Яндекс.Метрика

Тайны прошлого: экспедиция Николая Гриценко

В 2014 – 2015 гг. автор данной статьи под эгидой Ульяновского отделения Русского географического общества (РГО) руководил научно-иследовательским проектом «Культурное наследие зон затопления Куйбышевской и Саратовской ГЭС на территории Ульяновской области» (похожий проект в Республике Татарстан носит название «Святыни Татарстана»). Прежде чем рассказать об одной из уникальных находок, сделанных во время работы над проектом, поясню, почему тема создания Куйбышевского водохранилища является актуальной для Ульяновской области. Во-первых, до недавнего времени она была малоисследованной. Во-вторых, сооружение Куйбышевской ГЭС оказало значительное влияние на социально-экономическую и культурную сферы прибрежных районов региона.


Хочу рассказать о ценных материалах, обнаруженных в процессе поисков в фондах Ульяновского краеведческого музея (УКМ). В них сохранился фотоальбом, содержащий около 50 фотоснимков краеведческой экспедиции под руководством Н.П. Гриценко, которая состоялась летом 1952 г. по некоторым населённым пунктам зоны затопления на территории Ульяновской области. В чём их ценность? В том, что через несколько лет, в 1955 – 1957 гг. эти места ушли под воду, а их изображения до нас, за редким исключением, почти не дошли. И вообще сам факт организации экспедиции говорит о том, что нашлись люди, понимавшие трагизм происходящего и стремившиеся донести до потомков информацию о подлежащих затоплению селениях. А ведь в то время главное внимание уделялось строительству ГЭС и описанию новой, коммунистической жизни с всеобщей электрификацией и прочими благами. Кто думал о каких-то там дремучих сёлах с деревянными избами и плетнёвыми заборами, раскинувшихся в привольной волжской пойме? Сомнительные идеалы индустриализации и новой «светлой» жизни заслонили собой богатейшее историко-культурное и природное наследие старинных волжских поселений. В этом смысле, если применять модное сейчас слово, экспедиция явно не вписывалась в тренд.

Информация об экспедиции не афишировалась, из-за чего её с полным основанием можно назвать «забытой».

Еще по теме:

Организатором экспедиции стал заведующий кафедрой истории Ульяновского государственного педагогического института, доцент, кандидат исторических наук Николай Павлович Гриценко. Чтобы читатель получил представление об этом человеке, кратко расскажу о нём. Николай Павлович родился 15 ноября 1912 г. в селе Писаревка Сумской области (Украина). В 1933 – 1938 гг. учился на историческом факультете Московского педагогического института, затем был призван в ряды Красной Армии, откуда его демобилизовали по болезни в 1943 г. С этого времени и до 1953 г. Н.П. Гриценко жил в Ульяновске и работал в педагогическом институте. Именно здесь он стал одним из основателей советского научного краеведения. Большая часть его работ была посвящена истории крестьянства и общественной мысли Поволжья и России XIX в. В 1948 г. Н.П. Гриценко опубликовал монографию «Очерки по истории города Симбирска-Ульяновска и Ульяновской области» – первый опыт изложения истории региона в советскую эпоху. Всего к 1960 г. у него вышло 25 научных работ, в том числе фундаментальная монография «Удельные крестьяне Среднего Поволжья» (Грозный, 1959). На её основе учёный в 1961 г. защитил докторскую диссертацию. Отмечу, что в 1953 г. Н.П. Гриценко переехал в г. Грозный, где работал заведующим кафедрой истории пединститута, а с 1963 по 1966 гг. занимал должность ректора. Позже, в начале 1970-х гг. он был заместителем директора Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы, а потом профессором местного университета. К сожалению, многие факты из биографии учёного до сих пор остаются неизвестными (например, когда он ушел на пенсию, когда умер, какие труды опубликовал, проживая в Чеченской Республике, и т.д.). Долгие поиски документов (особенно личного дела) в Государственном архиве Ульяновской области и ведомственном архиве Ульяновского педагогического университета ни к чему не привели. Запрос в Чеченский государственный университет тоже ничего не дал: чиновники от образования ответили, что архив ВУЗа в связи с проведённой антитеррористической операцией не сохранился по 1994 год включительно. В Государственном архиве Республики Ингушетия хранился личный фонд Н.П. Гриценко (Ф. Р-1104, 55 дел, 1931 – 1971). Но после известных событий 1990 – 2000-х гг. архив фактически перестал существовать и сегодня функционирует лишь архивная служба.

Поэтому любые сведения о Н.П. Гриценко имеют большую ценность, как и сведения о старинных сёлах, ныне затопленных Куйбышевским морем. Видимо, информация об экспедиции не афишировалась, из-за чего её с полным основанием можно назвать «забытой». От неё остался лишь фотоальбом, содержащий только чёрно-белые изображений зоны затопления, увы, без хотя бы небольшого письменного отчёта. Судя по фотоснимкам, экспедиция посетила 11 поселений: Тургенево, Крестово-Городище (Кайбелы), Петровку, Алексеевку, Архангельское, Старый Урень, Головкино, Старую Майну, Кремёнки, Ивановку, и Динганаево (Енганаево), которые располагались на территории современных Старомайнского и Чердаклинского районов Ульяновской области. Из них 2 населённых пункта – Енганаево и Ивановка, находились за пределами зоны затопления, и, вероятно, были выбраны ошибочно (или считалось, что они тоже частично будут затоплены?). Но благодаря этому до нас дошло изображение ныне утраченной мечети в Енганаево – современная мечеть была построена в 1990 г.

По авторской оценке, всего члены экспедиции проехали не менее 200 км.

Еще по теме:

О составе экспедиции рассказывает только одна фотография, сделанная перед выездом у здания областного краеведческого музея. На ней у грузовой автомашины-фургона стоит 12 человек – 8 мужчин и 4 женщины. На ней Н.П. Гриценко предположительно стоит третьим справа (в белой шляпе, тёмных рубашке и брюках). Чтобы проследить путь экспедиции, потребуется подробная топографическая карта Ульяновской области – для этого идеально подходит имеющаяся карта 1949 г. Наиболее логичным представляется следующий маршрут: Ульяновск – село Тургенево – село Крестово-Городище (Кайбелы) – деревня Петровка – деревня Алексеевка – село Архангельское – деревня Старый Урень – село Головкино – село Старая Майна – село Кремёнки – село Ивановка – село Енганаево – Ульяновск. Примерная ориентировка движения – с юга на северо-запад, затем на северо-восток и далее в обратную сторону на юг и потом на юго-запад. Схематично на карте маршрут экспедиции можно представить в виде овала, причём отрезок от Ульяновска и Тургенево до Старой Майны проходил по затопляемой местности (волжской пойме и первой надпойменной террасе), а второй – от Старой Майны до Ивановки, Енганаево и до Ульяновска – по сравнительно высокой местности (вторая и третья надпойменные террасы). По авторской оценке, всего члены экспедиции проехали не менее 200 км.

«Вы бередите мою душу. Село находилось «как у Христа за пазухой» – со всех сторон его окружали замечательные природные богатства…»

Еще по теме:

”®â® 1

Итак, начнём путешествие с самой южной точки, которую посетили Гриценко и его товарищи. Таковой было старинное и знаменитое село Тургенево (кстати, учёный написал о семье Тургеневых отдельную статью, опубликованную в газета «Ульяновская правда» в 1944 г.). Оно находилось в пойменном Заволжье между сёлами Белый Яр и Кайбелы. Наряду с Архангельским и Головкино оно, пожалуй, являлось самым интересным с точки зрения историка. Не случайно было отснято 11 кадров с селом и его окрестностями. Насколько я знаю, на данный момент это единственные дошедшие до нас фотографии Тургенево (в отличие от достаточно многочисленных изображений Головкино и особенно Архангельского). По крайней мере, во время посещения летом 2014 г. Андреевки, куда переселилась основная часть тургеневцев, фотографий села я не нашёл, хотя общался со многими старожилами и краеведами. Собственно Тургенево посвящены 4 фотоснимка: церковь, господский дом (вернее, то, что от них осталось), водяная мельница с прудом, одна из улиц и общий вид села со стороны пруда. Остальные – это живописнейшие изображения окружающего ландшафта. Глядя на них, я понимал одного из старожилов, который на мой вопрос о том, какая была природа около Тургенево, чуть не заплакал и сказал: «Вы бередите мою душу. Село находилось «как у Христа за пазухой» – со всех сторон его окружали замечательные природные богатства…». Волга протекала примерно в 6-7 км от Тургенево, а фотоснимки сделаны в его ближайших окрестностях. Поэтому на фотографиях можно увидеть пруды, озёра, речку Калмаюр и луга. Конечно, более детальные привязки можно будет сделать только с помощью старожилов.

”®â® 3

Следующими крупными населёнными пунктами для экспедиции стали сёла Кайбелы и Крестово-Городище – хотя на карте это одно огромное поселение, растянувшееся на несколько километров вдоль волжской протоки, самое большое из всех посещённых Н.П. Гриценко (кстати, на подписях на обороте фотографий так и указывается – с. Кайбелы (Крестово Городище). На одном фотоснимке чётко виден противоположный берег Волги с горной грядой и её наивысшей точкой под названием «Гранное Ухо», справа от неё – село Криуши. На других фотографиях – неказистые, иногда саманные домики с соломенными и деревянными крышами. На заднем плане видна возвышенность – современный берег Куйбышевского водохранилища.

”®â® 6

Древний старик на фоне своей старенькой бревёнчатой избы – красноречивый символ архаичной, старинной деревянной русской деревни и эпохи, обречённой на уничтожение.

Еще по теме:

Вверх по Волге, за Ульяновском, экспедиция проехала деревни Петровку и Алексеевку. Самым колоритным и знаковым здесь (и вообще) является фотоснимок 83-летнего петровского старожила – Дмитрия Петровича Макарова. Древний старик на фоне своей старенькой бревёнчатой избы – красноречивый символ архаичной, старинной деревянной русской деревни и эпохи, обречённой на уничтожение (в данном случае – затопление). Это снимок-шедевр. Дальше можно было бы ничего не фотографировать. Интересны кадры с изображением Алексеевки – общий вид и вид улицы. Правда, они не очень хорошего качества.

”®â® 7

Недалеко от Алексеевки располагалось известное село Архангельское. Обнаруженные недавно 98 фотографий села рубежа 1940 – 1950-х гг. в диссертации бывшего директора местной школы Д.И. Алексеева сильно обесценивают труд фотографа экспедиции Н.П. Гриценко (он явно не был профессиональным, так как качество снимков нестабильное – то хорошее, то так себе). И всё-таки общие виды Архангельского 1952 г. не будут лишними. Жаль, что путешественники пропустили такие интересные селения, как Сосновка и Ботьма.

”®â® 9

После Архангельского члены экспедиции посетили деревню Старый Урень. На фотографиях пустынных, без всякой растительности улиц я насчитал как минимум 4 кирпичных дома.
Последним перед Старой Майной (поворотным пунктом маршрута) населённым пунктом стало одно из самых знаменитых в Поволжье и России сёл Головкино, бывшее имение графов Головкиных и Орловых, которое в 1767 г. посетила Екатерина II. Особый интерес вызывает необычный ракурс фотоснимка Вознесенской церкви (со стороны современного водохранилища), причём справа расположены большие одноэтажные постройки (бывшие дома служителей храма и церковно-приходская школа?). На одной из фотографий – руины разрушенного каменного здания (может быть, усадьбы Орловых?). На изображениях Старой Майны останавливаться не буду, так как они малоинформативны и не отличаются хорошим качеством.

Местные власти отчитывались о ходе переселения и рекламировали новые просторные улицы и дома.

Еще по теме:

На обратном пути первым селом было Кремёнки. На фотографии большой улицы видны небольшие деревянные дома с соломенными крышами, многие из них требуют ремонта. Вдали видна, вероятно, Вознесенская церковь с. Головикно, а ещё дальше (почти сливается с горизонтом) – правый берег Волги. Вообще замечу, что почти на всех фотоснимках преобладает безлесная, равнинная местность. Также хорошо видна послевоенная разруха, особенно в небольших деревеньках. Судя по всему, погода всё время была солнечной. Фотографиями Ивановки и Енганаево я не интересовался, поскольку они не входили в зону затопления и существуют до сих пор.

”®â® 10

В Государственном архиве Ульяновской области хранятся два фотоальбома с изображениями населённых пунктов в зоне затопления Куйбышевской ГЭС. Я обрадовался, когда узнал об их существовании. Однако получив к ним доступ, пришлось испытать некоторое разочарование: 90 % (если не больше) фотоснимков содержали изображения уже новых, эвакуированных на новые места селений. Таким образом местные власти отчитывались о ходе переселения и рекламировали новые просторные улицы и дома. Поэтому фотографии экспедиции Н.П. Гриценко имеют несравнимо большую ценность, поскольку показывают не новые селения «социалистического» типа, а старинные поселения, которых уже нет, а также окружавшую их природу. И какие это были сёла – Тургенево, Архангельское, Головкино! Мы должны быть благодарны Николаю Павловичу Гриценко, проявившему научную прозорливость и сумевшему сохранить историческую память.

Евгений Бурдин

Читать дальше:

Оцените новость: