Мы уже не раз пытались открыть и открывали новые стороны нашей области с помощью точных наук, отвечая на детские вопросы. Напомним, что нам уже удалось определить точный центр области и координаты антипода Ульяновска. Сегодня мы найдём максимально точный ответ на вопрос «где находится самое глухое место области?».
Первое, о чем пришлось задуматься – это то, а что вообще подразумевать под словом «глухой»? Место, где «ели смыкают ветви, отбрасывая тысячелетнюю тень»? Или место, где не ступала нога человека? Мы решили обратиться к словарям и выяснили, что синонимом фразы «глухое место» являются слова «глушь» и «захолустье». Этим словам Ожегов даёт следующие определения: «глухое, заросшее место» и «место, далёкое от культурных центров, глухая провинция». Мы дали прочитать эти определения посетителям и нам сказали, что на этом можно ставить точку – Ульяновск, мол, и есть глухая провинция. Стало понятно, что таким путём к выработке определения мы не придём.
Тогда мы обратились к более глубоким смысловым уровням и в конце-концов пришли к такому определению «самого глухого места» -«место, где вероятность встретить человека минимальна». Задача сразу стала понятной, и мы начали действовать.
За основу расчёта мы взяли координаты всех населенных пунктов области и данные по количеству населения в каждом из них. К сожалению, новейших данных найти нам не удалось, поэтому мы воспользовались результатами переписи 1997 года, что не сильно отразилось на результатах – далее будет понятно почему.
В основу мы заложили достаточно простую мысль. Радиус активной деятельности человека вокруг любого населенного пункта ограничен. Для больших городов – это 30-70 километров от его границ, для больших поселков – 10 -15, для небольших сел и деревень – 5-10. Кроме того, с большой вероятностью люди «водятся» вдоль всех дорог и трасс, а также в радиусе нескольких километров от мест массового отдыха. Учли мы и особенности сельского хозяйства – районам с большой распаханностью присвоили поправочный повышающий коэффициент. В результате нам удалось разработать формулу, которая бы связывала количество населения в каждом пункте и его расположение с радиусом вероятности встречи человека в окрестностях определенной точки. Используя данные о координатах, полученные с использованием API Yandex maps, нам удалось получить достаточно интересные результаты – координаты точек, где вероятность встретить человека минимальна, т.е. те самые «глухие места».
Интересно, что точек, где при изложенной выше методике расчёта, вероятность равна нулю, оказалась всего две. Их то и можно считать самыми глухими местами области с точки зрения математики с небольшим, правда, замечанием, которое относится ко второй точке. Первая же точка расположена в междуречье рек Утка и Майна в огромном Старомайнском лесном массиве приблизительно в 15 километрах северо-западней села Лесное Никольское. Интересно, что очень недалеко от этой точки в 30-е годы во времена ГУЛАГовских лесозаготовок был один из крупнейших кордонов.
Но мы в наших расчётах не учитывали лесозаготовки. В Старомайнском лесничестве они ведутся очень активно, а значит место это всё-таки не абсолютно глухое, так как велика вероятность встретить лесорубов или тралеровочный трактор. По этой причине мы решили рассмотреть и другие точки, где вероятность «глухоты» хоть и не равна нулю, но минимальна.
При взгляде на карту области кажется, что такой точкой обязательно будет Сенгилеевский лесной массив, ведь по размерам он вполне сопоставим со Старомайнским, а больших селений в его глубине нет. Но это оказалось не так, в первую очередь из-за наличия большого количества дорог, проходящих через массив, а также близости больших населенных пунктов. Зато у массива есть статус заказника и в глубине не ведутся серьёзные лесозаготовки. Если учесть эти факторы, то окажется, что самым глухим местом будут верховья речек Сенгилейка и Атца, но эти места активно посещаются отдыхающими и туристами, поэтому глухомани не получается. Вернёмся к «абсолютным» точкам.
Сразу про вторую точку с нулевой вероятностью встречи с человеком мы не рассказали по причине того, что она оказалась немного вне границ Ульяновской области – недалеко от реки Бездна в Чувашии. Но, зная всю эту местность как настоящий (в буквальном смысле) медвежий угол области, мы не посчитали зазорным перенести точку на несколько километров, чтобы она попала в границы области. Это вполне легитимно – леса в том районе заболочены и даже встречаются участки тайги, в которых, как говорят, и видят изредка приходящих от соседей медведей. Впрочем, лесных выработок и там полно, поэтому точку мы решили перенести в центр обширного болота. Уж тут-то точно, вероятность встретить медведя ранней весной или поздней осенью в какой-то момент вполне может оказаться выше, чем человека!
Итак, велосипеда мы не изобрели – где медведь, там и глушь. Вообще же, плотность заселения и антропогенная нагрузка на ландшафт у нас выше, чем в среднем по Европе. Мы вполне можем быть сравнимы с северной Италией или некоторыми провинциями Франции или бывшей ГДР. Но наш небольшой экскурс выявил и другой интересный факт – в области практически нет действительно глухих мест, где реально человек ступает раз в год. Равно нет и ландшафтов, не измененных или малоизмененных антропогенно. То есть – вся наша окружающая природа – это по большей части дело наших рук.