На новых депутатов пока не нашли денег

20 Сен 2014 Общество Dinika

Вместо одной Гордумы у Ульяновска будет пять собраний депутатов – по одному на каждый район и общегородской парламент. Такие планы на изменение системы управления городом заявлялись областной властью в начале года. Но пока документально они не воплощены. Но не потому что чиновники раздумывают, что же будет лучше для горожан, а потому что непонятно, откуда брать деньги на содержание новых народных избранников.

заседание зсо

В мае 2014 года были приняты Федеральный закон от 27.05.2014 N 136-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно закону, субъектам РФ дано право реорганизации способов избрания глав муниципальных образований и депутатов. В августе состоялись публичные слушания по проекту нового устава Ульяновска. Главный документ города окончательно отменяет прямые выборов мэра Ульяновска. Теперь главу города будут избирать из числа депутатов Гордумы, а управление будет осуществляться сити-менеджером.

Мы попытались разобраться, в чем же суть реформы МСУ и как, собственно, власть намерена дальше управлять городом?

 

Справедливости ради надо отметить, что ульяновцам уже дважды не дают самостоятельно выбрать мэра города. Напомним, первый раз прямые выборы были отменены в 2010 году. После отставки тогдашнего мэра Александра Пинкова в конце 2011 года главу Ульяновска выбрали из числа депутатов Гордумы. Однако в апреле 2013 года снова внесли изменения в устав города. Вернув, таким образом, всенародные выборы мэра. Очередные выборы были запланированы в 2015 году. Но этой весной в законодательство о местном самоуправлении были внесены изменения, которыми устанавливались фактически три возможные формы избрания глав муниципальных образований. Это прямые выборы мэра, «система сити-менеджера» с прямыми выборами главы представительного органа или выборами главы из состава депутатов. Закон также предполагал возможность деления крупных городов на районные муниципальные образования со своими представительными органами, которые делегировали бы своих депутатов на вышестоящий уровень – в городскую Думу. Право выбора формы управления было предоставлено законодательным органам региональной власти.

 

В селах депутатов урежут

Летом ЗСО внесло изменения в региональное законодательство, согласно которым глава Ульяновска, как и других муниципальных образований, должен избираться из состава депутатов Гордумы. То есть избрание мэров городов в Ульяновской области всенародно уже не будет. А выборы главы администрации будут проходить на основании контракта сроком на 2 года, который заключает депутатский корпус муниципального образования с ним.

Стоит отметить, что из 146 муниципальных образований Ульяновской области этот способ реализовывается на сегодняшний день в 144. То есть еще до реформы МСУ глава города (Беспалова) избирался из числа депутатов, а глава администрации (Панчин) назначался по контракту. Исключение составляли Цильнинский и Новоспасский районы, где до сих пор проходили всенародные выборы главы района. На тот момент это не противоречило законодательству.

«Фактически мы, депутаты ЗСО утвердили уже существующую практику, которая в большинстве муниципальных образований Ульяновской области сложилась и действует», – пояснил депутат ЗСО Василий Гвоздев.

Кроме этого, как отметил Гвоздев, депутаты утвердили форму, при которой изменился порядок формирования советов депутатов районов, прежде всего в сельской местности. Раньше советы депутатов в Ульяновской области формировались в сельских поселениях, отдельно избирался районный совет депутатов.

Таким образом, получилось, что количество депутатов в Ульяновской области достигло 1800 человек.

«Это огромное количество. Практика показала, что депутатский мандат немного обесценился. Стать депутатом сельской местности уже никто не хотел. Поэтому, исходя из ФЗ№ 136, мы воспользовались правом отменить выборы в районные советы депутатов. И формирование районных советов депутатов – Инзы, Николаевки, Барыша – сделать из состава сельских депутатов. Тем самым мы резко повысили статус сельских депутатов и отменили одну систему выборов. То есть в муниципальных образованиях выборов в районный совет депутатов не будет, мы убрали 24 выборные компании. Это еще и экономия бюджетных средств, – отметил Гвоздев.

Формироваться эти советы депутатов будут путем делегирования по квоте из сельских депутатов в районы. Скажем, выбирается в Акшуате 5 сельских депутатов, по квоте один из них делегируется в районный совет депутатов.

Кроме этого, по словам Гвоздева, каждый глава поселения Ульяновской области автоматически становится районным депутатом. Отныне он заинтересован отстаивать интересы своего села на районном уровне, тем более это актуально при распределении районного бюджета. Раньше такого не было, районные депутаты были далеки от нужд глав поселений, а те в свою очередь – как с протянутой рукой.

 

А в городе – прибавят?

Но на сегодняшний день так и не решен окончательный вопрос с советами депутатов в каждом районе Ульяновска. ФЗ №136 позволяет в муниципальных округах с территориальным делением, в частности в Ульяновске, производить деление города на 4 части по числу районов и формировать районные советы депутатов: Железнодорожного, Засвияжского, Заволжского, Ленинского.

«Это 700 тысяч избирателей. Тем самым возможно приближение депутатов к населению. Сейчас 1 депутат занимается проблемами 15-30 тысяч избирателей. Округа большие, всего в Гордуме 35 депутатов, они не могут дойти до каждого. Поэтому идея федерального закона сделать так, чтобы не от 15 тысяч населения депутат избирался в городе, а от 2-3 тысяч, чтобы его лучше знали. Эту возможность мы не реализовывали, это право города Ульяновска. Через публичные слушания, через внесение изменений в Устав города депутаты Гордумы должны определиться, будут они эту норму реализовывать или нет. У муниципалитета есть право оставить все так, как есть. Никакого давления со стороны ЗСО или жестких рекомендаций от нас не будет», – пояснил Гвоздев.

В новом Уставе города, о котором уже упоминалось выше ничего о нововведении не сказано. Депутаты подобных изменений не вносили. Как выяснилось, был взят типовой устав, который прошел проверку в министерстве юстиции и прокуратуре, антикоррупционную проверку он не проходил.

По словам первого заместителя главы Ульяновска Петра Столярова, в общественно-политической жизни ульяновцев на сегодняшний день ничего не меняется, все остается на прежнем уровне. Выборы главы – из числа депутатов Гордумы, а депутаты избираются по одномандатным округам.

«Мы лишь привели Устав в соответствии с федеральным законом, с законом Ульяновской области №100. Поскольку в нашем уставе было написано, что должны быть прямые выборы мэра города, которые так и не состоялись. Мы решили оставить все без изменений. В уставе говорится о том, что 35 депутатов городского округа будут избираться в одномандатных округах».

По словам Столярова, устав Гордумой будет утверждаться в конце сентября. Но никаких уточнений по поводу того, что в районах Ульяновска будут организованы советы депутатов, пока нет.

«Разные партии пытаются все взбудораживать. Сегодня живем – никаких изменений, так и будем жить пока. Ели и будем вносить какие-либо изменения в Устав города, то это, скорее всего, будет уже в декабре-январе», – заверил Столяров.

«Остается еще очень много нерешенных вопросов. Бюджетные квоты РФ в этом направлении не приняты, бюджетный кодекс не приведен в соответствие с ФЗ №136. Поэтому сейчас и до конца этого года мы живем теми решениями, которые приняты на 2015-2016 год, ничего пока не меняется. Когда бюджетный кодекс приведут в соответствие с ФЗ №136, мы будем принимать бюджет на 2015-2016 годы, там и будут предусмотрены средства», – пояснил Столяров.

Пока никто не просчитывал, насколько увеличатся расходы бюджета за счет роста количества депутатов на местах и как в целом реформа скажется на работе депутатов Гордумы.

 

Война план покажет

Никто не знает, как это все будет внедряться на практике, уверен заведующий кафедрой экономического анализа и государственного управления УлГУ Анатолий Лаптев. С 2003 года (со времени принятия ФЗ №131 «Об общих принципах организации и мерах общественного самоуправления»), в закон вносилось огромное количество поправок, изменений, уточнений.

Лаптев считает, что новые изменения – это модель, когда городские районы, до этого не имевшие собственного бюджета, финансировавшиеся по смете администрации города, теперь таким правом наделяются.

«Эти мини-бюджеты будут принимать депутаты конкретного района, входящие в Совет депутатов районов. И принимать решения, исходя из того, какие проблемы наиболее актуальны в этом районе», – поясняет он.

По мнению Лаптева, эта модель имеет как плюсы, так и минусы.

Среди плюсов: возможность запланировать необходимые средства в бюджете района на текущий квартал на решение локальных вопросов, поскольку исходя из проблем города, сметы, это не всегда получается. Таким образом определенная часть полномочий смещается из города на районы, что, безусловно, потребует увеличения администрации, увеличения муниципальных служащих.

«Пока непонятно, как это будет происходить. Насколько это будет эффективно, сможет показать только практика. Главная проблема – это разделение доходов, сейчас ее нет. Город собрал, глава администрации распределил эти деньги. Многие вещи финансируются на город в целом. Например, на трамвай. Трамваи ходят и в Засвияжском, и в Железнодорожном районе. Как бы не получилось так, что на один район выделят деньги, например, на ремонт путей, на субсидирование пассажирских перевозок, а на другой нет. Непонятно, как будут решать проблемы отношений между районами города. До этого таких вопросов не было».

Кроме этого, как отмечает Лаптев, встает вопрос компетентности принимаемых решений. У нас мало депутатов, которые хорошо разбирались бы в бюджетном законодательстве. Был бюджетный кодекс, где прописано, что можно, что нельзя, что можно попросить от города, что нельзя, потому что у города будет свой собственный бюджет. Непонятно, каким образом будет распределяться бюджет в районах. Могут определять финансирование, исходя из количества проживающего населения, либо пропорционально вкладу в общегородской бюджет доходов тех предприятий, которые располагаются на территории данного района.

«Тут возникает множество вопросов, которые нужно каким-то образом регламентировать. Как это будет происходить, пока непонятно. Пока это все в тестовом режиме. Нет внятных схем, нет четкого механизма. Что в итоге состоится от этого закона, а что нет, не смогут сказать даже сами его разработчики. По Конституции РФ методы самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Но с другой стороны местное
самоуправление у нас не является эффективным, поэтому оно очень сильно зависит от поступлений субсидий в бюджет, других форм межбюджетных трансфертов вышестоящих уровней бюджета. А там уже возникают свои правила игры. Хотите получить трансферт, вы должны сделать а), б), в). Не хотите, мы вас не гоним. Поэтому никто пока точно не знает, что будет в конечном счете. В нормальной стране сначала разрабатывается некая модель этого эксперимента, анализируются плюсы и минусы, риски, что с ними делать, и нужно ли что-то делать вообще. А у нас по принципу: война план покажет: давайте в сражение ввяжемся, а там будем по ходу разбираться с возникающими проблемами».

 

Пока финансы поют романсы

Впрочем, как отметил Лаптев, вряд ли что-то существенно изменится:

«Чтобы что-то изменилось, нужно, чтобы было больше денег. Положение Ульяновской области в экономике весьма серьезное, показатели отрицательные, тенденция эта, по всей видимости, долгосрочная. Поэтому откуда брать дополнительные доходы на всяческого рода эксперименты – большой вопрос. Как Ульяновская область была на 10 месте по уровню зарплаты в РФ среди 15 самых бедных регионов страны, так мы на нем и остались, от этого эксперимента ничего не изменится. Наоборот вносится неопределенность, меняется конструкция локальной власти, непонятная ситуация, останутся ли чиновники на своих местах или нет. Никто не знает, что будет дальше. Должна происходить конкретизация во всех муниципальных образованиях РФ. Пока нет нормативно-правовой базы в рамках ФЗ №131, нет решений Гордумы, о чем вообще говорить?! Чтобы выработать какое-то решение, определиться со схемой, кто и за что отвечает, понадобится полгода. Наши региональные чиновники так быстро все исполнили в соответствии с федеральным законом, чтобы не было противоречий. Давайте отложим это до лучших времен, когда будет больше денег».

Впрочем, возможно, так и случится.

По мнению замгубернатора Михаила Сычева, сейчас одна проблема – изменения в бюджетный кодекс не внесены, поэтому принять решение не получается:

«Мы не можем даже сейчас сказать, нужно это нам или не нужно. Есть проект изменений в бюджетный кодекс, он говорит о том, что нет нормальных источников финансирования, источники разбиваются, а значит, не дадут никаких результатов. Поэтому сейчас преждевременно об этом говорить. Мы планировали обсуждение в сентябре-октябре с жителями при условии, когда все изменения в Бюджетный кодекс внесут на федеральном уровне. На сегодняшний день в Бюджетный кодекс изменения не внесены, поэтому нет смысла их обсуждать».

Светлана Александрова

Оцените новость:
  • (9 голосов, средний: 4.56 из 5)
    Загрузка ... Загрузка ...