Яндекс.Метрика

Арсений Куряев: «Аквамолл» — это ништяк

С ремесленником от архитектуры Арсением Куряевым мы беседуем о прелестях высоких глухих заборов, домах-крепостях, крышах цвета оградки и о других особенностях уникальной ульяновской архитектуры.

– Дома, построенные по действительно индивидуальным проектам крайне редко встречаются на улицах городах. Чаще это стандартные дома из красного или, по последней моде, бежевого кирпича с зелеными или коричневыми крышами. В действительности, есть ли в Ульяновске интерес к индивидуальным проектам?

Это называется не архитектурой, это называется строительством.

Еще по теме:

– То, что мы видим на улицах городах (стандартные дома из красного кирпича с зелеными крышами), — это, по сути, не архитектура, а просто строительство. То, чем я занимаюсь, это как раз архитектура. Когда у человека появляется желание иметь свой дом со своими особенностями, он приходит к архитектору, ко мне. Я индивидуально для него придумываю дом. На выходе получается, что каждый дом — это отражение его хозяина. Получается, что каждый проект по своему уникален, они бывают разных стилей, разных объемов. То, что у нас все дома однообразные, это называется не архитектурой, это называется строительством. Увидели как у соседа или нашли в интернете шаблон. Это менталитет людей, которые выросли в квартирах. Максимум, что там можно сделать, — это передвинуть перегородку и повесить разные декорации, но все находятся в этих кубиках, расположены друг над другом как вещи в шкафу. Но это не архитектура, просто существование. Моя главная философия — это раскрыть суть проживания на участке, на земле. То есть не жизнь в коробке, на ограниченной площади, а в месте, где ты можешь что-то построить, что-то сделать.

Архитектура рассматривается целиком, строится на земельном участке, включая дом, сад и так далее, поэтому индивидуальные проекты и получаются такими разнообразными.

– В Ульяновске есть люди, которые хотят иметь индивидуальный дом?

– Да, их много. Тут сама суть в том, что человек заказывает проект, а проект стоит денег. Зачем его заказывать? Все же понятно: вот бетон, вот кирпич, возьми и построй, найми строителя. Проект раскрывает старинную русскую пословицу — семь раз отмерь, один раз отрежь. На выходе можно сэкономить значительную сумму средств.

Кому нужен индивидуальный проект? Тем, кто посмотрел на соседей и понял, что они не хотят иметь такой же дом. Вот они и ищут архитектора. Такие люди есть, я с ними работаю, ко мне обращаются.

– Хотелось бы понять, кто эти люди. Есть какая-то прослойка креативно мыслящей молодежи, но у них, как правило, нет денег на строительство собственного дома, а люди более старшего возраста как правило имеют другое мышление и не хотят выделяться необычным домом, хотят «как у всех», чтобы потом не было проблем с продажей.

Даже после смерти у всех свой участочек будет метр на два, и человек его все равно отгородит.

Еще по теме:

– Я выкладываю в своих соц.сетях кучу проектов, они действительно все разные. И вот какие-то нетипичные, необычные проекты собирают вокруг себя много шума и превращаются в инфоповод. Все говорят, что молодежь видит дом в виде стеклянного кубика, но у них нет на него денег, а у старшего поколения деньги есть, но они строят примитивные дома. На самом деле не так.

14606457_10207032305878898_8154688648247881538_n

Понятно, что молодежь без денег дома не строит, но при этом у старшего поколения, которое уже состоялось, многие уже даже не первый дом себе строят, при этом у них тоже есть свое видение, и дома получаются не менее интересными, чем смелая молодая мысль с большими витражами и плоскими крышами. То есть, наверное, чтобы понять архитектуру, нужно ее поизучать. То, что мы видим снаружи, — это только часть, внешняя оболочка, на деле есть еще внутреннее пространство. Как все устроено, куда сделан выход, как попадает в окна солнце, как человек живет, ходит по дому. Это как раз суть архитекторы, чем я и занимаюсь. Дом-куб, проект которого я недавно публиковал в социальных сетях, это только одежда проекта, а сама архитектура подразумевает еще и организацию пространства. Для этого нужно понять хозяина, понять его семью, сделать так, чтобы им было удобно в этом доме жить. Достаток не имеет значения, имеет значение жизненный опыт человека. Чем больше его жизненный опыт, тем интереснее получится дом.

– Наверное, индивидуальные проекты заказывают те, кто уже имеет опыт строительства частного дома и это их не первый дом, но теперь им захотелось чего-то «креативного»?

– Сейчас, например, у меня заказали проект дома на 100 квадратных метров. Для сравнения, это квартира с тремя-четырьмя спальнями. Так в этом доме нужно еще уместить гараж и два сан.узла. Индивидуальные проекты, особенно такие, заказывают скорее не богатые, а смелые люди, которые хотят иметь красивое жилье с красивым видом из окна. Проекты заказывают не когда ты всего наелся и хочешь попробовать нового, это просто прогрессивные люди.

– Ты говоришь про внутреннюю организацию дома, то есть дом должен быть удобным для человека. В связи с этим вопрос про типовые дома, типовые проекты, которые втыкают везде, где угодно, значит у них достаточно удобная планировка, раз они всеми применяются?

Ты должен бояться хозяина, даже если ты его знаешь, ты должен его бояться.

Еще по теме:

– Как правило, это шаблонная бизнес-модель, которая основана на максимальной выгоде при минимальных вложениях. Как обычно делают: шаблон и к нему множество декоративных вариаций. Дом, коробку строят, как правило не для себя, а что-то усредненное. Они бывают хорошими, качественными, но все равно очень многое в них нужно менять под человека, а когда ты что-то меняешь — это работа над проектом практически с нуля. Я не верю, что типовой дом может быть крутым. Ты же не сделаешь дом для определенной социальной группы, выложишь в интернет, чтобы продавать его для людей с определенным характером. Ты скажешь, что это супер-крутое уникальное предложение, люди будут дом покупать, но он не будет для них удобным.

– В твоих проектах я не видел домов из красного кирпича. Существует устоявшееся мнение, что «крутой» дом — это дом из красного кирпича. А если используется другой материал, то это уже «не круто».

– У меня есть проекты и домов из красного кирпича. Тут вопрос культуры, эстетики. Люди не совсем понимают, что такое «круто». Есть определенные тренды, что как у соседа — это круто. Красный кирпич — это самый старинный строительный материал, это обоженная глина. Дерево и обожженная глина. Видимо, с этого и идут истоки, что деревянный дом недолговечный, а кирпичный, каменный — это надежный дом. Сейчас это просто извратилось, превратилось в дебильный массовый тренд, все клепают дома из красного кирпича, заводы массово делают этот дерьмовый красный кирпич, он у всех вокруг и всем кажется, что вот так и надо делать. Возникают стереотипы, что как у всех — это правильно.

– Выходит, что этот тренд коттеджей из бежевого кирпича можно отнести к российскому стилю, к современной российской архитектуре?

Формируется облик крепости.

Еще по теме:

– То, что сейчас называется красным-бежевым кирпичом, это, как правило, просто внешняя отделка, не имеющая никакого отношения к надежности, фундаментальности. Просто формируется облик крепости. Можно углубиться в любовь россиян к домам с башенками как у крепостей. Все хотят, чтобы дом выглядел как замок. Мой дом — моя крепость. Обязательно должно выглядеть как крепость, со рвом с крокодилами, с падающими на цепях деревьями. Это извращенное представление людей о том, как должен выглядеть дом. Массивный, брутальный, ты должен бояться хозяина, даже если ты его знаешь, ты должен его бояться. А красный кирпич, наверное, потому, что Кремль красный.

– А какие материалы сейчас используются? Какие тренды?

– На пике эффективности сейчас, ведь материалы выбираются по эффективности, а выглядеть они могут как угодно, каркасные дома. Создается скелет из дерева или металла, создаются каркасные рамки, они заполняются утеплителем. Ты можешь выбрать из чего делать каркас, выбрать форму, выбрать, чем он будет заполняться, утепляться. По цене можно сделать очень много вариантов – как экономичных, так и эффективных. При этом получаются супертонкие и супертеплые стены. Стена толщиной 15-20 сантиметров по теплоте будет как стена из кирпича толщиной в метр. То, что предлагает «масс маркет», то что можно построить самому или с привлечением низкоквалифицированного труда, – это все тот же кирпич, дерево, всякие вариации блоков, которые лепят из любого говна и говорят, что это экологично, тепло и доступно.

Основа экологии — это халява.

Еще по теме:

– Если говорить об экологичности, в Европе все помешаны на экологичности, там это модно. А в России есть интерес к «эко-домам» или этот тренд отметается?

– Вообще, тема экологии очень сложная, потому что это все упирается в унылые рамки. Я сам не приверженец защиты окружающей среды. Само понятие экологичности, насколько я разобрался, зациклено на экономичности: как перерабатывать, как повторно использовать, как использовать альтернативные источники энергии. Основа экологии — это халява, в Европе на это куча нормативов, налогов. Другой вопрос экологии — это среда обитания: каким воздухом ты дышишь, какую воду ты пьешь, что ты ешь. Эта тема меня больше всего интересует, и в архитектуре больше всего отображается. Помимо того что ты употребляешь, ты еще и видишь, это визуальная экология. Ты должен использовать не только чистые материалы безо всяких загрязнений, но и проектировать экологически чистое эстетическое пространство. Нужно, чтобы сами материалы были чистыми, также нужно использовать возможность сэкономить. В России экоматериалы интересны только в плане здоровья, стоить это будет дороже. Альтернативные источники энергии при твоей жизни в России не окупятся. Это скорее увлечение, мода.

15032797_10207195675683041_7572626512165835598_n

– Во многих твоих проектах используются большие окна, но они же во-первых не отвечают требованию «мой дом — моя крепость», а во-вторых несут большие потери энергии.

Нужно понимать, что за красивые вещи нужно платить.

Еще по теме:

– Большие окна — это сразу несколько болей современного народа, особенно в России. Есть набор в современной архитектуре: окна в пол, большие окна, плоские крыши — это все страхи от незнания. Люди не знают технологии, поэтому мыслят «как построено у соседа». Окна в пол не промерзают если правильно используются технологии. Плоские крыши не протекают, если они сделаны качественно. Если делать некачественно, то и обычные крыши будут протекать, это чисто технический вопрос. Такие крыши строятся уже сто лет. От снега ты никуда не денешься, поэтому крыша должна проектироваться под нагрузку снега. Это культура строительства. Нужно понимать, что за красивые вещи нужно платить. Большое окно будет стоить дороже, на обогрев помещения с большими окнами нужно тратить больше энергии. Но ты имеешь отличный вид, у тебя больше света в помещении, визуально увеличивается пространство. Но это не значит, что если ты построишь окно в пол, то будешь всегда жить в холоде или тратить кучу денег на отопление. С современными стеклопакетами разница оказывается совершенно минимальной, это не катастрофа.

В Ульяновске может быть построено 100 обалденных домов, но ни архитекторы, никто о них никогда не узнает, потому что они все находятся за забором.

Еще по теме:

– Кроме своих проектов, какие архитектурные проекты в Ульяновске тебе нравятся?

– Я занимаюсь своими домами, частными, у которых только один владелец. Конечно, мне нравятся качественные дома, которые сделаны с умом. Тут наша исторически-политическая действительность отправляет нас в досоветские времена: частный сектор, особняки, купеческие дома, усадьбы. Некоторые из них поменяли свою функцию, как, например, Дворец бракосочетания. Сейчас это общественное здание, а тогда это был частный дом. Интересно увидеть, как люди тогда жили. Сейчас присутствует желание экономить, тогда нормально было построить зал на 100 квадратных метров с потолками 5 метров и было совершенно не важно, как этот зал будет отапливаться, там стояли десятки печей, чтобы был зал, куда ты можешь пригласить гостей, устроить торжество. Меня эта тема очень интересует. Иногда я хожу по музеям, разглядываю архитектуру старых домов. И очень часто я встречаю там те же окна в пол, потому что людям нужны эти ощущения, это пространство.

– Если говорить о современности. Какие-то интересные объекты конца прошлого века, начала этого века есть?

– Основной рывок 20 века и основная гордость — это модернизм. У нас очень много таких зданий построено. Это Мемцентр, Дворец Губернаторский, Детская библиотека, Дом пионеров. Это основные достижения архитектуры 20 века. Это восхищает, вдохновляет и заставляет архитекторов изучать эту тему. Наша современная архитектура не очень заточена на индивидуального хозяина. То, что сейчас есть, это инициатива какого-то отдельно взятого человека. Какого-то выраженного движения, общего стиля, который бы нравился, который бы привлекал внимание, — его нет. Есть только отдельные архитектурные объекты, которые построены, в основном, за счет усилий отдельно взятых людей. Есть крутые дома, есть крутые архитекторы.

14470532_10206921564990445_2032929465822460635_n

Дома-замки, красный мощный кирпич, высокие заборы, тачка тонированная с бронированными шинами. Это идеал.

Еще по теме:

– Если говорить о конкретных общественных зданиях, какие объекты имеют какую-то архитектурную ценность?

– Такие объекты сразу выделяются. Видно, когда люди приложили руку к архитектуре, потратились на архитектуру. Построить безликую коробку в любом случае будет дешевле и проще, чем сложный объект. В Ульяновске «Аквамолл» — это ништяк. Там были потрачены серьезные средства и на архитектуру, и на строительство. Можно на «Аквамолле» остановиться, потому что это самое яркое архитектурное пятно Ульяновска на сегодняшний день. В частном строительстве прикол в том, что это все частная собственность. Даже называя какие-то объекты, их никто не увидит. Это такая абсолютно замкнутая среда, увидеть объекты можно только по фотографиям в портфолио у архитектора. В Ульяновске может быть построено 100 обалденных домов, но ни архитекторы, никто о них никогда не узнает, потому что они все находятся за забором. Можно судить по архитектуре общественных зданий, торговых центров, которые являются общедоступными.

– Если имеются люди, которые отказываются от типовых проектов, нет ли людей, которые отказываются от заборов? Не то, чтобы совсем отказываются, но отказываются от «стен замков»?

Тут можно спросить у людей. Попробуйте отказаться в доме от забора, вы себя будете уютно чувствовать, комфортно?

Не готовы наши люди жить открыто, я и сам не готов.

Еще по теме:


– Конечно, нет, но большинство людей и с большими окнами не будет чувствовать себя комфортно.

– Одно дело, когда у тебя глухой забор и два окна в него смотрят, другое дело, когда у тебя большой собственный участок, сад, окна в пол на террасу, на которую ты в любой момент можешь выйти в тапочках, а соседи тебя не будут видеть.

– В Европе, США, если судить по фильмам, более спокойно относятся к этой теме, там есть заборы, но они не такие глухие.

– Это наша реальность, и я в этом ничего страшного не вижу. У меня есть ряд приемов для глухих двухметровых заборов, которые я использую в своей работе, они хорошо выглядят и снаружи, и внутри. Не готовы наши люди жить открыто, я и сам не готов. Есть определенные ситуации, когда можно это сделать. Какие-то коттеджные поселки, где маленькие участки и нет места, чтобы развернуться, но все плотно живут, все соседи друг друга знают. Тогда можно сделать какой-то прозрачный забор из металлических прутьев или ковки и оставить палисадник, где будут расти цветы. Мы делаем такие проекты. Но, опять же, ими отделяется небольшая нежилая территория, а основная личная жизнь закрыта от окружающих и люди не готовы делиться ею с окружающими. Это абсолютно нормально, я сам такой. Почему я должен делать как где-то в Европе и соответствовать их образу жизни?

– Тем не менее, в России тема заборов очень актуальна, их тут особенно любят, у нас даже на кладбищах заборы.

– Да, я тоже обращал внимание, особенно с кладбищами интересно. Даже после смерти у всех свой участочек будет метр на два, и человек его все равно отгородит. Это вопрос социологический, наше становление частной собственности. Мы будем постепенно развиваться, наши участки перестанут быть крепостью, человек захочет расширять свою зону комфорта, она будет выходить за пределы дома, за пределы участка, человек начнет понимать, что он живет не только дома, но и на улице, что автобусная остановка — это его каждодневное место обитания, как и квартира или дом, тогда и эти заборы будут уменьшаться, границы размываться. Когда преступность будет снижаться, общее ощущение безопасности будет вместе с этим двигаться и заборы будут нести меньший функционал, нежели сейчас, это все наши внутренние коды.

Архитектор всегда работает на тех, у кого есть деньги или есть власть.

Еще по теме:

– Поэтому и строятся дома, похожие на замки…

– Да, это все взаимосвязано. Когда все эти стереотипы обсуждаешь, то сразу видишь откуда что берется. Дома-замки, красный мощный кирпич, высокие заборы, тачка тонированная с бронированными шинами. Это идеал, от которого какие-то границы начинают размываться.

14566376_10206909168000528_500432771145564289_o

– В Ульяновске, наверное, небольшой простор для индивидуального строительства. Ты не думал работать в других городах, в столице, в Питере, в Казани?

– Я работал, сейчас это не проблема. Проектирование — это интеллектуальный труд, я не должен быть на месте, я общаюсь по скайпу, отправляю чертежи по электронке. Сейчас все хорошо передается через сеть. Если об Ульяновске говорить, есть ли у нас хорошие заказчики, хороший рынок?

Архитектор всегда работает на тех, у кого есть деньги или есть власть. Фраза такая есть, что архитектор работает на финансово имущих или власть имущих. У кого денег нет, тот к архитектору не пойдет, он сам свой шалашик построит. Чем больше денег, тем лучше и качественнее будет архитектура. Стараешься, работаешь с тем, что есть. Идея бюджетом не ограничена, бюджетом ограничено ее воплощение.

Я считаю, что архитектура должна быть ремеслом.

Еще по теме:

В Ульяновске можно построить хороший дом, но он так роскошно как в Москве выглядеть со своими бюджетами не будет. И, опять же, я для московских заказчиков проекты регулярно делаю. У меня нет задачи создавать какие-то роскошные, глобальные проекты, я себя позиционирую как ремесленник. Я хочу, чтобы у каждого человека жилье было качественное по эргономике, чтобы оно было удобным, чтобы оно было спланированным, чтобы человек знал, что ему нужно, как это устроено. Поэтому для меня интереснее проекты для интересного человека с небольшим домом, чем для *удака, у которого много денег. Стоит вопрос не заработка, а самореализации.

Я считаю, что архитектура должна быть ремеслом. Это мыслительный процесс, а не создание красоты. Все в итоге упирается в то, что видишь дом с большими окнами и плоской крышей и думаешь, что это дом для креативного человека. Но это все внешняя оболочка, которая может быть для любого человека предназначена, главное — что внутри, под капотом, как это устроено.

Влад Каталымов

Читать дальше:

Оцените новость: