Яндекс.Метрика

Музей УАЗа

Оказывается, что кроме известного и “публичного” музея истории УАЗа на заводе есть и другое собрание исторических реликвий – небольшой ангар на территории между заводскими корпусами. В этом здании, относящемся к управлению главного конструктора, собраны исторические и экспериментальные модели УАЗа. Понятно, что само местоположение этого своеобразного музея на территории с пропускным режимом фактически исключает свободный доступ к историческим моделям. Помимо экскурсий, организуемых для ульяновских студентов и учащихся, к реликвиям “прорываются” лишь самые стойкие. Нам удалось попасть в музей и вот, что мы там увидели.

Начало истории завода неразрывно связано с ЗИС-5 – одним из самых распространенных на фронтах ВОВ грузовиков. Именно этому легендарному грузовику Ульяновск, по сути, и обязан появлением автозавода.  Первые несколько лет грузовик выпускался в корпусах бывшего таможенного управления (ныне территория Моторного завода) в крайне непростых условиях – не хватало комплектующих, постоянной проблемой был недостаток электричества, про бытовые условия не стоит и говорить – первые годы многие специалисты жили в землянках. Но грузовик выпускался – работа на общее дело явно способствовала пренебрежению частными интересами. Несомненно, история выпуска ЗИС-5 в Ульяновске – это самая героическая страница истории УАЗа. Поэтому вдвойне обидно, что ни одного оригинального ЗИС-5, выпущенного в те годы, на заводе не сохранилось. В музее стоит новодел, собранный сравнительно недавно. При этом аутентичность машины можно подвергнуть сомнениям.

[singlepic id=1450 w=320 h=240 float=]

Оказывается, что в начале 50-х годов автозавод вообще не выпускал машины. Это было связано и с переносом производства за Свиягу, и с переоснащением производства и с необходимостью подготовки оснаски для производства новой модели – ГАЗ 69.  “Козлик”, на долгие годы ставший символом УАЗа, в экспозиции представлен во всей красе –  полностью оригинальной моделью поздних выпусков.

[singlepic id=1453 w=320 h=240 float=]

Но первой моделью, которую можно назвать полностью ульяновской, стала конечно “буханка”. Для тех лет автомобиль был достаточно передовым, а плотность его компоновки позволяет говорить о серьёзной конструкторской работе. Модель устарела уже к концу 70-х, но выпускается до сих пор и приносит основную прибыль заводу. Стоит отметить, что до 60-х на “вагонные” УАЗы устанавливали эмблему старого образца, которая сейчас является настоящей редкостью.

[singlepic id=1452 w=320 h=240 float=]

Но за “буханками” не стоит забывать и о более ранних и передовых собственных разработках завода – УАЗе 200 и 3-х тонном грузовике, которые для своих лет были настоящим прорывом. К сожалению, от этой страницы истории завода остались лишь фотографии и отрывочные воспоминания – ни одного  автомобиля не сохранилось.

Зато история УАЗ 469 представлена в полной мере, включая и созданный на его базе плавающий автомобиль с внутризаводским именем “Ягуар”. В конце 70-х – начале 80-х по заданию министерства обороны разработкой амфибий “переднего края” занялись сразу три завода – ВАЗ, представивший плавающий автомобиль на шасси уже поставленной на производство “НИВЫ”, ЛуАЗ, разработавший крайне оригинальный транспортер переднего края, которым можно было управлять лёжа, и УАЗ, разработавший свой “Ягуар”. Патриоты завода говорят, что именно “Ягуар” был наиболее жизнеспособной конструкцией. Для этого, конечно, есть основания – ходовая часть на базе элементов 469-ого намного более брутальна, чем подвески “Нивы” на основе “жигулевских решений” или сложная подвеска ЛуАЗа. Но история к “Ягуару” оказалась не слишком благосклонна -из всех трёх конструкций до конвейера в конце-концов дошёл лишь “Луазовский” транспортёр переднего края.

[singlepic id=1455 w=320 h=240 float=]

Примерно в то же время началась и разработка “Симбира” – УАЗа нового поколения, своей “квадратностью” напоминающего легендарный Nissan Patrol GR-1. Конструкция получилась неплохой, но всё закончилось лишь несколькими опытными образцами. Пара таких автомобилей, с явными следами ручной выколотки на кузовных панелях, представлена и в музее.

[singlepic id=1456 w=320 h=240 float=]

Развал СССР сыграл заводу на руку. Сегодня бы сказали, что заводу помог отложенный спрос. Тогда же заводчане просто радовались, что автомобили распродаются буквально с конвейера. Именно в те года сложилась особая УАЗовская культура. Умный покупатель не просто “брал, что дают”, а вел “свой” автомобиль вдоль конвейера или обращался за тем же самым к специальным людям. Только такой подход мог гарантировать, что “на выходе” получится полностью комплектный и исправный автомобиль.

Естественно, что любой, даже самый большой, отложенный спрос когда-нибудь бывает удовлетворен. Так случилось и с УАЗом. К середине 90-х годов стало понятно, что старыми заделами не прожить, и завод включился в борьбу за потребителя. Первую ставку решено было сделать на зарождающийся малый бизнес, предложив потребителю целый ряд осовремененных коммерческих автомобилей с повышенной грузоподъёмностью. Были разработаны и пущены в производство такие хиты тех лет как “буханка-люкс”, 1.3 тонный “головастик” с металлической платформой, “фермер”, придуманы пластиковые “маски” на фары.

[singlepic id=1440 w=320 h=240 float=]

Оказалось, что типичным потребителям грузовой линейки УАЗа пластик ни к чему – эстетическим достоинствам они предпочитали более низкую цену. Поэтому “украшательные” тенденции были перенесены на “легковую” линейку. Самыми дорогими и престижными стали на тот момент малосерийные “Барсы”, которые помимо удлиненной базы и новых мостов кардинально отличались от “классических” УАЗов и обилием пластикового декора. Впрочем, он оказался вполне к месту.

[singlepic id=1435 w=320 h=240 float=]

Помимо известного всем ульяновцам “Барса”, рассматривались и другие варианты модернизации. Так, на одном из автосалонов был представлен УАЗ с удлиненной базой и металлической крышей повышенной высоты, похожий на мелкосерийный УАЗ LTD, довольно известный в 90-х. В серию машина не пошла, но на ней впервые показали широкой публике, что УАЗ может быть с отпускными стеклами. Потом подобный механизм активно продавался и устанавливался на машины всех желающих одним из ульяновских предприятий.

[singlepic id=1439 w=320 h=240 float=]

Параллельно велась и разработка нового “Симбира” – УАЗов серии 3160. Дизайн разрабатывался на ВАЗе и от аналогий с “десяткой”, разработка которой шла практически параллельно, уйти не удалось – куцый кузов, посаженный на короткобазное шасси, выглядит так же грузно, похож и профиль дверей, и форма капота… Тем не менее, заготовка оказалась годной, особенно с удлиненной базой, и стала основой “Патриота”. Стоит отметить, что 60-й серии так и не удалось побыть крупносерийной, зато она успела обрасти массой модификаций.

[singlepic id=1429 w=320 h=240 float=]

А вот “Патриоту” повезло больше – машину ждал приличный рыночный успех. Примечательно, что первые экспериментальные экземпляры модифицированного “60-ого семейства” заметно отличались от привычных “Патриотов” – формой крыши, задней частью, салоном и т.д.

[singlepic id=1459 w=320 h=240 float=]

Но основные деньги заводу как приносила, так и приносит грузовая линейка. С введением норм Евро стало понятно, что дни легендарной “буханочной” серии сочтены, срочно нужен был новый автомобиль, который на равных сможет бороться с ГАЗовским “Соболем” и подержанными полноприводными минивэнами из Японии. Такой автомобиль был создан. Минивэн “Симба” в разных модификациях не раз демонстрировался на автосалонах и получил довольно неплохие отзывы, но так и не стал серийным. Зато даже в “выставочном” состоянии успел пережить несколько рестайлингов, последний из которых сделал минивэн похожим на “Патриот”. Но конвейерная жизнь “Симбе” похоже не грозит – слишком дорого обойдётся постановка новой машины на конвейер. Тем более, что удалось сертифицировать по новым требованиям и старые “буханки”. Говорят, что недовольные такой судьбой своего детища, с завода уволились конструкторы-разработчики “Симбы”. Если это так, то завод потерял неплохие кадры – минивэн получился очень неплохим для российской машины.

[singlepic id=1427 w=320 h=240 float=]

В середине 2000-х с приходом новой команды управленцев на заводе началась “эра маркетинга”. Одним из её явных достижений стала постановка на конвейер постоянно модернизируемого “Патриота”, а также искусственное появление новой модели – “Hunter”. Латинское название (читаемое по немецки как “Гюнтер”) не изменило сути – в основе Hunter оказался всё тот же 469-й…

[singlepic id=1445 w=320 h=240 float=]

[nggallery id=66]

Оцените новость: