Симбирск. Спуски к Волге

04 Фев 2011 История Dinika

Сегодня горожанам на Волге особых дел не находится – так, сходить летом на пляж, погулять. Но всего 60-70 лет назад всё было по-другому – подгорная часть города всё ещё оставалась весьма значимой. Пристани, хлебные амбары, подгорный базар, а главное – активное использование речного транспорта – всё это, как и прежде, заставляло людей постоянно спускаться к Волге. Какие спуски они использовали и сохранились ли они до сих пор?

Мы уже упоминали в нашей статье (“Cимбирские пристани“) про воспоминания о Симбирском перевозе пера Сергея Тимофеевича Аксакова из книги «Детские годы Багрова-внука». Помимо описания самого перевоза через Волгу и пристаней, там есть и примечательное описание подъёма на Симбирскую гору:

«Симбирская гора, или, лучше сказать, подъем на Симбирскую гору, высокую, крутую и косогористую, был тогда таким тяжелым делом, что даже в сухое время считали его более затруднительным, чем самую переправу через Волгу; во время же грязи для тяжелого экипажа это было препятствие, к преодолению которого требовались неимоверные усилия; это был подвиг, даже небезопасный. По счастью, погода стояла сухая. Когда мы взошли на первый взлобок горы, карета догнала нас; чтобы остановиться как-нибудь на косогоре и дать вздохнуть лошадям, надобно было подтормозить оба колеса и подложить под них камни или поленья, которыми мы запаслись: без того карета стала бы катиться назад. Потом все взошли, пешком же, на другую крутизну, на которой также кое-как остановили карету. Мать устала и не могла более идти и потому со мной и с моей сестрицей села в экипаж, а все прочие пошли пешком. Крепкие и сильные наши лошади были все в мыле и так тяжело дышали, что мне жалко было на них смотреть. Таким образом, останавливаясь несколько раз на каждом удобном месте, поднялись мы благополучно на эту исполинскую гору».

6

В книге не указано про какой именно спуск идёт речь, но, скорее всего, речь идёт о спуске Петропавловском, так как в примечаниях автор указывает: «Впоследствии этот въезд понемногу срывали, и он год от году становился положе и легче; но только недавно устроили его окончательно, то есть сделали вполне удобным, спокойным и безопасным». Произошло это 1853 году после личного указания Николая I. Впрочем, уже тогда «ручной режим» управления давал сбои – царь посетил Симбирск в 1836 году, а работы начали только в 1851. До этого же главный Симбирский спуск к Волге находился в состоянии близком к описанному Аксаковым, на что обратили своё внимание в своё время и спутники императрицы Екатерина II во время посещения ею Симбирска в 1767 году.

3

Неудобства закончились после перестройки спуска, и Петропавловский «подъём» стал действительно проезжим в любое время года – на всём протяжении спуска было лишь два участка с серьёзными перепадами высот. Убедиться в качестве земляных работ сегодня может каждый – на месте Петропавловского спуска ныне находится спуск Степана Разина, конфигурация которого практически повторят старый Петропавловский спуск.

Кстати, назван Петропавловский спуск был в честь церкви Петра и Павла, которая находилась посередине взгорья. К низу Петропавловского спуска, практически к самим пристаням, хордой в виде тропинки спускался и пешеходный Владимирский спуск (также известен как Духовской). Начинавшийся на Венце, этот спуск облюбовали гуляющие горожане, но для движения гужевых экипажей он не применялся.

4

До середины 19-ого века для движения груженых подвод кроме Петропавловского спуска активно использовались только Завьяловский и Смоленский, но после пожара 1864 года в связи с введением нового опорного плана города, в 1866 году был оборудован дополнительный спуск – Тихвинский (ныне улица Степана Халтурина). В те же годы шло обустройство и других гужевых спусков.

2

Получается, что более-менее нормальные спуски в нагорную часть города появились лишь в 60-х годах позапрошлого века. По иронии судьбы эти же годы оказались и началом конца «нижней» части Симбирска, где к началу 20-ого века осталось очень немного жилых зданий, основная масса которых располагалась вблизи железной дороги. Но спуски строились в основном не для подгорных жителей, а для удобного доступа к пристаням.

Существовало своеобразное разделение – Петропавловский спуск использовался для перевозки тяжелых грузов с «лесных» пристаней и для движения «барских» экипажей, новопостроенный Тихвинский облюбовали извозчики, Завьяловский – горожане, едущие или идущие на пристань или на подгорный базар, а Смоленский спуск «специализировался» на перевозной пристани.

5

Кроме Петропавловского, до нашего времени в том или ином виде дошли и все остальные спуски. Так, преемником самого древнего из симбирских путей с горы к Волге – Никольского спуска, можно считать спуск–лестницу, ведущую от Венца в районе Краеведческого музея к нижней части парка Дружбы Народов. На месте Завьяловского спуска можно обнаружить бетонную дорогу с северной стороны Мемориала (Пролетарский спуск), а Смоленский спуск вообще остался в своей верхней части практически неизменным. Если спускаться по нынешнему спуску Рылеева, то можно обнаружить участки, замощенные камнями – это и есть остатки Смоленского спуска, укрепление которого производилось в конце 19-ого века.

0775

Интересно, что после войны Завьяловский спуск перестроили в сугубо пешеходный, оснастив деревянной лестницей. Ступенек на ней было ровно 675. Эта лестница продержалась достаточно долго – до момента начала строительства мемориального комплекса. Вместе с работами по благоустройству склона, на месте старой возвели новую бетонную лестницу, но количество ступенек осталось почти неизменным.

Оцените новость:
  • (14 голосов, средний: 4.71 из 5)
    Загрузка ... Загрузка ...