Яндекс.Метрика

Обещают сохранить и орган, и советский интерьер

К концу года станет известно, как именно изменится малый зал Ленинского Мемориала при размещении в нем органа. Уже сейчас в Мемцентре указывают, что инструмент не будет слишком большой нагрузкой для здания-памятника и что интерьер зала, который он займет, должен быть сохранен.

В сентября в Ульяновске прошла конференция советского модернизма “МодУль”. Приехавшие из разных стран мира архитекторы обсуждали судьбу ульяновских советских зданий в одном из лучших залов в этом стиле – в малом зале Ленинского Мемориала. Но по итогам конференции ее организатор, архитектор Михаил Капитонов в очередной раз озвучил свою тревогу по поводу будущего этого зала.

Зал, напомним, решено отдать под орган. Инструмент сейчас стоит в саркофаге в здании филармонии, которое начали ремонтировать. Ремонт завершен не был, денег на его окончание в ближайшие годы изыскивать не планируется. Когда зашла речь о переносе органа, музыкальные эксперты говорили, что малый зал Мемориала вполне подходит, но указывали, что для лучшей акустики стоит закрыть его огромные окна.

Это и другие возможные изменения зала и вызывают опасения у архитекторов. “У меня нет однобокой позиции, что орган там не нужен, и точка. Ни в коем случае”, – объяснил нам сам Михаил Капитонов. – “Наши опасения основываются на той позиции, которая озвучивалась, которая есть в публичном доступе. Самого проекта нет, он сдается в конце декабря. Но то, что декларировалось, то отношение, которое есть, напрягает. Так, не декларируется сохранение аутентичности как приоритет. Создается впечатление, что для них охранные обязательства – досадная помеха, которую хочется обойти. А ценность зала не только в том, что он прозрачный и окна есть, а в том, что там есть советские светильники, сохранились кресла, дверные ручки – все эти элементы. Там все настоящее и достаточно качественное. Орган там может разместиться, в том числе с сохранением всего этого. Меня сильнее волнует качество и проекта, и проведения этих работ. Я почти не верю, что государство может сделать эти работы хорошо”.

Как рассказал нам начальник управление по охране объектов культурного наследия региона Шарпудин Хаутиев, так как Мемориал является зданием-памятником, проект работ на нем должен будет согласовываться с управлением. Предметом охраны для Мемориала являются в том числе и некоторые составляющие интерьера Мемцентра, к примеру, его входные двери. Когда проект будет передан в управление, Хаутиев намерен опубликовать его для общественности.

По нашей информации, Мемцентр уже получал один вариант проекта изменения зала под орган, но он был отклонен. Причиной, по неофициальной информации, стало как раз то, что проект не предусматривал в полной мере сохранения интерьера зала, в том числе предполагал и возможность перекрыть его окна для лучшей акустики.

В итоге срок разработки проекта был передвинут на конец 2018 года. И, похоже, на этот раз проектировщики постараются учесть в том числе и мнение архитекторов. Как сообщила нам директор Мемцентра Лидия Ларина, в техзадании для проекта указывается, что архитектура и внутренний интерьер зала должны быть сохранены.

При этом в Мемцентре подчеркивают, что уже произведен расчет нагрузок на несущие узлы здания при размещении в нем органа. Инструмент, отмечает Ларина, весит семь тонн. А вот вес располагавшегося ранее в этом зале фонда Госархива региона составлял 140 тонн.

Намерены в Мемцентре и приложить максимум усилия для того, чтобы не повредить орган при переносе. Для этого планируется заключить договор с фирмой “Hermann Eule”, производителем органа, специалисты которой смогут заняться перемещением инструмента.

Сколько будут стоить перенос инструмента и переоборудование зала, станет известно с окончанием проектных работ. Сможет ли регион профинансировать эти затраты, пока сказать сложно. Завершить перенос обещают в 2019 году, бюджет на него только начинают проектировать.

Ясности с ближайшим будущим здания филармонии пока нет. Как указывает Ларина, оно, безусловно, должно быть сохранено как памятник архитектуры и культурный объект. Но никаких планов по финансированию ремонта не существует. Шарпудин Хаутиев указывает, что, возможно, нужно поднять вопрос о повышении статуса здания как памятника. Сейчас он имеет лишь муниципальное значение, переход на региональный уровень даст больше возможностей привлекать к ремонту федеральные средства.

Фото – Михаил Капитонов.

Оцените новость: