Яндекс.Метрика

Черное золото гнилых болот: промысел, который спасает экономику области

В 90-е годы в Ульяновской области активно искалась чудодейственная «таблетка», которая может спасти экономику региона. Эту «таблетку» тогда нашли, но толком ей не воспользовались. Речь о подводном «черном золоте», запасы которого в области считаются одними из крупнейших в мире.

Двадцать лет назад жители Криуш удивлялись: в створе Волги уже который день стояли две баржи, на которых велась непонятная кипучая деятельность. Суть её выяснилась быстро — с барж пытались добывать мореный дуб, который лежит на дне водохранилища в слое ила.

Целью разведочной добычи было получение для области нового источника доходов, призванного помочь области пережить трудные времена. По современным данным всего в бассейне Волги сосредоточено более 9 миллионов кубометров затопленной древесины, до 25% от которой приходится на дуб. Впрочем, далеко не везде.

Ныне один кубометр мореного дуба хорошего качества стоит от 4000 евро.

Еще по теме:

По мнению директора департамента природных ресурсов и экологии областного Минсельхоза Дмитрия Федорова, про серьезную долю именно мореного дуба на дне Волги в пределах Ульяновской области говорить вряд ли приходится. По словам эколога, подавляющее большинство плотов, которые сплавлялись по Волге, составлялись из хвойного леса. По этой причине на дне стоит ожидать, скорее, большого количества соснового топляка, нежели дуба.

IphSAUKdEa0

С этим утверждением явно не согласны в самарском филиале компании «Мореный дуб», которая активно занимается добычей «черного золота» и изготовлением из него всяческих изделий. По словам специалиста компании, у неё есть виды и на Ульяновскую область. Впрочем, пока добычу у нас компания не ведет: «Пока мы просто проплыли, посмотрели».

Присматриваться явно стоит. Ныне один кубометр мореного дуба хорошего качества стоит от 4000 евро. При этом качественное сырье достаточно дефицитное — с каждым годом его запасы в мире уменьшаются.

На этом фоне волжский бассейн выглядит настоящим клондайком как по объемам, так и по качеству сырья, для сохранения которого идеальным субстратом является болотный ил в состоянии постоянного гниения. После образования водохранилища подобного ила на дне Волги стало в избытке.

По данным ГК «Мореный дуб» из Марий Эл, которая открывала в Козьмодемьянске музей произведений из мореного дуба, запасы сырья не сильно изменились с момента первой и единственной крупной экспедиции по их исследованию, результаты которой были оформлены в отчет в 1947 году. Тогда на мореный дуб тоже возлагались серьезные надежды, благо его запасы в бассейнах Волги, Суры, Черемшана и Мокши оказались даже больше, чем представлялось ранее, по результатам обследования 1935 года, инициированного Куйбышевским крайисполкомом.

m1SM91AFBQQ

Впрочем, несмотря на получение более-менее внятных данных о месторасположении месторождений мореного дуба, до его добычи в серьезных промышленных масштабах дело тогда не дошло. Слишком капризный оказался материал.

Причина в том, что добыча сырья гораздо затратней, чем кажется на первый взгляд. Сложно достать бревна из ила, только в котором и возможно качественное морение, но еще сложнее правильно высушить сырье, которое моментально трескается на воздухе из-за перепада давления.

Особенно эти проблемы оказались актуальны для крупных рек, где фактически единственным способом добычи сырья оказывается использование аквалангов и сложной техники. Тем более, что в Волге мореный дуб залегает под многометровым слоем ила, причем в далеко не самых очевидных местах.

Источников древесины в нынешнем иле нам удалось определить несколько. Во-первых, это все-таки древесина с плотов. По словам Дмитрия Федорова, в архиве ему удалось найти данные о том, что во времена ВОВ по Волге активно сплавлялись плоты из дуба — древесина была необходима для изготовления прикладов для оружия. Профессор Евгений Бурдин, занимающийся историей Куйбышевского водохранилища, указывает и на еще один источник — ямы, в которые массово скидывали дубы при раскорчевке русла будущего водохранилища. Тогда крупную древесину попросту не успевали убирать и использовать. Третий, и самый ценный, источник — это дубы, смытые в Волгу с её берегов. Такому сырью может быть до нескольких тысяч лет, что особо ценится.

Обе попытки закончились неудачно — двое утонуло, дуб не достали…

Еще по теме:

Вспомнили о «черном золоте» в 90-е годы, попытавшись наладить добычу не только в районе Криуш, но и возле Старой Майны, где дуб закапывали в ямы. Обе попытки закончились неудачей.

По словам очевидца этих событий, которого нам удалось разыскать, из-за гигантского слоя гниющего ила на дне подводные работы аквалангисты были вынуждены проводить исключительно со специальной сетки. Попадание в ил было равносильно самоубийству. Обе попытки закончились неудачно — двое утонуло, дуб не достали…

I3LDNT-gJTU

«Работы по добычи мореного дуба равносильны чистке русла» – утверждает господин Федоров, указывая на то, что без земснаряда деятельность вести в наших условиях невозможно. «Можно мы здесь в Волге немного пальчиком поколупаем, может чего найдем» – описывает немногочисленные попытки получить разрешение на поиски наш собеседник. Впрочем, эти попытки чаще всего маскировали банальное намывание песка, которое оказывается побочным при добыче мореного дуба.

В 90-е же годы мореный дуб рассматривали всерьез на уровне руководства области. Как нам удалось выяснить, существовали даже некие расчеты доходов, которые может получить регион — десятки миллионов долларов в год.

Фото музея произведений из мореного дуба

Читать дальше:

Оцените новость: