Яндекс.Метрика

Модельное бюро Мужикова

Корпуса из углепластика для техники чемпионов F1 производятся в двух простых гаражных боксах на севере Ульяновска. Там же после гонок ремонтируются и высокофорсированные гоночные моторы. Мы посетили легендарную мастерскую и пообщались с её владельцами.

Молва о кудеснике-ремесленнике, который способен выточить любую сложную деталь, догоняла нас неоднократно. Когда в очередной раз о кудесниках вспомнили во время разговора о техническом образовании с владельцам крупной мастерской среди кучи станков, стало понятно, что пора ехать и искать легендарных мастеровых.

Небольшая база посреди большого ГСК на севере Ульяновска. Обычный для таких мест пейзаж: немолодая «девятка» с разобранной ступицей, пара дворняг, ушедшие в зиму плоды неудавшегося авторемонта, ворота СТО, авторазборка на металлоприемке… На этом фоне выделяются два бокса — вместо ворот вставлены пластиковые стеклопакеты. Именно там и располагается мастерская Николая Мужикова — неформальный и единственный центр ульяновского судомодельного спорта.

IMG_2757

Несколько серьезных станков, модельный стол, стойкий резкий запах клея, верстаки, развешанный по стенам инструмент, ящики с деталями — общая атмосфера напоминает кружки ДОСААФ советского времени, в которых нам еще доводилось заниматься. Главная разница в том, что Николай содержит и развивает мастерскую самостоятельно, зарабатывая на изготовлении гоночных моделей и ремонте двигателей для чемпионов, а для души с немногими оставшимися энтузиастами продолжает выступать на соревнованиях, продолжая занимать призовые места. Очевидно, что юношеский спорт здесь давно перерос в стиль жизни.

IMG_2734

– Банальный вопрос: как Вы пришли в судомодельный спорт?

– В 72 году это было. Тогда работала система, были Дворцы пионеров, были кружки юных техников, само образование занималась этими вещами. Дворец пионеров у меня был через дорогу, я на Гончарова жил. Пальцем ткнул, заниматься надо было чем-то, пошел в Дворец пионеров. В кружок авиамоделистов закончился набор, тогда туда очень тяжело было попасть. Вовремя не пришел, а там уже три группы занималось, много было желающих. А в судомодельный, этажом ниже, набор еще не закончился, вот я и попал туда. Через несколько лет попал на соревнования чемпионата России. Тогда я уже перешел на станцию техников, она на Гагарина была. Поехал на свои первые соревнования. Первые и последние. У нас очень сильная школа была в то время, люди были заинтересованы. Сами занимались и детей приобщали своевременно, как-то умели и научить, и заинтересовать.

– И на соревнования посылали?

– Тут вопросов нет. Начиная с 75 года я объездил всю страну. В мае месяце начинались соревнования – мы ездили от Калининграда до Красноярска, в ту сторону. Соответственно, по осени мы все ехали в Севастополь, Кишинев, Ташкент. Все последние соревнования заканчивались там, вот в этих городах: Армавир, Тбилиси…

IMG_2735

Осматриваемся. На ближайшей стене чертежи. На них модель какого-то сложного судна, похожего на тримаран. Оказывается, это чертежи трех лет эволюции чемпионского судна в очередном новом классе. Сегодня количество классов, по которым проводятся соревнования по судомодельному спорту, переваливает за несколько десятков — от моделей в бутылках до гоночного класса F1, где весьма скоростные модели соревнуются на акватории на скорость.

IMG_2747

– Модель у вас в каком классе была?

– Тогда класс был «копии». Начинали все с копий.

– Чем соревнования того времени отличались от современных соревнований?

– Конечно, сейчас уровень развития техники сильно отличается в сравнении с уровнем, который сейчас, 70-е года же еще были.

– Я говорю скорее про смысл.

– Тогда очень много классов было, а сейчас еще больше. Тогда мы делили классы на копии гражданского судна, копии военного судна, подводные лодки делали. Там оценка качества изготовления делалась и должны были за 50 метров, как в мишень, в ворота попасть. Проходили дистанцию и должны были поровнее в ворота попасть.

Мне гораздо приятнее спокойно арендовать помещение, работать на эту аренду и иметь возможность с друзьями заниматься любимым делом.

Еще по теме:


– Управление другое было?

– Управление вообще по другому устроено. Нет, и в 70-х годах аппаратуры были, первые такие. Модельная аппаратура выпускается с 60-х годов. У нас был комплект такой аппаратуры, получали спортсмены. Тогда же распределение шло для членов сборной, купить ничего нельзя было. У нас первая немецкая аппаратура была фирмы «Грюндиг», где-то начала 70-х годов. Потом уже пошла более современная, там все быстро развивалось.

А тут получается все быстро: я что-то придумал, я сам это сделал, выиграл, значит я что-то могу, что-то умею.

Еще по теме:

IMG_2746

– А мотивация?

– Мотивация? Ну какая мотивация. Ты, например, приезжаешь на соревнования со своей моделью, ты считаешь, что она тебя достойна. Но когда ты выставляешь ее на воду, смотришь как у других сделано, то ты чувствуешь, что ты далеко не всего достиг. Я принимал участие в соревнованиях, я там был юношей один. Там было от 15 лет и до 70. Соответственно, когда ты, 15-летний, смотришь на эти произведения искусства, то видишь, что есть куда стремиться. Возвращаешься после соревнований, но у тебя уже в голове отложилось, что да, есть, и ты начинаешь работать. Это не сразу, хорошую копию 2-3 года делаешь. Уже потом, по окончанию школы, в 79-ом году я хорошую такую модель сделал. Получил первый стенд на Чемпионате России. Эта модель потом уже участвовала в выставке, они проводились во Дворце пионеров. Уже шестой десяток мне идет, а товарищ у меня в федерации до сих пор делает копии.

Даже очень богатым родителям важно, чтобы их сын чему-то научился.

Еще по теме:

– Повзрослев, тему эту не забрасывали?

– Нет, не отбросил. Это отдушина, она так и осталась, это самореализация. Стандартная схема: закончил школу, закончил институт, на завод куда-то идешь, в конструкторское бюро, например. Ты рисуешь деталь, элемент, ты не видишь полной картины. Как же учат? Забудь все, чему тебя учили, теперь ты будешь делать так. Приходится как-то самореализовываться. А тут получается все быстро: я что-то придумал, я сам это сделал, выиграл, значит я что-то могу, что-то умею. Следующий этап: опять начинаешь что-то там конструировать, по возрастающей идешь, сам придумываешь конструкцию, сам придумываешь технологию, как инженер, как рабочий, а еще как спортсмен. Людей за столько лет работы я очень много знаю, про нас многие знают, потому что у нас очень сильная команда в начале-середине девяностых годов была.

Мы были чемпионами страны, чемпионами Советского Союза. У нас была своя мастерская, своя база. Сначала клуб техников, потом Досааф построили на Октябрьской, было оборудование, были станки. Мы получали опыт, перенимали и передавали его, вместе ездили на соревнования. 15 человек команда была. В 90-ом году, когда это все прекратилось, когда Досааф накрылся, когда все начали воровать, молодежь к нам уже не приходила. Сейчас там ни отопления, ни света — ничего нет. Летом еще ребятишки там как-то что-то держатся, но там разруха полнейшая.

IMG_2745

Я работал в институте, в аспирантуру поступил и на кафедре остался работать. Я оставался, потому что у меня были планы грандиозные, а в политехе было оборудование. Хорошее оборудование, в хорошие страны ездил в командировки, по хорошим заводам ездил, по натовским. Я занимался двигателями в институте. Отечественных двигателей не было, итальянские двигатели были недоступны, поэтому, у кого были возможности, начали конструировать и делать моторы самостоятельно.

Мы похоронили образование, в СССР была лучшая система образования, она с детства давала выбор, чем ты хочешь заниматься.

Еще по теме:

Получился новый этап: не просто сделать свою модель, а модель с собственным двигателем, с собственными наработками. Если он работает лучше, чем другой двигатель, то ты лучше выступаешь, побеждаешь в гонке как конструктор. Ты сделал двигатель, который объехал на соревнованиях именитые немецкие бренды и на стенде он смотрится хорошо.

Этим заниматься надо, это образ жизни. А так у нас людей много. Вот Сергей – чемпион мира, Лешка остался вот. Сейчас многие здесь – у нас станки, оборудование есть. Главное — это база, где можно работать, где есть станки, оборудование, доступ к материалам. Нам удалось сохранить станки, еще докупаем какое-то оборудование.

IMG_2736

– Еще же остался Досааф как структура…

– Да, директор там есть, но в Досаафе я никого не знаю. Оно де юре есть, а денег там никаких нет, никакой финансовой составляющей.

– А Федерация (судомодельного спорта) как живет?

– Федерация – есть федерация. На соревнования, на выезды мы получаем деньги от минспорта. Нам понемножку они дают на поездки. Не на все соревнования, а на такие большие как Чемпионат России, Кубок России. На другие соревнования на свои деньги ездим. На технику денег совсем не дается. Давалось пару-троечку раз. В 2012 году давали, в 2014 школьникам дали. Но 99% всего на свои деньги покупается, двигатели сами делаем.

– А как другие команды работают?

– Команды откуда должны появляться, если денег нет? О какой команде может быть речь, если все за свои деньги покупается? В областях, где администрация, минспорт как-то более-менее этому уделяет внимание, то там какие-то команды, какой-то интерес сохранился. Приезжают, по 12-15 человек школьников принимают участие в соревнованиях.

Раньше было лучше, раньше детей учили работать руками.

Еще по теме:

IMG_2753


– Как вы пришли к теме ремонта и изготовления моделей для других спортсменов?

– Сейчас все покупают, если есть возможность, а у многих нет возможности. В Центральном федеральном округе, в столице — там пожалуйста, есть по 100 тысяч, покупай мотор, покупай аппаратуру, ты даже заказать модель можешь. Я сам сторонник этого. Когда ко мне обращаются за деталями, то если он плохо поставит, если он плохо соберет, то лодка получается плохой, а это будет негативно влиять на меня. Проще сделать модель под ключ и продать, пусть учится, катается. Там от 15 лет и до 18 лет — они по любому в гонке будут лучше ехать, чем я. Конечно возраст, хоть и опыт у меня все-таки есть, также и подход. То есть, я уже и не лезу в узкую дыру, лучше как-то медленно спуститься.

– Но ведь раньше судомоделизм был историей замкнутого цикла, когда ты все делаешь сам с нуля.

– Она осталась только в каких-то копийных традиционных классах, это ближе уже не к спорту, это ближе к искусству. Модели сейчас продаются. Пойди, да купи набор, а потом сам сделай, но там нужно постараться, будь здоров. Потому что пластмассовый вертолетик мы с племянником тоже месяц целый собирали.

“Китаец, который стал чемпионом в судомодельном спорте, он, считай, обеспеченный человек” – вздыхает зашедший в мастерскую Алексей – глава ульяновской Федерации судомодельного спорта. Оказывается, что мотивированные китайцы ныне активно смещают с призовых мест спортсменов из других стран. По словам Алексея, такова государственная политика: “Китай должен быть во всем первым”. Отсюда и переманивание тренеров – успешных на международных соревнованиях моделистов китайцы усиленно обрабатывают.

Раньше было лучше, раньше детей учили работать руками. В 13-14 лет учились на станках работать, какие-то детали вытачивать, сейчас не так. Три группы ходили во Дворце пионеров в кружок судомоделистов, остались два человека, а остальные научились работать руками. Они могут работать на производстве, они могут что-то сделать по дому, полку повесить, подогнать что-то. Школьники, выпускаясь, уже имеют какие-то представления о своих умениях: это я умею — это мне нравится, а то не нравится. Если ему нравилась техника, технология, то он уже шел в этом направлении по образованию. Среди наших очень много случаев. Из тех, кто занимался, многие закончили кораблестроительный институт, сейчас работают в КБ, много ученых. Также и из авиастроительного кружка – 90% окончили авиационные институты.

IMG_2749

Мы похоронили образование, в СССР была лучшая система образования, она с детства давала выбор, чем ты хочешь заниматься. Сейчас за 90% подобных обучений нужно платить. Если я в 75 году успел объездить всю Россию, а впоследствии и весь мир, то те, кто родился в 90-ом году в небогатой семье, они не выходили за пределы своего микрорайона вообще. Дети заканчивают школу и не знают, что им интересно делать, заканчивают институт, а по специальности ничего делать не хотят.

– К вам дети не обращаются?

– Я не имею права, я не имею возможности. Ни по закону, ни по всем делам. Родители обращаются. Спрос остался в больших городах, в Тольятти. Там приводят, стараются при этом заработать, и ведут.

Я живу напротив Дома пионеров, там сейчас не дети бегают, а орифлеймы всякие.

Еще по теме:

Даже очень богатым родителям важно, чтобы их сын чему-то научился. В этот период, когда он еще пластилиновый, не на понтах, как в 17-18 лет, а в 12, когда он еще не понимает, что родился в удачной семье. Очень богатые даже с охраной детишек привозят на соревнования. Пускай он не будет заниматься этим, но для себя он получит определенные навыки и сможет сказать «да, мне это нравится» или «нет, я криворукий». Каждому свое – кто-то рисует хорошо, кто-то музыкой занимается.

Я и моделями занимался, и в музыкальной школе, все было. И спортом занимались, и легкой атлетикой занимался. Гармонично развивались. Сейчас все перевернулось, сейчас популярны другие вещи. Я живу напротив Дома пионеров, там сейчас не дети бегают, а орифлеймы всякие. Ну модельный кружок какой-то там, но толкового ничего нет. Вот «Буран» был, что-то делали, и космонавты к ним приезжали – рассказывали, и летчики. У меня был знакомый, он преподавал в клубе «Юный техник», потом стал его директором, как-то боролся, но в итоге это все довело его до инфаркта. Я в этих структурах решил не работать. Мне гораздо приятнее спокойно арендовать помещение, работать на эту аренду и иметь возможность с друзьями заниматься любимым делом. С точки зрения продолжения и преемственности это, конечно, гиблое дело.

– А возвращаются, допустим, те, кто в детстве занимался судомодельным спортом?

– Таких мало, один-два, не больше. Эти люди уже знают сколько это стоит и зачем это. Такие деньги готовы тратить только за результат. А просто так можно купить… Да хоть на али! За 50 тысяч купи модель самолета, корабля, багги — на природе побухать, покататься. Рынок сейчас открытый, многие покупают.

Мои корпуса чемпионами мира становились.

Еще по теме:

IMG_2742

Техника есть, техники немерено. Это не проблема – я один могу моделями три команды снабдить, уже в понедельник могу целую команду собрать, но их некому давать. В Новосибирске занимаются, в Самаре занимаются, в Пензе даже, в Подмосковье много занимаются. Если есть человек, которому это интересно, он научит пока есть тренеры. Они уйдут и придется с нуля все изучать. А чиновнику это глубоко фиолетово: отписаться и будет заниматься тем, что ему доход принесет.

– И все-таки. Раньше спортсмены собирали модели сами, теперь идет рост за счет покупных моделей?

– Это уже не нужно. Есть разные соревнования. Кто-то наборы заказывает и собирает. Есть даже классы специальные для пластмассовых копий, очень много моделей представлено. Производители все равно поощряют развитие ребенка, они продают не готовую модель, а продают кусочками. Это выгодно и тем, и другим. Есть наборы, которые отдельными деталями продаются.

90% отсеиваются на первых этапах, а кто дальше пошел и до конца собрал, те уже понимают ценность модели и собирают уже сами что-то серьезное и дорогое.

На стеллажах рядом с верстаками множество моделей. Оказалось, что они не такие маленкие, как думалось. Модели скоростных классов размером с большую доску. Рядом клеятся и корпуса, причем из углепластика. Технология совсем не простая — сначала доводится матрица, потом с нее снимается модель, и только потом в ней выклеивается корпус: сложно, долго и явно требует большого терпения. Причем, далеко не факт, что лодка поплывет так, как нужно. Тогда все придется начинать заново.

IMG_2739


– Модели, которые вы продаете, они условно лучше, чем заводские?

– Заводских нет, корпуса только. Мои называют «Модельное бюро Мужикова», термин в Европе такой. Мои корпуса чемпионами мира становились, много где мои корпуса участвуют. Я сам-то не езжу на соревнования. Денег нет, чтобы ездить. Но кто едет, я иногда даю им свои корпуса, чтобы бренд продвигать как-то. Сдаю свою модель в аренду, потом со мной делятся премиальным фондом, все довольны.

IMG_2733

– Если в Европе бренд такой сформирован, то выходит, что там Ваши модели и продаются?

– Нет, это в узком таком кругу. В магазин поставишь, но это же только профессионал поймет. Опять же, там чей корпус выиграл, того и уважают. Здесь обращаются, бывает периодически. Но это же не серия, не массово. Есть фирма совместная российско-хохлятся, они клеят, они попали в струю. Их много, а сделать самому — это очень сложно и опасно. Потому что у тебя есть интерес сделать, ты стараешься, сделал, а она не поехала. Чтобы одну хорошую сделать, три неудачных должно быть.

Я столько дров сделал за свое время. Каждый раз спускаешься, а оно не плывет — выкидываешь. Для этого нужно подготовить себя морально, понять что будут неудачи. А то раз не получится, два не получится, да и пошло все на хрен. А тут тебе дают корпус итальянской фирмы, аппаратуру японской. Что тебе еще надо? Делайте дальше что хотите.

У нас в Ульяновске есть парень, который паруса на всю Россию шьет для моделей. Тряпка главное чтоб правильная была и нитки. Их же не купишь негде. С Германии заказывают, их там миллион всяких. Они как настоящие все.

Еще по теме:

IMG_2737

У меня заказывали лодку, мальчик хотел мастером спорта международного класса стать. Я сделал ему лодку, на сдачу привез, показал, что она хорошо плывет, а дальше сам занимайся. В первое время он даже меня обыгрывал. Все одинаковое, идентичное, зависело от навыков вождения, но он помоложе, он меня обыгрывал. Подмосковный мальчишка – чемпион мира, чемпион Европы. Он помоложе, хорошо водит, я так не поведу никогда, он меня на скорости обыгрывал. А потом, когда он начал менять что-то в моей лодке, он стал проигрывать. Потом вернулся к изначальным настройкам и снова выиграл. Покупать иногда проще. Купил — разбей, если деньги есть, потом новую купишь.

– А как поживают Ваши знаменитые моторы?

– Моторы сейчас 2-3 человека в стране делают, я давно уже моторы не делаю, в 90-х этим занимался. Только модернизация и ремонт, а делать моторы — технической возможности нет. В Самаре человек моторы делает, хорошие конкурентные моторы, но он старше меня даже. В очередной запой уйдет — может не вернуться уже. Моторы европейские 1500 евро стоят, убить за два часа можно, а потом ремонтировать ко мне несут, еще один мотор за 1500 евро покупают.

Пока евро нормально стоил, это были адекватные деньги. Но я услуги населению оказываю. Ко мне придут, я же не могу сказать, что евро скакнул, поэтому в три раза дороже услуга стоить будет.

IMG_2752

Сейчас китайской техники полно стало, хочешь — покупай, научиться ее за глаза хватит, не обязательно брать сразу мотор за 1500 евро, можно китайский взять за 300 евро. Ну сломается он, не жалко за 300. Они все ломаются, топовые ломаются еще быстрее. На соревнованиях я с топовым мотором участвую, везде на первых местах держусь: в квалификации, в полуфинале, а в финал выхожу — мотор рассыпается, модель отстает. Рассыпался подшипник, я хоть и профессионал, но я не могу предугадать, когда он рассыпется. Но вот, новый год начнется, к соревнованиям начну готовиться, железки закупать. О проблемах можно долго рассказывать, сколько угодно, но для меня лодки — это самореализация. Я езжу 2-3 сезона на одной лодке, потом меняю, пусть она будет хуже, мне это интересно.

Читать дальше:

Оцените новость: