После взбудоражившего ульяновцев переименования центральных площадей регулярно стали озвучиваться идеи перенести памятник Ленина или создать какой-то новый объект на Соборной площади. Насколько эти предложения могут воплотиться в жизнь и какие последствия они будут иметь для Ульяновска?
Раз уж площадь Ленина теперь у Мемориала, то и памятник Ленина должен там стоять – то ли шутливо, то ли всерьез рассуждали некоторые ульяновцы после смены названия центральных площадей города. Прошедшее за пару недель переименование всколыхнуло идеи, уходящие корнями в десятки и сотни лет истории.
Кандидат в главы города Александр Брагин, к примеру, всерьез предлагал переименовать Ленинский район города в Симбирский. А член “Единой России”, сотрудник АНО “Улконгресс” Майис Дадашов в соцсетях обратился к руководству города с предложением поставить на Соборной площади арт-объект, который бы подчеркнул ее новое-старое название.
Казалось бы, пустые рассуждения? Но от них до действий, как мы убедились сами, в Ульяновске проходит совсем немного времени. Тем более, что горадминистрация уже установила у Соборной площади камень с изображением стоявшего на ней раньше Свято-Троицкого собора и призывом “Восстановим историческую справедливость”.
Как оказалось, ульяновские специалисты в сфере градостроительства и архитектуры следят под этим прощупыванием почвы под памятником Ленину с большими опасениями.
“Скоропалительные, конспиративные, без широкого общественного обсуждения переименования улиц и площадей центра города воспринимаются как сознательная, продуманная, многоходовая акция по ликвидации советского культурного наследия в городской среде. Следующим шагом потери идентичности города будет перенос памятника В.И. Ленину и строительство нового Троицкого собора на переименованной площади. Это – огромная градостроительная ошибка, – оценивает эти начинания архитектор Олег Владимиров. – Ценность сложившегося градостроительного ансамбля не только в зданиях, но и в пространстве между ними, организованном особым образом в эспланаду, и сложившихся топонимических названиях. Эспланада – это одна из разновидностей пространственной организации города, в которой свободно стоящие здания объединяются в одно целое системой перетекающих открытых пространств, аллей, площадей, скверов. Во времена монархов, обладающих неограниченной властью, улицы формировались лучами, обязательно направленными в сторону королевского дворца. Такая пространственная композиция была символом абсолютной власти. Эспланада же, в которой нет жёсткой иерархичности, исторически стала другим символом – равноправия, демократии, справедливости. Поэтому, когда площадь Ленина переименовали, то на уровне смыслов ее оторвали от памятника В.И. Ленину и разрушили композицию социального пространства. Архитектурно-художественная ценность городской среды заключается в богатстве ее историко-культурных слоев. Должна сохраняться старая архитектура и создаваться новая. Существуют тактичные градостроительные решения, когда один историко-культурный слой встраивается в другой без тотального разрушения. Это процесс естественного органического развития. Несколько лет назад я пытался обсуждать с заинтересованными сторонами такие подходы, но совершенно напрасно – никаких компромиссов, никакой терпимости, только исторический реванш в виде строительства собора прямо на площади между зданием правительства и памятником В.И.Ленину. Возникает ощущение, что в нашем городе формируется новый виток масштабного уничтожения материальных и топонимических слоев, теперь уже советской истории”.
Руководитель Ульяновского отделения Союза архитекторов Сергей Фролов отмечает, что позицию его коллеги Владимирова поддерживают и дргуие ульяновские специалисты в архитектуре. “Прошло расширенное заседание правления ульяновского Союза, и там было высказано единодушное мнение, что памятник Ленину сам, то, как он стоит, его положение, его скульптурное качество – это шедевр если не мирового, то российского уровня точно. Если посмотреть учебники по монументальному искусству последних 40 лет, он в них присутсввеут именно как образец очень удачного расположения, работы с точки зрения архитектуры, ландшафта и всей градостроительной позиции. Это великолепная работа и скульптора, и архитектора, который частвовал в размещении памятника. Переносить его – убить памятник и убить ценность, которую он несет для Ульяновска. Если мы говорим о туризме, то туристы могут приехать к нам посмотреть только то, что было создано в советское время”.
Специализирующийся на советской архитектуре Михаил Капитонов подчеркивает, что перенос памятников может быть и удачным. Пример тому есть и в Ульяновске. Как раз при создании эспланады памятник Карлу Марксу передвинули и развернули в его нынешнее положение. Но для таких переносов, по мнению архитектора, нужны веские основания и продуманные решение. Идею переносить Ленина на площадь к Мемцентру, потому что она теперь называется площадью Ленина, Капитонов считает абсурдной.
“Это такое популистское решение хозяйственника. С точки зрения архитектуры и градостроительства, композиции и объема, на площади перед Мемцентром ему нечего делать, – объясняет он. – Идея двигать памятник выглядит абсурдной. Это и трата денег и ресурсов, для чего – непонятно. Как попытка сократить количества Ленина, чтобы усилить идею соборности и продолжить десоветизацию – это тупиковый путь. Надо понимать, что здесь важнее не идеологические моменты, это экономически неправильно, это уничтожение нашей идентичности, уникальности. Свой экономический ресурс мы уничтожаем в угоду сиюминутным желаниями”.
Поддерживают архитекторов в их опасениях за судьбу памятника Ленина и скульпторы. “Памятник – это большая ценность, не политическая, я говорю о мастерстве. Автор памятника – выдающийся скульптор Манизер, который работал в Ульяновске. В нашей среде Манизер – как апостол, один столпов скультптурной культуры. И это памятник такого же уровня, как статуя Клио в сквере Карамзина, – рассказывает ульяновский скульптор Дмитрий Потапов. – И пока он там стоит, Ленин на площади Ленина, ничего противоречивого нет. Но вот если он стоит на площади Монастыркой или Соборной, где соборов нет и не будет, все разрушается. Это странный культурный передел. Пусть на площади оставят все, как есть. Обустроят другое место и там делают, что угодно. Тут культурная среда уже построена”.
О значимости памятника и его размещения напоминает и старший научный сотрудник Ленинского Мемориала Валерий Перфилов. “Решение о самом памятнике принимали выдающиеся архитекторы и скульпторы. В его открытии принимало участие около 50 тысяч человек. Сам памятник является уникальным, он получил гран-при на Международной выставке в Брюсселе. Его автор Манизер – один из выдающихся советских скульпторов, – объясняет Валерий Александрович. – Но экспансия действительно будет идти к этому: в начале площадь переименовали, потом говорят, что надо, чтобы площадь соответствовала названию и памятник был на ней, но эта логика идет в разрез с заклинаниями нашей цетральной власти о том, чтобы не раскалывать российское общество. У нас все делается наоборот. Мне вспоминается приезд Колбина, который решил развести памятники по улицам: Гончарова на Гончарова, Маркса – на Маркса и так далее. Но так нельзя, каждый памятник – это особая история, ее надо учитывать. Решения по ним принимались взвешенно, с участием общественности, обсуждались десятками лет, начиная с 1920-х годов. А сейчас решения принимаются одномоментно, без всякого обсуждения, мне кажется, это неправильно”.
Отметим, что если идея переноса памятника Ленину будет рассматриваться официально, решение по ней все же придется принимать долго. Памятник имеет статус объекта культурного наследия федерального значения, поэтому какие-то изменения по нему надо будет согласовывать с правительством России. Но, соглашаются специалисты, хотелось бы, чтобы бывшую площадь Ленина и памятник на ней оставили в покое не из-за боязни бюрократических проволочек, а следуя доводам здравого смысла.
Главное фото – Леонид Лазарев.