Яндекс.Метрика

Суркам дали передышку

Пристальное внимание общественности и борьба экологов за сурка привели к определенным результатам: в Ульяновской области сократили сроки охоты на сурка-байбака с трех месяцев до двух недель. В ряде районов охота на них в этом году и вовсе не будет открыта. Однако говорить о возможном включении сурка в Красную книгу области еще рано. В июне мы подробно писали о взгляде экологов на эту тему: они сообщают, что охотники завышают численность сурка в 25 раз, охотники с такими обвинениями не согласны.

На прошедшей во вторник пресс-конференции председатель ульяновского областного общества охотников и рыболовов Александр Федоров пояснил причины сокращения численности сурка-байбака в нашем регионе.

Он отметил, что ажиотажу, который вызвала эта тема, послужило утверждение, что количество сурка с 1985 года сократилось с 35 тысяч до 20-22 тысяч. Это произошло, по словам специалиста, в силу ряда причин.

Прежде всего, «разрушилась» четкая система, существовавшая на протяжении долгого времени. В частности, у нас был департамент по охоте, а в каждом районе – районный охотовед. После реорганизации в 2004-2005 годах управления не стало, и охотоведов, естественно, – тоже, а угодья общего пользования, которые остались невостребованными, остались без надзора. К примеру, это Радищевский, Новоспасский, Старокулаткинский районы.

Кроме того, говорит Федоров, в 2009 году вышли правила добывания. Довольно спорные, считает специалист: тогда они вызвали недоумение. Так, согласно этим правилам, Москва установила нам сроки охоты на сурка с 1 июля по 31 августа. «Но зачем нам два месяца колотить сурка? – удивляется Александр Федоров. – У нас охота до этого открывалась на две недели, и этого хватало всем. Тогда своим распоряжением в угодьях общества я сократил сроки до 15 дней. В ответ получил предписание о том, что я не имею права этого делать: только Москва может сокращать сроки».

Еще одной причиной сокращения численности сурка, по мнению Федорова, является ситуация, когда все угодья общего пользования постепенно перешли в руки частных пользователей. «Общество охотников всегда вело комплексное охотхозяйство, – сообщил Федоров. – У тех же, кто пришел, была одна задача – отбить деньги. А чтобы отбить деньги, они завели кабанов – самую продуктивную особь, выращивая которую можно быстро получить отдачу». По его словам, страдает и грамотность егерей. Все эти вопросы мог решить единый орган. С некоторыми руководителями, по информации Федорова, даже были встречи, чтобы можно было наладить сотрудничество для решения пограничных вопросов.

Кстати, как сообщил Федоров, на территории угодий областного общества охотников и рыболовов численность сурка сократилась незначительно. «Потому что у нас остался контроль и учет, – прокомментировал председатель общества. – Мне понравилось высказывание в сети о том, что надо дать право сурку отстреливать охотников. Но извините меня – прежде чем давать суркам такое право, надо спросить, а кто этих сурков расселил? А они расселились силами охотников. Сейчас в СМИ пишут, что мы завышаем численность, да нет такого! Это все бред какой-то».

По его мнению, если и есть тенденция к снижению численности, то надо принимать меры: «Но не надо тащить сурка, который является федеральным охотничьим видом, сразу в Красную книгу. Есть другие способы. Можно локально закрыть охоту в районах или на год-два ее закрыть, а по результатам делать дальнейшие выводы. Но всю эту работу надо делать».

В итоге решено сократить охоту с трех месяцев до двух недель. «Биологически это тоже оправдано, – отметил Федоров. – К августу репродуктивная часть особей выходит редко, набирает жир и готовится уходить в спячку, и остается только молодежь, которая не набрала жир и не играет в популяции репродуктивную роль». Специалист говорит, что зиму они могут не пережить, поэтому если их отстреляют, то вреда популяции не будет.

Итак, двухнедельная охота на сурка открывается 4 августа, кроме нескольких районов, где введен полный запрет. Это территория Радищевского района, где имеется большое количество мест обитания солнечного орла (могильника), для которых сурок является основной кормовой базой, Сенгилеевского – там будет национальный парк «Сенгилеевские горы», а также ряд других, где мала численность сурка.

Что касается объективного подсчета, то, по информации министра лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области Дмитрия Федорова, в этом году время для этого потеряно: считать сурка нужно было весной. Поэтому все переносится на следующий год. По словам министра, после качественной инвентаризации 2013 года будут приниматься меры по включению или невключению сурка в Красную книгу.

Юлия Узрютова. Фото Камиля Багаутдинова

Оцените новость: