Яндекс.Метрика

Белоярские легенды, обычаи и суеверия

Самые ранние письменные сведения о местных преданиях и суевериях содержатся в церковной летописи: «В народе существует много разных предрассудков и суеверий на разные случаи их обыденной жизни, например, что есть лешие, домовые, ведьмы, оборотни, ворожба на картах, на бобах, разные заклинания, нашёптывания на воск, на воду, имеют место тоже в соверованиях народа. Впрочем, подобного рода ворожбой занимаются исключительно только женщины, и женщины же исключительно им только и верят. Впрочем, относительно предрассудков и суеверий, хоть и много их осталось в ходе своём, справедливость требует сказать, что большая часть их многими совершенно отвергается, а если что и принимается, то по какому тёмному преданию потому только, что верили тому деды их, без сердечного личного убеждения в их истинности».

В 1880 году священник опять отмечал факт наличия среди прихожан Белого Яра некоторых суеверных обычаев. Под Новый год молодые парни и девицы ходили по домам и пели Коляду, за что получали от домохозяев варёные свиные ножки, пресные лепёшки или копеечку. В Святки (с 6 по 19 января) наряжались кто во что горазд, а на Богоявление (19 января) мужчины, участвовавшие в Святках, купались в Иорданской купели на реке, а некоторые больные даже выздоравливали.

Все белоярцы не запирали на ночь двери.

Еще по теме:

И далее летописец с горечью говорил: «Внимательно присматриваясь к состоянию прихожан в 1881 году, нельзя не прийти к тому заключению, что прихожане белоярские в большинстве религиозны только внешним образом, постоянное произношение вслух молитв, низкие поклоны, рисовка при подаче свеч и многие тому подобные действия ясно говорят о фарисействе. А взаимная вражда нередко выражалась в действиях, холодность к несчастиям ближнего, многочисленные судьбища (судебные разбирательства – Е.А. Б.) и т.п. ясно говорят о том, что белоярские прихожане не высоко стоят в нравственном состоянии». Правда, позже сообщалось об улучшении религиозность сельчан. С другой стороны, в источнике отмечается отсутствие повального пьянства, воровства, конокрадства. Все белоярцы не запирали на ночь двери. Кроме того, характерными чертами жителей были: подражание укладу жизни старшины, домашнее мастерство и вообще трудолюбие и любовь к земледельческому труду. Главным пороком белоярцев летописец считал мстительность, из-за чего происходили десятки пожаров.

До сих пор местные жители утверждают, а это они слышали от своих дедов, что именно здесь, на окраине Старого Белого Яра… скрывался от государевых людей сам Пугачёв.

Еще по теме:

До 1880-х годов местные жители по привычке твёрдо держались старины – были скромными в жилище и одежде. Обычной являлась небольшая курная изба – помещение для семьи и молодняка домашних животных. Как правило, носили серый чапан домашнего изготовления. Но в начале 1883 года в быту белоярских крестьян появились новые веяния: 1) построили более 10 новых домов хорошей сельской архитектуры; 2) в праздничные дни многие сельчане одевали одежду из купленных материй. Этим переменам способствовал урожайный 1882 год – кстати, первый год без пожаров! Поэтому материальное состояние белоярцев значительно улучшилось.

До сих пор в Белом Яре существуют легенды о кладах, чему способствуют находки на берегу Куйбышевского водохранилища, размывающего крутой берег, и место, где столетиями располагались нижние улицы села. В. Спиридонов рассказывал: «До сих пор местные жители утверждают, а это они слышали от своих дедов, что именно здесь, на окраине Старого Белого Яра… скрывался от государевых людей сам Пугачёв. Чтобы полонить бунтаря, снарядили в крепость Белый Яр целый отряд под командованием воеводы Ржева. Да вот только промашка вышла: кто-то из местных предупредил Емельяна, и он скрылся от преследователей на одном из островов напротив крепости. Часть сундуков, наполненных серебром да золотом, пугачёвцы закопали на берегу. «Кто из нас останется в живых, – сказал соратникам атаман, – тот и попользуется всем добром».

В глубине пещеры, в подземном срубе хранится много пудов золота и сундуков с жемчугами.

Еще по теме:

Позже в Белом Яре верховодил сподвижник и верный друг бунтаря атаман Иван Малета, чему есть даже письменные свидетельства. По преданию, вырыл он тот клад и укрыл сокровища в другом месте, легенда гласит: около села перед рекой тянется земляной вал, в этом валу вырыта пещера, вход в которую давно уже обвалился. В глубине пещеры, в подземном срубе хранится много пудов золота и сундуков с жемчугами. А другие сундуки с серебром закопал он в сосновом бору, берег под которым последние столетия Волга активно размывает. Сундуки сгнили, вот и попадаются рассыпавшиеся награбленные серебряные монеты. А напротив того места в межень (ежегодно повторяющееся сезонное стояние низких уровней воды в реке) можно видеть на дне реки остатки пугачёвского струга, на котором и везли когда-то набитые сокровищами сундуки.

Евгений Бурдин

Читать дальше:

Оцените новость: