Уже несколько недель в пространстве региональной власти ходят бумаги-обращения от жителей ряда сел Майнского района. Жители требуют газификации. Почему о газе, которого в этих селах не было испокон веку, так внезапно вспомнили? Для ответа на этот вопрос мы отправились на сход граждан в поселок Безречный, но причину возникшей активности выяснили еще до начала схода.
Жители запуганы, ведь выживая большинству приходится работать в совхозе который также принадлежит ему, любое неповеновение или инициатива будет наказуема.
Еще по теме:
В приглашении на сход, которое было разослано по СМИ вчера, сложившаяся ситуация названа чрезвычайной. Приведены и душераздирающие цитаты со слов жителей тех поселений Майнского района, в которых газ был обещан, но так и не появился, – Безречного, Юшанского, Апалихи, Безлесного, Выров и Волостниковки. «Главная беда – это безразличие нашей администрации. Наш бывший глава поселения Желтов Виктор Юрьевич, который собирал с жителей деньги на газификацию сейчас является Главой Майнского района. Он нисколько не заинтересован в решении главной проблемы жителей, кроме того по его команде в поселках начали спиливаться все металлические трубы. Жители запуганы, ведь выживая большинству приходится работать в совхозе который также принадлежит ему, любое неповеновение или инициатива будет наказуема», с горестью и безысходностью рассказывает жительница Антонина» – написано в письме (орфография и пунктуация сохранены).
Выживающие в 30 километрах от Ульяновска люди замерзают без газа в своих домах, ситуация близка к чрезвычайной, виноваты во всем власти.
Еще по теме:
Из всего этого вырисовывается страшная картина: выживающие в 30 километрах от Ульяновска люди замерзают без газа в своих домах, ситуация близка к чрезвычайной, виноваты во всем власти, которые спилили уже установленный газопровод, а запуганные жители вот уже 15 лет обивают все пороги в поисках обещанного газа. Но его так и нет.
Смущает одно — почему такая активность жителей начала проявляться столь явно, в виде многочисленных жалоб и обращений, только сейчас? Почему не в прошлом году, почему не 10 лет назад? Для этого должна быть какая-то причина. Её мы и поехали выяснять в поселок Безречный, что совсем недалеко от федеральной трассы на Сурское.
Дым из котельной поселка в холодный зимний день виден издалека. Котельная в Безречном всего одна — для отопления школы, где и проходил сход. Недалеко от нее стоит новенький поселковый трансформатор, от которого по немногочисленным улицам расходится свежая разводка современным кабелем.
На пригорке — бывшее СПК, ныне ООО, причем с явными признаками жизни в виде современной техники. С пригорка возле машинного двора отлично виден весь поселок — несколько десятков домов, по большей части двухквартирных, известного советского проекта «сельская усадьба». И всего несколько дымящихся труб.
Жители остались с квитанциям об оплате работ по устройству врезок в дома и установке газовых счетчиков, с купленными газовыми котлами, но без газа и газовой магистрали от соседнего Тетюшского.
Еще по теме:
Едем на дым. Расчищенная широкая улица, от нее проулок. Поперек него — ржавая газовая труба на покосившихся стойках, пересекающая огороды уже зигзагом: стойки лопнули. Подныриваем под нее по тропке, чтобы сфотографировать покосившуюся трубу на фоне дымящейся печной трубы, и излишне увлекаемся — нападаем на трубу лбом. Нападение не понравилось ни нам, ни трубе. Впрочем, счет оказался равным — шишка против… сломанной по сварному шву газовой трубы, которая попросту не выдержала удара головой. Оказалось, что мы практически доломали как раз тот самый газопровод, по которому и должен был пойти в дома селян газ. Точнее, его последний оставшийся участок. Остальные трубы поселкового газопровода срезали и вывезли. Жители остались с квитанциям об оплате работ по устройству врезок в дома и установке газовых счетчиков, с купленными газовыми котлами, но без газа и газовой магистрали от соседнего Тетюшского.
Этой истории уже более 10 лет. Деньги на врезки и счетчики собирались еще в 1999 году, а в 2005 году начались работы — сначала по вписыванию газопровода в очередную федеральную программу по унификации географии (т. е. по «выравниванию условий»), а в 2006-2007 годах и по строительству.
Построить тогда за 6 миллионов успели чуть больше половины межпоселкового газопровода — 4 с небольшим километра, а также внутрипоселковые сети с подводом к домам. Дальше кончились деньги — в 2008 году программу по выравниванию условий социально-экономического развития регионов свернули, а про газопровод на пару лет забыли.
Когда в 2011 году, в преддверии очередной, уже областной, программы газификации, о газе снова вспомнили, оказалось, что нормативная документация поменялась. Теперь без проектно-сметной документации отказались работать и чиновники и газовщики. Да и уложенные стальные газовые трубы по новым документам уже не отвечали требованиям. Ныне газопроводы можно строить лишь из сшитого полиэтилена.
Более 200 собравшихся на сходе селян встретили рассказы областной власти, усиленной присутствием ОНФ и муниципалов, вполне адекватно.
Еще по теме:
Всю эту историю в подробностях и поэтапно на сходе повторил представитель областного министерства ЖКХ, а дополнительными нюансами сдобрил глава областного правительства Александр Смекалин, не забыв упомянуть и чехарду с муниципальной властью, которая пять лет назад не смогла найти полмиллиона рублей на изготовление проектно-сметной документации, из-за которой всё дело тогда и встало.
Модная в этом политическом сезоне моложавость и открытость власти в данном случае сыграла на руку — более 200 собравшихся на сходе селян встретили рассказы областной власти, усиленной присутствием ОНФ и муниципалов, вполне адекватно. Волнения возникли лишь вокруг пропавших труб уже смонтированного поселкового газопровода, последний участок которого вероломно на нас напал. Господин Смекалин заверил, что трубы срезали «для сохранности» и передали «на хранение», а по залу прошел нецензурный шепот, который впрочем быстро сошел на нет ввиду убойного аргумента об обязательности использования сшитого полиэтилена вместо стальных труб.
Полный школьный спортивный зал жителей сел активно внимал и рассказу об алгоритме решения газовой проблемы, явно демонстрируя заинтересованность в результате и готовность, как заявила одна из жительниц Безлесного, «бороться за газ до последнего». Но почему же все-таки столь высокую активность поселяне не демонстрировали ранее, хотя бы в 2012-2015 годах, когда ситуация была ровной такой же?
Ответ мы нашли сразу же после удара о трубу, которая силой своей инерции заставила обратить взор в небо. В небе оказалась новая железобетонная опора с белыми коробочками в местах ответвления новых проводов к домам, т. е. на самом верху опор. Белые коробочки оказались электронными счетчиками с дистанционным съемом информации и ограничителями потребления мощности. Первую половину всего этого набора коробочек поставили в прошлом году, а оставшиеся дома новой системой учета оснастили недавно, уже этой зимой.
Газ а баллонах в село перестали завозить с середины ноября.
Еще по теме:
Именно это и оказалось главным поводом для активной «борьбы за газ до последнего», которая активизировалась сразу после окончательного решения электрического вопроса. Проще говоря, стало практически невозможно воровать электричество, которым поселяне привыкли без проблем и лишних дров отапливать свои дома, не сильно и вспоминая о газе. О чем не сильно скрываясь и говорили — и между собой, и нам. Один из собеседников даже привел нам расчеты — сравнение «электрическо-дровяной» и «газовой» экономик отопления. Из них следует, что в случае «халявного электричества» газ проигрывает в деле отопления вчистую. В деле готовки — не совсем, так как возня с пропановыми баллонами не очень удобная.
Вдобавок, уже в конце схода выяснилось, что газ в баллонах в село перестали завозить с середины ноября. Так уж совпало, что практически одновременно с дооснащением электрических вводов «коробочками». Оказалось, что газовщики по всей стране отказались поставлять бытовой газ в баллонах ввиду того, что его себестоимость оказывается выше цены реализации.
Впрочем, представитель министерства уверил, что эта проблема решается — на область удалось «выбить» большие объемы льготного газа, которого хватит на всех. Уже скоро. В размере 6 «льготных» баллонов в год на человека.
Теоретически в 2018 году жители поселков могут получить давно ожидаемый газ.
Еще по теме:
Для проблемы газификации тоже обозначили решение. Явно единственно возможное. По уверениям Александра Смекалина, муниципалитет должен в ближайшее время объявить торги на изготовление проектно-сметной документации на достройку газопровода и новую внутрипоселковую разводку вместе с проведением обязательной госэкспертизы проекта, деньги на эти работы выделит область, оперативно проведя через ЗСО изменения в региональный бюджет. Документацию, с которой можно войти в очередную целевую программу, следовательно, можно ожидать к концу следующего года. Если сразу после этого начать работы, то теоретически в 2018 году жители поселков могут получить давно ожидаемый газ. Господин Смекалин предварительно оценил монтажные работы в 30 миллионов рублей и уверил, что жителям вновь вкладываться не придется — существующие отводы к домам и газовые счетчики удастся сохранить.
Вполне может оказаться, что эти деньги были потрачены впустую, и газопровод придется не достраивать, а строить заново.
Еще по теме:
Зная нюансы всех описанных главной регионального правительства процедур, в подобных случаях принято говорить «поживем-увидем». Очевидных подводных камней несколько. Во-первых, никто не проводил никакие предпроектные работы и так и не оценивал состояние существующего (уже построенного) участка газопровода, на который потратили 6 миллионов, а проектных документов на который нет. Вполне может оказаться, что эти деньги были потрачены впустую, и газопровод придется не достраивать, а строить заново. Состояние и вообще наличие построенного куска газопровода можно проверить только методом копки мерзлого грунта.
Во-вторых, сохранение домовых отводов, некоторым из которых исполнилось уже по 15 лет, тоже выглядит несколько сомнительным, так как за это время поменялись нормативы оборудования котельных в жилых домах, а котлы жителями уже куплены. При этом про потраченные в 1999 году 2-10 тысячах рублей селяне отлично помнят и хранят квитанции. По тем временам это были достаточно приличные деньги.
Проведение госэкспертизы проекта вполне может потребовать постановки трассы газопровода на кадастровый учет как линейного объекта.
Еще по теме:
В-третьих, проведение госэкспертизы проекта вполне может потребовать постановки трассы газопровода на кадастровый учет как линейного объекта. Несмотря на то, что здесь возможны нюансы, вполне вероятно, что изготовление проекта и проведение госэкспертизы, которую, как отметил господин Смекалин, он попросит ускорить процесс, может затянуться гораздо дольше, чем на 8-10 месяцев.
И это далеко не все — нюансов еще достаточно для того, чтобы утверждать, что развитие истории с газом может пойти по совершенно разным сценариям. По безпроблемному, который и озвучивался на сходе, газ может попасть в дома к середине-концу 2018 года. При любых проблемах с проектом — не раньше 2019 года. Если же в процессе решения проблемы выявятся и другие нюансы, то и 2019 год — это не срок.
Впрочем, в данном случае власть играет в открытую — жителям села господин Смекалин лично предложил создать рабочую группу, которая будет контролировать процесс и (при желании) получать раз в два месяца полную информацию по процессу решения газовой проблемы. Подключился к истории и ОНФ, в лице депутата ЗСО Геннадия Антонцева выразив готовность выслушивать жителей по личному номеру мобильного, который и продиктовал собравшимся. Записало номер два человека.
Читать дальше:
- Смекалина сватают в Гордуму Димитровграда
- Губернатор сверху
- "Хелипорт" улетел за документами, зато Димитровград спасут теплицами
- Газа не было пять часов
- Пробурили трубу и оставили два села без газа