Пятикратный рост тарифов на электроэнергию и воду, возврат ОДН в новом виде и увеличение остальных коммунальных платежей на 4,4% – наступающий год обещает новые неприятные сюрпризы в сфере ЖКХ.
27 ноября было принято постановление губернатора, которое устанавливает предельные индексы повышения стоимости «коммуналки» в 2016 году исходя из требований, установленных федеральным Правительством. На первый взгляд кажется, что серьезного повышения не ожидается. Как и в прошлом году, стоимость услуг ЖКХ на первое полугодие наступающего года замораживаются, а с июля нас ожидает повышение на 4,4%, что в два раза меньше, чем в 2015 году, когда рост был ограничен 8,8%.
Но радоваться рано, даже с учетом «классического» роста тарифов на 7,5% в середине года. На федеральном уровне подготовлены несколько документов, которые также могут серьёзно отразиться на цифрах в платежках. Обсуждению этих документов было посвящено последнее заседание комитета по ЖКХ Законодательного собрания Ульяновской области.
Возврат ОДН
Первое новшество, оформленное в виде проекта постановления Правительства РФ, подразумевает включение в плату за содержание жилья расходов на воду, свет, канализацию и тепло, потребленных «в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме». Максимальный размер этой платы, согласно постановлению, предлагается ограничивать условным нормативом, полномочия по установлению которого хотят отдать регионам. Впрочем, методики расчета этих нормативов нет.
В случае, если постановление будет принято, эта методика должна появиться до 1 апреля будущего года — именно с этого времени планируется вводить новый способ расчета и начисления ОДН, хотя суть остается неизменной — вычисление разницы между показаниями общедомовых и индивидуальных счетчиков. Несложно понять, что для этого крайне желательно, чтобы счетчики стояли у всех. Для этого правительство придумало новый способ давления.
Увеличение тарифов на свет и воду в 3-5 раз
С 1 января 2016 года правительство предлагает увеличить тарифы для тех, у кого не установлен счетчик, в три раза, а с середины года — в пять(!) раз.
Еще по теме:
То же постановление вводит и крайне жесткие меры в отношении тех собственников, которые не установили счетчики на воду или на электричество. С 1 января 2016 года правительство предлагает увеличить тарифы для тех, у кого не установлен счетчик, в три раза, а с середины года — в пять(!) раз. При этом ответственным за проверку установки счетчиков назначается то лицо, которое отвечает за общее имущество.
Проверяющие получают полномочия проверять счетчики, установленные в квартирах, фактически в любое время — проектом предусмотрена лишь обязанность уведомить потребителя за 2 недели до запланированной проверки письмом или вручением уведомления под роспись. Выбор времени проверки при этом остается за проверяющими. Если в это время дверь проверяющим никто не открывает, составляется акт. После второго же акта предполагается считать, что счетчиков в квартире нет, то есть начинают действовать повышающие коэффициенты.
Если же уполномоченное лицо обнаруживает, что счетчик неисправен или сматывается, что собственника помещения ждут воистину драконовское наказание — штраф в виде доначисления с десятикратным коэффициентом относительно нормативов.
По-видимому, составители документа всерьёз задумались о том, что вряд ли удастся быстро добиться поголовного «осчетчивания», в результате чего обслуживающие организации могут получить огромные прибыли за счет применения драконовских коэффициентов. Из положения вышли не самым тривиальным способом — ограничили возможность расходования дополнительных средств мероприятиями “по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении многоквартирного дома”. Под этим, как расшифровано в документе, следует понимать мероприятия, связанные с установкой общедомовых счетчиков и борьбой со сматыванием индивидуальных приборов учета.
Конец социальных норм и ступенчатые тарифы на электричество
Еще одна новация оформлена другим проектом постановления и направлена на коренной пересмотр методик оплаты электроэнергии. Если постановление будет принято, то с 1 июня 2016 года нас ожидает введение весьма непростой схемы оплаты за электроэнергию.
Во-первых, предлагается разбить единый тариф на два – тариф на услуги передачи электроэнергии и тариф на стоимость содержания “объектов электросетевого хозяйства”. Несложно понять, что подобное изменение может привести к тому, что конечными получателями “тарифных” денег будут разные организации, что формально позволит исключить один из тарифов из расчетов “средней стоимости коммунальных услуг”, тем самым без проблем формально выполнить требования об ограничении роста платежей.
Постановление отменяет социальные нормы потребления электричества.
Еще по теме:
Во-вторых, эти тарифы регионам предлагается устанавливать исходя из расчета на домохозяйство, что фактически приведет к реальному росту тарифов на электроэнергию как минимум на 12%.
Постановление отменяет социальные нормы потребления электричества, а вместо этого вводит ступенчатые тарифы – при потреблении менее 150 кВт применяется базовый тариф, при потреблении от 150 до 600 кВт тариф увеличивается на 12%, а при большем потреблении – на 52%. Хитрость в том, что тарифы предлагается устанавливать на домохозяйство, а не на каждого собственника. Таким образом, как отметил на заседании комитета ЖКХ его председатель, депутат ЗСО Геннадий Антонцев, практически все квартиры оказываются в зоне 12% роста тарифов. При этом формально тарифы не увеличиваются более, чем в рамках установленных ограничений роста в 7,5%.
Несложно подсчитать, что на деле речь идет о (как минимум) 19,5% увеличении тарифа. Кроме того, не стоит забывать и о второй части тарифа – на содержание электрохозяйства. Максимальный и минимальный его уровни планируется установить в размере 20 рублей в месяц, а затем индексировать.
Разница между стоимостью электричества с учетом реального потребления дома и начисленной на жильцов суммой с учетом всех коэффициентов и штрафов за отсутствие счетчика может стать просто огромной.
Еще по теме:
Особую сложность приобретает расчет в случае применения двухтарифных счетчиков. В этом случае потребление со всеми коэффициентами по задумке должно учитываться отдельно для дневного и ночного тарифа, а затем пересчитываться.
При этом постановление не предусматривает прямого алгоритма решения распространенной проблемы того, что общедомовой счетчик на доме установлен двухтарифный, а квартирные счетчики – однотарифные. Как в этом случае рассчитывать ОДН, которые планируют включать в плату за содержание общедомового имущества? В этом случае разница между стоимостью электричества с учетом реального потребления дома и начисленной на жильцов суммой с учетом всех коэффициентов и штрафов за отсутствие счетчика может стать просто огромной. Кому достанутся эти деньги?
Подобных недоработок в постановлениях множество, но, очевидно, что они не имеют принципиального значения – явно понятно, что оба документа подготовлены с учетом интересов лишь ресурсоснабжающих организаций, а вовсе не жильцов. Вопрос лишь во внешней форме оформления очевидного решения «пусть платят «ресурсникам» больше» с сохранением базовых приличий. Именно эти цели на наш взгляд и преследуют постановления, которые формально декларируют выполнение других документов наподобие ограничений роста тарифов, но, фактически, составлены лишь для одной цели — их обойти.
В этой связи напомним, что подобные «лайфхаки» широко распространены в юридической практике и зачастую классифицируются как злоупотребление правом. Но именно этим в последнее время власть и занимается – и имитируя выполнение майских указов Путина путем изменения методики расчета средней зарплаты, и вводя хитрые тарифные схемы, и избавляясь от ОДН путем его переименования…
Читать дальше:
- Канализацию в Инзе сливают в ручей
- Коммуналку для Ульяновска повысили на 1,7 процента, потом - еще на 2 процента
- Колесова превратит Ульяновск в умный город
- На части улицы Радищева отключат воду
- Управляющие компании выходят на быструю связь с жильцами