В рамках областной программы в прошлом году в области построили рекордные 11,4 километра дорог, превысив план почти на 10 процентов. При этом общая протяженность дорог в области выросла за тот же год почти на 1000 километров, а с 2000 года дорог в Ульяновской области стало и вовсе почти в два раза больше. В том, как это стало возможным, мы разбирались совместно с экспертом ВШЭ.
В 2000 году всего в области числилось около 7,4 тысяч километров дорог, причем плотность дорог с твердым покрытием на 1000 квадратных километров территории была низкой — лишь около 100 километров. Для области таких размеров как Ульяновская, это совсем мало — приблизительно такую же плотность по советским нормативам образовывали лесные просеки в доступной тайге.
C 2011 года в регионе наблюдается настоящий бум дорожного строительства, приходящийся в основном именно на дороги с твердым покрытием.
Еще по теме:
- Обновленное решение «Контроль автопарка» от «МегаФона» позволит повысить уровень безопасности вождения на дорогах России
- Проектируют дорогу к индустриальному парку на месте цемзавода
- Суд да дело. Облправительство может поспорить с УФАС по миллиардам на видеонаблюдение
- Ульяновск попал в десятку городов с худшей транспортной ситуацией
- На спуске к Волге - провалы и трещины
Статистика показывает, что подобная ситуация стала улучшаться начиная с 2005 года. С тех пор плотность дорог с твердым покрытием в области выросла со 130 до почти 250 километров на 1000 «квадратов» территории. Правда, та же статистика показывает, что этот процесс сопровождался снижением доли дорог с твердым покрытием. Если в 2005 году таковыми были почти все дороги области, то к 2015 году «твердыми» остались лишь около 80% всех дорог.
Но это не беда, ведь официальные данные показывают, что с 2011 года в регионе наблюдается настоящий бум дорожного строительства, приходящийся в основном именно на дороги с твердым покрытием. Всего за четыре года общая протяженность дорог в области увеличилась с 7,9 до 12,3 тысяч километров, причем, начиная с 2012 года, этот прирост в основном приходился именно на заасфальтированные дороги местного значения.
След подобных рекордных показателей строительства логично было бы искать в областных целевых программах: «Развитие системы дорожного хозяйства Ульяновской области в 2009-2015 годах» и «Развитие системы дорожного хозяйства Ульяновской области в 2014-2019 годах», но в итоговых отчетах об их выполнении следов рекордов не нашлось. Рекордные показатели действующей программы были достигнуты в 2016 году — при плане в 10,63 область построила 11,41 километра дорог. Правда, обе программы распространялись и распространяются исключительно на региональные и межмуниципальные дороги, протяженность которых из года в год составляет около 4600 километров с небольшими отклонениями в ту или иную сторону.
С дорогами федерального подчинения та же ситуация — их в регионе всегда было около 432 километров, причем в 2015 году их протяженность уменьшилась на два километра. Выходит, что единственным источником областных дорожных достижений в разрезе статистики оказываются исключительно местные дороги, находящиеся в ведомстве муниципалитетов.
Всего за три-четыре года муниципалитетам удалось построить дорог как минимум в два раза больше, чем их было до этого.
Еще по теме:
- Обновленное решение «Контроль автопарка» от «МегаФона» позволит повысить уровень безопасности вождения на дорогах России
- Проектируют дорогу к индустриальному парку на месте цемзавода
- Суд да дело. Облправительство может поспорить с УФАС по миллиардам на видеонаблюдение
- Ульяновск попал в десятку городов с худшей транспортной ситуацией
- На спуске к Волге - провалы и трещины
Цифры говорят, что так оно и есть. За последние пять лет протяженность таких дорог выросла с трех до 7,5 тысяч километров, причем, по большей части, за счет дорог с твердым покрытием.
4500 километров асфальтированных дорог — это очень много. Больше, чем общая протяженность всех улиц, проездов и набережных во всех без исключения поселениях региона. Статистика насчитала по итогам 2016 года таковых 2512,2 километра. Получается, что всего за три – четыре года муниципалитетам удалось построить дорог как минимум в два раза больше, чем их было до этого.
Все объясняется просто: новые дороги оказались старыми.
Еще по теме:
- Обновленное решение «Контроль автопарка» от «МегаФона» позволит повысить уровень безопасности вождения на дорогах России
- Проектируют дорогу к индустриальному парку на месте цемзавода
- Суд да дело. Облправительство может поспорить с УФАС по миллиардам на видеонаблюдение
- Ульяновск попал в десятку городов с худшей транспортной ситуацией
- На спуске к Волге - провалы и трещины
Увы, но отражения этого бума в муниципальных программах дорожного строительства мы не нашли. Даже в областном центре ежегодно новых дорог вводились считанные километры, а в более мелких муниципалитетах зачастую вообще никаких новых дорог с 2012 года не строили. Откуда же взялись поражающие воображение цифры?
За разъяснениями мы обратились к эксперту Высшей школы экономики Ольге Моляренко.
По словам госпожи Моляренко, подобные ульяновским парадоксы наблюдаются и на общероссийском уровне. Так, с 2003 по 2015 года протяженность дорог с твердым покрытием по всей России выросла на 504 тысячи, что позволило выполнить целевые индикаторы Транспортной стратегии РФ. При этом в действие ввели лишь 30,3 тысячи километров дорог. Остальные 475 тысяч километров оказались виртуальными, точно так же как и пять тысяч ульяновских километров, которые вошли в это число.
Все объясняется просто: новые дороги оказались старыми, а прирост обеспечивается в первую очередь за счет учета. Этим объясняется и всеобщая заасфальтированность дорог в области в 2000-е годы, которая затем стала снижаться.
Оказалось, что местных дорог в регионе практически нет.
Еще по теме:
- Обновленное решение «Контроль автопарка» от «МегаФона» позволит повысить уровень безопасности вождения на дорогах России
- Проектируют дорогу к индустриальному парку на месте цемзавода
- Суд да дело. Облправительство может поспорить с УФАС по миллиардам на видеонаблюдение
- Ульяновск попал в десятку городов с худшей транспортной ситуацией
- На спуске к Волге - провалы и трещины
Дело в том, что с 2010 года статистика стал учитывать не только те дороги, которые являются объектом управления региональной власти, но и дороги местного значения, которыми распоряжаются муниципалитеты. Впрочем, эти изменения мало что изменили в Ульяновской области. Оказалось, что местных дорог в регионе практически нет. Точнее, они есть, но муниципалитеты не спешили принимать их на баланс. Дороги числились бесхозным имуществом. То есть, дорогами не являлись.
Примерно та же ситуация сложилась и в целом по России — к 2012 году в стране нашлось лишь 225 тысяч километров местных дорог с твердым покрытием, что давало дорожной сети России лишь 20% прирост, недостаточный для исполнения декларативных показателей Транспортной стратегии, в которой в качестве целевого индикатора на 2011 год были прописаны 730 тысяч километров местных дорог.
Несмотря на то, что этот показатель так и не был достигнут до сих пор, к нему удалось значительно приблизиться уже в 2012 году за счет того, что с этого времени в протяженности дорог статистика стала учитывать еще и улицы внутри поселений, что позволило почти вдвое улучшить показатели протяженности соответствующих дорог с твердым покрытием. В области – на те самые 2512,2 километров по итогам 2015 года.
Заработал принцип: меньше дорог-меньше денег.
Еще по теме:
- Обновленное решение «Контроль автопарка» от «МегаФона» позволит повысить уровень безопасности вождения на дорогах России
- Проектируют дорогу к индустриальному парку на месте цемзавода
- Суд да дело. Облправительство может поспорить с УФАС по миллиардам на видеонаблюдение
- Ульяновск попал в десятку городов с худшей транспортной ситуацией
- На спуске к Волге - провалы и трещины
Прирост показателей продолжился и дальше, но уже с учетом еще одного нового механизма. В 2011 году были воссозданы дорожные фонды, а с 2014 года местные бюджеты стали вместо субсидий получать 10% от акцизных доходов на топливо регионального бюджета исходя из протяженности автомобильных дорог. Заработал принцип: меньше дорог – меньше денег.
Но где муниципалитетам брать дороги? Ответ оказался прост — оформлять, благо огромное количество дорог так и оставались бесхозными. Этим муниципалитеты активно и занялись, оформляя бывшие ведомственные дороги, дороги, стоящие на балансе с/х предприятий-банкротов и так далее, не брезгуя и грунтовками. Благо, в общей протяженности учитывались все дороги.
Впрочем, с оформлением грунтовок история продолжалась недолго. Как нам рассказал бывший глава одного из районов области, муниципалитетам рекомендовали все-таки сосредоточиться на дорогах с твердым покрытием для того, «чтобы не портить статистику». Эти рекомендации в итоге и привели к кратному росту плотности дорог с твердым покрытием в области, но грунтовки все-равно продолжали оформлять там, где бесхозных асфальтированных дорог попросту не было, что напрямую сказалось на ухудшении динамики показателя доли дорог с твердым и усовершенствованным покрытием в регионе начиная с 2014 года.
В ближайшие годы можно надеяться на продолжение покорения областью дорожных рекордов.
Еще по теме:
- Обновленное решение «Контроль автопарка» от «МегаФона» позволит повысить уровень безопасности вождения на дорогах России
- Проектируют дорогу к индустриальному парку на месте цемзавода
- Суд да дело. Облправительство может поспорить с УФАС по миллиардам на видеонаблюдение
- Ульяновск попал в десятку городов с худшей транспортной ситуацией
- На спуске к Волге - провалы и трещины
В одной из своих работ, посвященной вопросу бесхозных дорог, Ольга Моляренко приводит комментарий директора Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ М.Я. Блинкина, который утверждает, что ныне созданный бюджетный стимул для оформления дорог у муниципалитетов уже иссякает. С одной стороны это большие затраты, а с другой – «местные власти понимают, что даже на оформленные дороги они не получат достаточное финансирование».
Тем не менее, пока процесс оформления «старых-новых» дорог продолжается. Мы попросили госпожу Моляренко оценить оставшиеся резервы подобного дигитального прироста дорожной сети. По словам эксперта, резервы еще есть. Их наша собеседница оценивает в 20-30% от общей протяженности региональных дорог. То есть, в ближайшие годы можно надеяться на продолжение покорения областью дорожных рекордов.
Читать дальше:
- Обновленное решение «Контроль автопарка» от «МегаФона» позволит повысить уровень безопасности вождения на дорогах России
- Проектируют дорогу к индустриальному парку на месте цемзавода
- Суд да дело. Облправительство может поспорить с УФАС по миллиардам на видеонаблюдение
- Ульяновск попал в десятку городов с худшей транспортной ситуацией
- На спуске к Волге - провалы и трещины