Яндекс.Метрика

“Общественное мнение не должно решать, каким будет парк, двор, фасад”: мы свели урбанистов с главным архитектором города

Администрация Ульяновска пытается играть в модную стратегическую урбанизацию — управление стратегического развития города на днях опубликовало анкету для «городских экспертов» с целью «реализации стратегии социально-экономического развития». Область не отстает — в начале сентября был объявлен тендер на разработку стратегии урбанистического развития Ульяновска. Тендер отменили, анкету особо не заполняют, поэтому пришлось действовать самостоятельно — мы нашли реальных людей, которые считают себя искомыми «городскими экспертами» и свели их напрямую с главным архитектором города Михаилом Мишиным, а сами лишь наблюдали и записывали.

Наша цель была достаточно простой — сверить языки и модусы понимания проблематики людей, которые считают себя городскими активистами, и представителей власти. Причем сверить без выводов.

Основная проблема оказалась не в том, чтобы «достучаться до власти», а в поиске тех самых «городских экспертов», на участие которых рассчитывает управление стратегического развития города — т. е. жителей города, как минимум верящим в тотем убранизации, городской среды и так далее, а как максимум — способными заполнить скучную анкету (https://www.testograf.ru/ru/oprosi/aktualnie/05267267e19479864.html).

Задача оказалась не столь простой, как кажется. Ульяновск — это далеко не Москва, где урбанистом быть модно, а, на фоне городского финансирования, еще и почетно (в свое время мы привозили в Ульяновск пару подобных активистов – http://ulgrad.ru/?p=110316 и http://ulgrad.ru/?p=88661). У нас с урбанистами проблема, но мы справились, пригласив на встречу Варю и Свету — активистов их собственного проекта «МАП МАП.» (http://mapymap.tumblr.com/). Что из этого получилось?

«Представить предложения по созданию архитектурно-художественного образа города и силуэта, в том числе:
а) Выявить зоны и части ландшафта города, которые будут являться основой формирования лица (образа) города и разработать концепции их развития.
б) Выявить уникальные самобытные участки ландшафта городской среды и разработать концепции их развития.
в) Разработать регламенты на каждый элемент ландшафта городской среды.
г) Разработать концепции благоустройства общегородских магистралей.» /из технического задания на разработку стратегии урбанистического развития Ульяновска.

Еще по теме:

Света: Интересен вопрос развития города, инфраструктуры, парков. В моем видении, начинать нужно со дворов, потому что в моем дворе ничего нет, там пустота. Но у жителей есть потребность в месте для прогулки, потому что парк находится далеко. Как в этом плане может проходить диалог между жителями и архитекторами, которые занимаются развитием городов?

Михаил Мишин: надо начинать с того, что Земля раньше была огненным шаром. Города развиваются и даже наше полунищенское состояние дает нам возможность как-то развиваться. Состояние, конечно, деградирующее, в условиях снижения образовательного уровня, достатка. Это внутренняя революция, потому что большая часть городского населения живет по-другому, не как должно жить городское население. Хрущевки, например. Это был качественный скачок в развитии города. Раньше люди жили в бараках, а потом их сконцентрировали в этих хрущевках, уплотнили, нарушили все привычные образы жизни. Но люди были благодарны, потому что у них была хоть какая-то крыша над головой, были школы поблизости, детские сады.

tumblr_inline_o782efdXX31u27u2j_1280

«Определить направления территориального и объемно-планировочного развития города. Представить стратегические решения по созданию сбалансированного пространственного развития и узнаваемого архитектурного облика города с учётом его уникальных особенностей» /из технического задания на разработку стратегии урбанистического развития Ульяновска.

Еще по теме:

С: Это специальная комплексная застройка, когда поблизости с домами расположены школы, места отдыха, магазины и так далее?

Для шпинделя нужно создать склад, а для человека — жилье.

Еще по теме:

М: Эта система расселения называется «Афинская хартия». Еще довоенная. До II Мировой войны была практика, когда архитекторы после длительных попыток начала 20 века сформировать новую систему расселения, решили сформировать общество, которое должно жить по своим законам. Это была система, изменяющая уклад жизни людей. Архитекторы системой проб и ошибок решали математическую задачу. Человек или шпиндель станка — неважно. Для шпинделя нужно создать склад, а для человека — жилье, где он мог справить нужды. Ему нужна спальня, туалет, кухня. А еще нужно детей нарожать и отдать в школу, чтобы создать рабочую массу. Это зверские теории, но они существовали. Тогда как раз и придумали три категории радиуса обслуживания. Первое — это где он еду купит и куда детей отведет. В 5 минутах ходьбы должны быть продуктовый магазин, школа и детский сад. Второй радиус обслуживания — это 15-20 минут ходьбы. Это почта, поликлиника, магазин хозтоваров, химчистка. Третий круг — это докуда никогда люди и не доходили. В 30 минутах ходьбы должны находиться театры или храмы. Это покрывало потребности рабочего населения. Но это такая сомнительная практика.

С: На практике не получается?

М: Получается, советская архитектура была абсолютным идеалом Афинской хартии.

«Определить глобальные вызовы и тренды современности в урбанистическом развитии и выполнить анализ существующей градостроительной ситуации» /из технического задания на разработку стратегии урбанистического развития Ульяновска.

Еще по теме:


С: Сейчас, в сегодняшнем укладе, молодежь не знает, чего можно делать в своем районе. Общественных пространств нет, парков ухоженных нет. В центре развит Владимирский сад, а парком Молодежным никто не занимается. И мамам с детьми там страшно. Как решать такие проблемы?

Как решать проблемы, практически или теоретически? Практически — да никак! Простите за упадничество.

Еще по теме:

М: На районе. Как решать проблемы, практически или теоретически? Практически — да никак! Простите за упадничество. Теоретически эти вопросы решаются, а практически — нет. Единственным городом которому удается эту проблему решать является столица нашей родины — Москва. Парк имени Горького, Сокольники. Это такие урбанистические парки.
А проблема только в парках?

С: Ну, проблема, наверное, от людей. Нужно пространство очень долго анализировать, чтобы выявить проблемы.

«Провести анализ современной градостроительной и планировочной ситуации в г. Ульяновске, в том числе: SWOT-анализ территории города»/ из технического задания на разработку стратегии урбанистического развития Ульяновска.

Еще по теме:

М: В первую очередь есть проблемы общие, в том числе и парки. Это и тротуары, и озеленение, и освещение, и качество строительства, и оказание услуг. Главная проблема архитекторов – это чиновничья проблема. Она заключается в решении правовых вопросов. Правовые вопросы — в первую очередь. При развитии парка архитектору интересно, не что будет с парком, а кто его собственник, какие границы и т.д. Сегодня были на градостроительном совете, тема интересная — парк или сквер Духовности. Архитектор Варюхин, он разработал свою концепцию развития парка. Для него это был творческий профессиональный этюд. А когда начинаешь разбираться в подробностях, то сталкиваешься с такими вопросами, причем это не от меня они возникают, а от молодых архитекторов, я офанарел, они говорят: «надо определить собственника, надо определить заказчика, надо определить границы». Это не задачи архитектора, архитектор должен создавать художественный образ, он должен фантазировать, придумывать, как это должно выглядеть. На что он опирается? На жизненный опыт, на свое видение прекрасного.

С: А может нужно еще спросить у жителей, как они хотят это видеть?

Не ветераны создают парковое пространства, и не жители.

Еще по теме:

М: А может еще у жителей города спрашивать как врачу делать операцию? Резать или не резать? Можно, конечно, как пример. Выступал перед губернатором на тему Парка Победы. Меня подставили, дав мне эту тему, а тема гиблая, а я не понимаю в чем дело. Просто собрал все старые предложения, которые учитывал автор. Меня должны были сгноить там, губернатор должен был топнуть ногой и сказать, что мы ничего не делаем. Это было совещание по подготовке к празднованию годовщины победы в 2020 году. У меня был козырь, я сказал, что нужно собрать мнение ветеранов. Хотя, какое им дело каким будет парк? Не ветераны создают парковое пространства, и не жители. Они этого не умеют.

tumblr_inline_o9ok5uCRwj1u27u2j_1280

«Определить стратегические приоритетные направления урбанистического развития города Ульяновска как историко-культурного и промышленного центра России с учётом создания Ульяновской-Димитровградской агломерации» / из технического задания на разработку стратегии урбанистического развития Ульяновска.

Еще по теме:

С: Но у них же есть потребности, которые нужно реализовать.

Не общественное мнение должно решать, каким будет парк, двор, фасад. Это творчество, это игра профессионалов.

Еще по теме:

М: У всех есть потребности, у меня вообще животные потребности, но я их не могу реализовать ввиду тех или иных обстоятельств. Вот и жители не могут. Желание есть, а возможности нет. У них нет понятийного аппарата, у них нет инструмента. В парке Духовности есть проблема с четырьмя бесноватыми людьми. Их всего четыре человека, и они во всем городе ни одной проблемы кроме одного дерева не видят. Мы начнем спрашивать их мнения — мы уедем в поля жить. Главный инструмент — это инструмент профессионала. Было бы хорошо собрать все мнения людей, отсечь верхнее и нижнее — самые безумные и самые фашистские и оставить золотую середину, там безусловно проскакивают здравые идеи. Я же не должен интересоваться мнением людей при разработке концепции парка — я должен рисовать. Чтобы вызывать всплеск эмоций на совещании с засыпающими чиновниками, я должен показать картинку. Как только они увидят картинку фонаря, они сразу же начнут спорить, какого он должен быть цвета и какой формы. Какое вам дело до цвета фонаря? У вас компетенция не решить какого цвета будет фонарь или будет это не фонарь, а торшер. Но чиновники начинают творить, им интересно. У нас в голове все перепуталось. Не общественное мнение должно решать, каким будет парк, двор, фасад. Это творчество, это игра профессионалов. Задача государства сделать игру законной, завести в определенные рамки. У нас же все перепуталось и будет становиться только хуже, потому что население тупеет. Профессионалам во время спада копить нужно потенциал, энергию. Выразиться в этот момент будет сложно, поэтому нужно копить энергию, знания, а когда будет все нормально — делать. Уровень интеллектуальный не накапливается, 95% вообще не интересуются ничем. Если человек не прочитал в детстве букварь, то ему ничего не научат никакие тренинги, а 95% его не читали.

«Оценить историко-культурный потенциал города и дать предложения по его использованию в пространстве города» / из технического задания на разработку стратегии урбанистического развития Ульяновска.

Еще по теме:

С: Мне интересно, что делать с заброшенными домами в центре?

М: А что с ними делать? Есть множество всяких ярких флешмобов.

С: Допустим, мы хотим изменить их внешний облик.

М: Внешний облик изменить не удастся, но можно провести флешмоб, сделать дом ярче. Можно провести творческую акцию, устроить праздник. А дом изменить нельзя, это его судьба, его судьба гнить заброшенным, пока его не снесут.

С: Мне нравится идея разрисовать дома. Есть множество художников, готовых порисовать на заброшенных домах, чтобы это было ярко и красиво.

М: Попробуйте, это интересный флешмоб, но это нужно правильно организовать.

С: Можно в парках сделать какие-нибудь развлечения, чтобы люди могли объединяться и делать парк живым, проводить там какие-то занятия, устраивать мероприятия.

М: Я не хочу быть критиком таких милых новых идей. Я не хочу участвовать в этом, в моей власти нет рычагов для таких флешмобов.

С: Для этого нужно будет заново спроектировать парк.

tumblr_inline_o9ndr0gz461u27u2j_1280

М: Чем сейчас живет Парк Горького? Это безумный центр инвестиций, которые его сделали территорией предназначенной для жизни людей. Но там такие гигантские сроки окупаемости даже для Москвы, что это сумасшедшая идея. У нас в этом люди не заинтересованы, но те, кто хочет, могут делать все возможное, может, что-то интересное получится. Когда я жил в Самаре, там были ребята, которые боролись за самарское время и устраивали флешмоб на площади, изображая стрелки часов. Это были абсолютно отмороженные люди, но они придумали себе занятие, к ним привыкли, про них знали, это было весело и необычно. Потребовалось ли для этого реконструировать площадь? Нет. Вы можете создать свой парк, можно сделать его более добрым, более светлым, ярким. Это здорово, что у кого-то есть желание что-то создавать.

Читать дальше:

Оцените новость: