Яндекс.Метрика

Что делать с главными зданиями в центре?

Костяк современного центра Ульяновска – здания советского модернизма, отстроенные к столетию Ленина, – преображаются на наших глазах. Начат ремонт Ленинского Мемориала, планируется перенос в него органа. Готовится ремонт библиотеки на Минаева. Одеты в вентфасады дворцы пионеров и книги, затянуты баннерами ДК Профсоюзов, Дом офицеров, гостиница “Советская”. ЦУМ после реконструкции стал упакованной в рекламу коробкой. В сентябре в Ульяновск на форум “МодУль” съедутся специалисты из России и других стран, чтобы ответить на вопрос, как стоит поступать с подобными зданиями при наличии ресурсов, архитектурной воли и понимания их места в городском пространстве, а не только исходя из желаний и нередко скромных возможностей владельцев. Пока же ульяновские архитекторы смотрят на международный опыт работы с подобными зданиями и сравнивают его с местным – увы, не в нашу пользу.

Инициатором форума “МодУль” стал архитектор Михаил Капитонов. Подробнее интервью с ним о предстоящем мероприятии, в котором Михаил говорит о большем значении смыслового наполнения общественных зданий модернистской архитектуры перед их внешним видом, мы уже публиковали.

Тем временем тема эта актуальна и на всероссийском уровне. Ее, например, обсуждали специалисты на Московском урбанистическом форуме 2018 года

Ульяновский архитектор Олег Владимиров предлагает задуматься о разных подходах к работе с такими объектами на международном и местных уровнях:

“На одной из сессий московского урбанистического форума обсуждался вопрос о методах сохранения модернистской архитектуры. В качестве примера был приведен опыт реставрации «Белого города» в Тель-Авиве. «Белый город» – это огромный район, в котором архитекторы, эмигрировавшие из Европы в период прихода в Германии к власти нацистов, в 1930-х -1950-х годах создали уникальную модернистскую городскую среду. В стиле модернизма было построено более 4 тысяч зданий. Со временем «Белый город» заметно обветшал (остеклялись балконы, галереи закрывались кирпичными стенами, штукатурка осыпалась, стены потемнели). Потребовалась масштабная программа реставрации. Без участия собственников зданий (большинство из них частные) реализация такой программы оказалась невозможной. Реальные сдвиги начались, когда была задействована формула: “реставрация + трансформация”. Собственник здания за свои деньги проводил реставрационные работы, взамен муниципалитет разрешал ему увеличить площади. Деньги, полученные от продажи дополнительных площадей, компенсировали затраты на реставрацию. Программа довольно успешная, в результате ее действия сохранено огромное количество зданий в стиле модернистской архитектуры.

В процессе реализации программы у израильских архитекторов сформировались профессиональные приемы, смягчающие визуальные противоречия между сохраняемым зданием и новой надстраиваемой частью. Например, это сдвижка новых верхних этажей в глубину, так, чтобы на переднем плане оставалось только старое здание, или отделение цветом старого от нового, или стилевые отличия между разновременными частями для подчеркивания подлинности реставрируемой части и многие другие приемы. Главное во всех этих приемах – высокий уровень профессионализма при сохранении и современном воплощении образа «Белого города».

Дом Готголда в Тель-Авиве до реставрации

модернизм1

Дом Рейсфельда в Тель-Авиве после реставрации и надстройки четырех этажей

модернизм2

В то же время не утихают споры по поводу неоднозначности этих приемов. Многие историки, краеведы, реставраторы (в том числе и в нашей стране) не могут принять такой подход и считают, что объекты культурного наследия после такой трансформации утрачивают свою уникальность и подлинность.

Для Ульяновска, в котором есть архитектура модернизма, проблема работы с этим наследием также актуальна. Некоторые объекты уже утрачены.

Реставрация модернизма в классическом понимании этого термина редкое исключение – обычно таких ресурсов нет ни у государства, ни у частных инвесторов. При сочетании методов реставрации и трансформации возможны частные инвестиции, но приемлемый результат достигается только при наличии установленных городом понятных правил, разработанных специалистами. В Тель-Авиве это почему-то получается.

Здание ЦУМа в г.Ульяновске до реконструкции

модернизм4

Здание ЦУМа в г.Ульяновске после реконструкции

модернизм5

Фото – ЖЖ Олега Владимирова.

Оцените новость: