Яндекс.Метрика

Не учат в школе

Не просто мама, но еще и один на все школьные предметы педагог для собственных детей – такую роль выбрали уже несколько десятков ульяновских женщин. Они не водят детей в школы, а учат их дома. Улград разбирался, насколько сложно заново освоить учебную программу вместе с ребенком и как относятся к такому виду обучения в школах.

Количество родителей, которые отдают предпочтение так называемому семейному образованию, в Ульяновске постепенно растет. В прошлом учебном году не пошедших в школу, а учившихся дома детей в городе было 38, в нынешнем, только закончившемся – уже 60.

Старшему сыну Елены Толстенко, растящей троих детей, уже исполнилось девять лет, а на школьном уроке он ни разу не был. Понимание, что просто отдавать ребенка в школу не хочется, появилось в семье Елены еще тогда, когда первенцу исполнилось пять лет. “Мы где-то за два года до первого класса начали изучать этот вопрос, искали, смотрели, как можно. Я случайно узнала о семейном образовании в интернете. Оценили плюсы и минусы семейного и школьного образования и приняли решение попробовать учиться дома”, – вспоминает теперь Елена.

Решиться было непросто: найти других ульяновских первопроходцев домашнего образования тогда Елена не смогла. Пользовалась опытом коллег из других городов. И поначалу держалась поближе к школе. Ушедшие на семейное образование дети все равно остаются прикрепленными к учебным заведениям, которые должны помогать в их обучении и проверять, как оно идет.

Чтобы получить уверенность в своих силах, в первом классе на домашнем обучении Елена с сыном сдавали аттестацию в школе каждую четверть, а не раз в год, как это делают обычно.

Еще по теме:

Школьной администрации тоже было нелегко: сын Елены оказался первым домашним учеником, прикрепленным к ней. Но и директор, и завуч, на которого ложится ответственность за общение с семейными учениками, решили новую форму обучения опробовать.

Несмотря на то, что на семейном образовании ребенок учится дома, школа определяет и ответственных за него учителей. Педагоги должны принимать у необычного ученика аттестацию. И не со всеми учителями, признает Елена, им удалось найти общий язык. От работы с одним из педагогов начальных классов семье пришлось отказаться. Но с другими проблем не было.

К третьему классу семья вошла во вкус. В начале года Елена договорилась с завучем, что они попробуют пройти дома программу сразу и третьего, и четвертого классов. Попытка оказалась успешной – в 9 лет сын Елены закончил начальную школу.

У многодетной мамы Марины, которая дома сама учит старшую дочь, тоже повышенная успеваемость – еще в марте девочка сдала аттестацию за второй класс. Марина приняла решение попробовать семейное образование не сразу. Первый год ее дочь отучилась в школе, а уже после стала заниматься дома.

Марина отмечает, что претензий к конкретной школе у ее семьи не было. Дело в общей системе. “Нас не устраивает ни качество образования, ни программа, ни отсутствие индивидуального подхода, почти ничего. После первого класса мне даже казалось, что ребенок скатился вниз – он учил то же, что проходил на подготовке к школе”, – объясняет Марина.

Еще по теме:

Сама педагог по образованию, Марина смогла подобрать удобную систему учебы. Ее дочь занимается не поурочно, а погружается в отдельные предметы, каждому по очереди уделяя много времени. При этом программа все равно основывается на учебниках – как большинство родителей, выбравших семейное образование, Марина старается, чтобы школа, к которой относится ее ребенок, испытывала с ним как можно меньше трудностей.

Сейчас уже 20 школ Ульяновска работают с детьми, учащимися дома. В городе есть и семьи, которые, попробовав семейное образование, возвращают детей в школы, отмечают в городском управлении образования. Елена не исключает, что ее дети тоже еще пойдут в школу – право выбора останется за ними.

Впрочем пока, и Марина, и Елена уверены, что вместе с детьми они смогут пройти и программу средней и старшей школы, несмотря на наличие в ней более сложных предметов. Чем старше становится ребенок, объясняют они, тем больше он учится сам искать нужную информацию и в ней разбираться.

“Главная цель семейного образования – научить ребенка учиться, искать информацию и не бояться спрашивать, если что-то непонятно. В школе это сложно сделать. К старшим классам, я думаю, ребенок сможет прочитать учебник и его пересказать. И я смогу прочитать и объяснить”, – подчеркивает Марина.

Еще по теме:

Ульяновские родители отмечают сразу несколько плюсов семейного образования. “Учеба дома – это здоровье ребенка, и физическое, и психическое, – рассказывает Елена Толстенко. – Зачем загонять ребенка в ненужные в наше время рамки, когда есть возможность развиваться более разносторонне? Ребенок, помимо школьной программы, может заниматься своими увлечениями. Сын занимается в музыкальной школе, “Кванториуме” ходит в бассейн и на вольную борьбу. На это есть время и силы. А когда ребенок ходит в школу, у него нет ни сил, ни времени. Он приходит домой, а ему еще уроки надо делать”.

Свободное время, которое можно тратить на общение со сверстниками во дворе и кружки, уверены родители, снимают проблему социализации ребенка без школы.

Кандидат психологических наук, помощник губернатора Ульяновской области Галина Пазекова, отвечающая за развитие талантов в регионе, отмечает, что семейное образование – это новая форма учебы, отвечающая вызовам современного мира.

“Вызовы современного мира предъявляют образованию новые условия, требования изменений. Увеличивается доля сознательных студентов, которые ищут “свой путь”, понимают смысл саморазвития, готовы ставить свои собственные цели в этом процессе и не хотят брать “пакетные решения”, предлагаемые массовыми школами и университетами. Именно эти люди становятся главными потребителями индивиду­альных образовательных траекторий, связывающих вместе область учебы, работы и личного развития. Наша обра­зовательная система пока не готова к работе с такими людьми”, – объясняет она.

Востребованность домашнего обучения растет. Если в 2014 году в России его получали 97 тысяч детей, в 2017 году их было уже 130 тысяч. При этом за рубежом эта форма образования также пользуется популярностью, например, в США дома учатся 2,6 миллиона школьников. И, как показывают исследования, успешность тех детей, которые учатся сами и не ходят в школу, оказывается в полтора выше, чем у получивших стандартное образование школьников.

Дело именно в том, чтобы показать ребенку путь для его самореализации, соглашается Елена Толстенко. “Для меня семейное образование, – говорит она, – это возможность быть на стороне ребенка, помочь ему найти себя и свое место в этом мире, раскрыть свои таланты и найти им применение”.

Читать дальше:

Оцените новость: