На днях ульяновский архитектор Михаил Капитонов представил столичным экспертам идею проведения в нашем городе Всесоюзной конференции советского модернизма “МодУль”. Автор проекта рассказал Улграду о том, что организаторы конференции хотят попытаться вдохнуть жизнь в стоящие в стороне от городской активности советские здания и поставить вопрос об их дальнейшем использовании. В центре внимания участников конференции может оказаться Ленинский Мемориал, затею с переносом органа в который архитектор считает нелепой.
Ленинская мемориальная зона в центре, жилая застройка по улицам Минаева и Карла Либкнехта, новый город как пример массового советского строительства. Эти территории Ульяновска организаторы конференции “МодУль” планируют показать своим гостям – специалистам по советскому модернизму из разных городов России, стран СНГ, а также из Европы и Южной Америки.
“Нам очень нравится эпитет “всесоюзная”, – объясняет автор проекта Михаил Капитонов. – “В нашем городе он актуален, это красивая тема парка Дружбы Народов, который был на таких принципах организован. И хочется собрать экспертов из бывших советских республик. Но есть и эксперты из других стран: Германии, Италии, Чили”.
Сам “МодУль” задуман как смесь конференции для специалистов и фестиваля, интересного всем жителям города. Приглашенные эксперты не только поспорят на “круглых столах”, но и прочтут публичные лекции об архитектуре модернизма. Почти на две недели в городе развернется несколько тематических выставок.
Это, перечисляет Капитонов, будут выставки городов-партнеров, например, Тольятти, а также экспозиция по модернизму в Ульяновске. Две выставки – по модернизму Измайлово и советским дизайну интерьера и предметному дизайну – планирует привезти ИГУМО. Персональные экспозиции должны представить художник-концептуалист Кирилл Глущенко, архитектурный фотограф из Санкт-Петербурга Стас Кноп и итальянский фотограф Роберто Конте. Также ульяновцы надеются привезти выставку чилийского архитектора, исследователя панельного жилья Педро Алонсо.
По задумке авторов, выставки должны рассредоточиться по городу. Их предлагают поселить в разных зданиях, являющихся образцами советской архитектуры. “Схема в том, чтобы максимум экспозиций разместить в разных зданиях, чтобы люди гуляли и заходили в них, так как сейчас многие из этих объектов исключены из жизни, – рассказывает архитектор. – Например, Дом офицеров. В нем прекрасный атриум, это интересное пространство, но он завешен баннером. В нем есть какой-то бизнес, но здание не участвует в городской жизни. Или речной порт – это прекрасное здание, которое не знают, как использовать. И таких зданий огромное количество”.
Впрочем, только подключением зданий к “МодУлю” на несколько дней организаторы не ограничатся. Во время конференции должны пройти еще и так называемые ворк-шопы, участники которых будут искать ответы на вопрос, как памятникам советского модернизма жить в постсоветском Ульяновске. “Мы собираем крутых экспертов и хотим это как-то использовать. Само мероприятие – это загрузка исходных данных, мы смотрим, что происходит в мире с этим наследием, в остальных городах и странах, в Европе в бывших советских республиках. На ворк-шопах мы попробуем разработать концепцию того, что делать с этим наследием в Ульяновске. Или возьмем более узкий масштаб – выработаем сценарий использования конкретного здания, его переосмыления. Посмотрим, как этот ресурс использовать, как он должен интегироваться в городскую ткань”, – говорит Михаил Капитонов и добавляет, что ему бы хотелось так потеоретизировать насчет Ленинского мемориала.
“Это ключевое здание, и пока нет понимания, как его использовать. Все боятся трогать мемориальную функцию, прикоснуться к тени Ленина. Но по факту это центральное здание, где проходят конференции, встречи горожан, оно живет. При этом регулярно появляются абсурдные вещи типа проекта “Атриум” с идеей остеклить все и превратить его в торговый центр, или свежей идеей перенести в Мемцентр орган. Хоть здание является памятником, ни у кого нет понимания, как с этим работать. Не трогать нельзя – элементарно надо ремонтировать, но как включить его в городскую жизнь, непонятно. В этом большой вопрос, и в первую очередь нужна теоретическая работа. Нельзя запускать строительную бригаду с техническим заданием что-то сделать, пока не выполнена стратегия. Иначе мы приходим к ситуации с ЦУМом, когда здание просто превратилось в визуальный мусор”.
На вопрос о возможности признания ЦУМа памятником архитектуры и возвращения ему первоначального облика Михаил отвечает, что он бы этого очень хотел. Но такое решение должно приниматься с учетом интересов владеющего зданием бизнеса, например, предоставлением льгот собственнику.
А вот идею размещения органа в Мемориале специалист по советскому модернизму отвергает. Во-первых, предлагаемый для музыкального инструмента зал сейчас имеет стеклянные стены. Со стороны Волги он просматривается насквозь, и его легкость является неотъемлемой частью всего здания-памятника. А при создании акустики для органа стены зала придется закрывать. Во-вторых, по словам Капитонова, орган продолжит “мумификацию” Мемориала, а от этой функции, по его мнению, пора отказываться – здание должно наоборот оживать и притягивать в свои стены все больше ульяновцев.
“Вопрос, который должен быть осмыслен – как реконструировать советские здания”, – развивает мысль архитектор. – “Зачастую приводить их в первозданный вид – это неральные деньги, и это противоречит самим идеям строительства здания. Модернизм – это функциональная архитектура, она должна быть проста в производстве, она решает свои задачи. Например, у гостиницы “Венец” фасады сделаны из железобетонных плит, покрытых мелкой стеклянной плиточкой. Сейчас их реставрировать – значит, применять методы ручного труда, вклеивать каждую плиточку, чистить швы. Это ювелирная работа, она противоречит принципам, которые создатели закладывали в архитектуру. В реконструкции таких зданий нужно сохранять не оболочку, а вот эти смыслы. Опираться не на формальные приемы, а на дух. На принципы, которые закладывали проектировщики”.
Поэтому и изменения отдельных элементов совестких построек не стоит считать потерей, отмечает Михаил Капитонов, оценивая, по нашей просьбе, ремонт здания Дворца пионеров, нынешнего Доврца творчества молодежи, облицованного современными фасадными материалами: “Когда я увидел Дворец пионеров после ремонта, немного ужаснулся. Архитектор во мне сказал: “А что это за фигня?”. Это современные материалы, достаточно грубая работа с фасадами, утрачена некоторая деталировка. Но через кремя я наткнулся на статью, где автор говорил, что это все старье, надо снести и строить там торговый центр. И я увидел, что такой сценарий был очень близок. Тогда реконструкция выглядит положительным примером того, как стоит делать. Сейчас здание живет, основная композиция сохранена”.
“МодУль” планируется провести в середине сентября. За несколько дней Ульяновск получит возможность попытаться понять и принять доставшееся ему советское архитектурное наследие, которое сами горожане часто оценивают неоднозначно. “Советская архитектура вся очень высокого качества, и жилая, и общественные здания, и утилитарные небольшие объекты, магазины, и дворцы культуры”, – отмечает Михаил Капитонов. – “Вся сделана профессионально, на качественном уровне и в среднем на порядок выше того, что создается сейчас. Другое дело, что советская строительная система уничтожила как класс заказчиков, уничтожила культуру клиента, оторвала обычного жителя от архитектуры. Советский житель никак не мог влиять на облик города и своего дома. Одна стилистика была выбрана едиственно правильной. Это привело к тому, что советский человек наелся модернизом, переел простой и функциональной архитектуры”.
Фото – Улград, из архива Михаила Капитонова.