ей распоряжается федеральное Агентство по страхованию вкладов.

На помощь опять пришел областной арбитраж, в который с иском обратились две дочери Александра Пинкова — Ольга и Екатерина, а также ООО «СтройТехКом».

Еще по теме:

Почему же на этот процесс сквозь пальцы смотрели такие зубастые кредиторы как «Альфа-Банк» и ВТБ при том, что начиная с 2009 года у «Автодеталь-Сервиса» даже по официальным бухгалтерским документам размер задолженности ежегодно превышал 800 миллионов рублей?

Судя по всему, не смотрели никак, по причине отсутствия необходимости – «Автодеталь-Сервис» успешно перекредитовался в Сбербанке, заложив ту же недвижимость. При этом даты взятия крупных кредитов показательны. 18 сентября 2009 года, то есть почти день в день относительно даты погашения первой кредитной линии «Альфа-Банка», «Автодеталь» занимает у Сбербанка 560 миллионов рублей, а в ноябре 2011 года — более 1 миллиона евро в валюте. Остальные кредиты в эти года «Автодеталь» тоже брало в «Сбербанке».

С банковской гарантией в размере 1 миллиона евро, предоставленной ВТБ, вопрос решали иначе. На помощь опять пришел областной арбитраж, в который с иском обратились две дочери Александра Пинкова — Ольга и Екатерина, а также ООО «СтройТехКом». И дочери бывшего мэра Ульяновска, на которых записано более 22% долей в ОАО «Автодеталь-Сервис», и «СтройТехКом» на момент заключения сделки с ВТБ являлись крупными акционерами компании.

Акционеры посчитали, что сделка по покупке Икарбуса была совершена без их уведомления, что нанесло им ущерб по причине того, что более 800 миллионов рублей были выведены из обращения и, следовательно, они утратили возможность получать дивиденды. Дело было за малым — доказать, что совершенная сделка была крупной, то есть на сумму, превышающую четверть активов «Автодетали».

Реальной работе уважаемого предприятия с историей ничего не угрожало, в том числе и сербское Агентство, которое было мирно включено в третью очередь кредиторов без реальных шансов получить хоть что-то.

Еще по теме:

Совершенно неожиданным образом суд встал на сторону истцов и признал незаконным договор банковской гарантии. При этом размер сделки рассчитывался на основе суммирования сумм из договоров банковской гарантии, продажи акций, открытия кредитной линии в валюте, договора об ипотеке и договора о залоге. Признав все эти договоры взаимосвязанными, суд насчитал сумму, которая превышала 25% от размера активов. На этом основании и был удовлетворен иск. Впрочем, решение не устояло в апелляции — суд сделал логичный вывод относительно того, что все договоры имеют различную правовую природу и смешивать их в кучу нельзя.

Ничего страшного для «Автодетали» в итоге не произошло — процесс банкротства ОАО до недавнего времени шел по накатанной: одноименное ООО работало, «Сбербанк» в процессе активно не участвовал, активы под угрозой не находились. То есть, реальной работе уважаемого предприятия с историей ничего не угрожало, в том числе и сербское Агентство, которое было мирно включено в третью очередь кредиторов без реальных шансов получить хоть что-то.

Но недавно ситуация несколько поменялась — 11 мая в процесс вошло Агентство по ведению споров в процедурах приватизации Республики Сербии, которое стало правопреемником Агентства по страхованию вкладов, и начало пытаться оспаривать действия конкурсного управляющего в рамках банкротного процесса. Пока иск по существу толком не рассматривался, но есть все основания подозревать, что Агентство намерено и дальше продолжать судебные тяжбы несмотря на то, что уже объявлены торги по продаже активов ОАО-банкрота.

Фото – Алексей Мякишев (http://fotobus.msk.ru/author/203/)

Читать дальше:

Оцените новость: