Яндекс.Метрика

Болотная площадь: есть ли жизнь в центре гнилых болот?

В поисках болотных огней мы отправились в центр Ушакова леса возле Чердаклов, площадь которого практически полностью заболочена.

В начале 30-х годов около Чердаклов начались активные разработки торфа сразу на двух крупных для левобережья Волги месторождениях – возле озера Песчаное и вблизи поймы реки Урень в ёрнике, который принято называть Ушаковым лесом.

картаторф

По объемам добычи чердаклинский участок практически не уступал репьевским торфоразработкам, ныне погребенными под водами Куйбышевского водохранилища даже несмотря на то, что площадь залежей в пойме была больше. Причина была простой – на репьевских торфоразработках хронически план артелью хронически не выполнялся. А вот в Чердаклах наоборот – в некоторые годы добыча торфа даже превышала плановые нормы. Дело в том, что чердаклинские торфоразработки были напрямую приписаны к спиртзаводу, на котором торф использовался как основной вид топлива. “Нет торфа – нет водки” – нехитрая формула работала, в то время как репьевский торф спросом не пользовался: хозяйствующие субъекты предпочитали дрова, хотя свои неудачи артель торфодобытчиков объясняла то нежеланием подростков трудиться на ручной добыче, то отсутствием механизации на пристани, то плохой погодой.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Через несколько лет после начала активной добычи для работников торфоучастка возле озера Песчаное был построен небольшой поселок из нескольких бараков, названный без особых изысков Торфоболотом.

картаболота

Площадка, где находился поселок, этой весной явно посещалась “черными копателями”, раскапывающими канавы бывших фундаментов с совершенно неясной целью – найти что-либо ценное там вряд ли возможно. Но за попытку спасибо – раскопы позволили упростить поиски бывших бараков.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Сами бывшие торфоразработки находятся в километре южнее поселка вблизи озера Великое и успели порядочно зарасти юдалом и заново заболотиться.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Распространению болота вверх мешает в первую очередь сосновая посадка, расположенная на песчаном увале по границе бывших разработок, посаженная около 40 лет назад.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Болото оказалось крайне перспективным для целей нашего исследования природы болотных огней – в центре этого болота мы зафиксировали повышенную концентрацию почвенного радона, но наиболее интересные болотные угодья оказались расположены в другом месте – с обратной стороны 17 километровой дренажаной системы из канав, которая начинается в болоте Кочкарь прямо на въезде в Чердаклы из Ульяновска и тянется до впадения в Урень вблизи Енганаево.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Системе водоотведения, спасающей поля от заболачивания, а Чердаклы от подтапливания, скоро исполнится 80 лет. Сегодня большая часть этой системы в Ушаковом лесу – это дикие заболоченные места без дорог и без иных троп, нежели кабаньи.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Единственный промысел, которым занимались в канаве – бобровый, развившийся после заселения бобрами левобережья в середине 70-х годов прошлого века. Остатки инструментария для промысла бобра петлями кое-где встречаются до сих пор. Например, в виде сгнившего дощатника.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Сегодня бобры чувствуют себя вольготно. На двухкилометровом участке дренажной канавы мы насчитали более 40 хаток и нор.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Интересно, что бобры в этом месте подгрызают и березы в момент их сокодвижения.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Берега же подгрызают люди, добывая торф в качестве удобрения. В более-менее промышленных масштабах торфяные грунты добывают вблизи карьера за Чердаклами, а садоводы и огородники попроще явно предпочитают самостоятельные раскопки. Впрочем, судя по бортовым УАЗ с торфом, то и дело проезжающих через Енганаево, и не только сами садоводы и дачники.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Чем дальше от дренажной системы, тем глубже болото. За 15 километров по ёрнику нам так и не удалось найти ни одного сухого участка.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Хотя попытки осушения болота с целью посадки делового леса неоднократно предпринимались. Но результатов это не дало.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Кроме тех мест, где сосновный лес был посажен на гривах. Впрочем, он активно втихаря подрубается, что приводит ко вторичному заболачиванию – других деревьев, способных аккумулировать воду, там не растет.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Кроме немногочисленных сосновых посадок вблизи Енганаево и Чердаклов Ушаков лес полностью дровяной. Собственно, добыча дров и формирует те немногочисленные дороги, которые есть в доступных частях болота.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Впрочем, и по ним весной пройти можно только пешком по колено в воде, точно так же как и по остальному лесу. Подобная недоступность хороша для лосей и кабанов и для охотников-промысловиков, развернувших в середине болота охоту с вышек на приваде, хотя подобный отстрел лучше называть добычей.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

На фото ниже гриб, который обычно называют “бабушкина чаша”. Считается, что он является индикатором чистоты почвы. И вполне съедобен, хотя по вкусу и напоминает резину.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Оцените новость: