Серия собраний в ульяновских школах, прошедших в январе этого года, были ориентированы на то, чтобы обратить внимание родителей на эмоциональное состояние своих детей-подростков. Причиной этому стали несколько громких инцидентов с участием школьников как внутри города, так и в масштабе всей России. Этот формат можно рассматривать как тушение пожара. Хотя намного эффективнее любой пожар предотвратить, занимаясь профилактикой. Для родителей, которые не собираются паниковать, а хотят понять, что происходит с их детьми, специалисты ульяновского Центра коррекционной и семейной психологии Светлана Губкина и Мария Илларионова объясняют причины подростковой агрессии и рассказывают о воздействии на психику детей виртуального мира, социальных сетей и действий родителей.
Агрессия – наглядное следствие того, что ребенок проживает один из сложных периодов в своей жизни – «подростковый кризис». На самом деле кризисов в развитии ребенка существует несколько и все они сложные, просто каждый – по-своему. В широком смысле жизнь ребенка – это большой кризис развития, в котором есть относительно спокойные короткие периоды.
В психологии под кризисом понимается этап, характеризующийся повышенной чувствительностью к ближайшим зонам развития ребенка, перестройкой его психических функций, формированием новообразований. Соответственно, в каждый кризис ребенок, переживая в каком-то смысле новое рождение личности, будет вести себя не так, как обычно.
Подростковый кризис особенно важен как период, определяющий целостность личности подростка и, в дальнейшем, уже взрослого человека. Это его способности быть автономным, адаптивным к социальной среде, способным к установлению и поддержанию близкой связи с другими людьми без отрицания своей личности или «растворения» себя в другом.
В это период подростки могут жаловаться на ломоту и боль в суставах, их не устраивает собственное тело, которое изменяется под влиянием перестройки гормональной системы, преследуют частые головные боли. Подросток оказывается в ситуации, когда ему приходится заново учиться управлять собственным телом и эмоциями, как и в период после рождения.
Естественным образом ему будет относительно тяжело проживать этот этап. Но болезненным и крайне длительным кризис может быть только в том случае, когда его что-то тормозит. Метафорически эту ситуацию можно сравнить с затяжными родами. Факторы могут быть разными: травмирующая окружающая среда, обстановка и отношения в семье между родителями и ребенком, отношения между супругами (как бы нам ни казалось, что ребенок нас не видит и не слышит), собственное психическое и физическое, конституциональное состояние подростка, и так далее. Наибольшую роль здесь играют как раз отношения между родителями и самим ребенком.
В это время психика подростка характеризуется максимальной восприимчивостью, а эмоциональные реакции – нестабильностью и внезапностью возникновения. Это происходит вследствие закономерных гормональных и физиологических изменений периода полового созревания. Подросток, обуреваемый «гормонально-эмоциональным» взрывом, со своими внутренними противоречиями и еще не до конца устоявшейся системой ценностей и приоритетов, стремится быть равным не только со своими сверстниками, но и с взрослыми. А они, как правило, еще не готовы принять его «равность». Не найдя отклика и поддержки от близких, он становится одновременно и уязвимым, и агрессивным. А это может сделать его мишенью для манипулирования со стороны других людей. Именно так в школьной среде появляются классические «жертва и агрессор», группировки и антисоциальные движения.
Скачок уровня агрессивности подростка, направленной как на себя, так и на других людей, проявится и, если в его семье есть агрессия или дисгармоничный стиль воспитания.
Кроме того, не стоит забывать про условия, в которых живет подросток. В мире информационной открытости и доступности он может взять за пример для подражания модель поведения человека из внешнего мира, например – общественную личность, пропагандирующую аморальность и безответственность, или преступника, деяния которого осветила пресса.
В соцсетях подросток также может вступить в группы, поддерживающие экстремистские движения, жестокость и насилие. Найдя себе «друзей-единомышленников» и «готовую инструкцию» к действиям, неуравновешенный и агрессивный подросток начинает себя реализовывать, становясь истинным агрессором и рискую превратиться в преступника.
Чтобы предотвратить переход от условно нормальной агрессивности в неконтролируемые приступы агрессии, необходимо разобраться с первопричинами, вызывающими внутренний дискомфорт и напряжение. Как это сделать?
Вначале стоит «услышать» своего ребенка, научиться задавать «правильные» вопросы, которые не пахнут показным интересом и не являются «дежурными». Вместо «Как дела в школе?», «Ты уроки сделал?» спросите:«Что было хорошего сегодня?», «Как дела у твоих друзей?» «Ты сегодня встретился со своей девушкой?» и так далее. Возьмите за правило в своем общении с вашим подростком следовать трем принципам: открытость, принятие и уважение. Это именно то, что так ценят подростки.
Конечно, в меру влияния современных реалий, основная задача родителя, к сожалению, сужается до финансового обеспечения семьи, а воспитательная функция перекладывается на школу, других членов семьи – бабушек и дедушек, сверстников и улицу. Так и складывается хаотичное неконтролируемое воспитание ребенка, приводящее к отсутствию у подростка устоявшихся норм и правил.
Кроме того, в нашей культуре не принято безопасно освобождаться от негативных эмоции, например, покричав в подушку или порвав листы бумаги. Обычно это происходит спонтанно, в виде ссор и криков на других людей, как далеких, так и близких. Поэтому периодическое снятие эмоционального напряжения в безопасном режиме (которому вы его обучите и наглядно, и теоретически), позволит сохранить душевное равновесие и ваше, и вашего ребенка.
Также стоит обратить внимание и на поведение ребенка. Существуют основные признаки нормального прохождения подросткового кризиса. К ним относятся: стремление подростка «оторваться» от семьи, желание больше времени проводить в компании сверстников, отсутствие беспрекословного выполнения родительских указаний, нетерпимость или равнодушие к «воспитательным лекциям».
Обращать пристальное внимание стоит на поведение не нормотипичное, указывающее на наличие психотравмирующей ситуации. У нее могут быть следующие признаки:ребенок замкнут, тревожен, закрыт для любых контактов, присутствуют вспышки неконтролируемой ярости, отмечается депрессия, враждебность и так далее.
При таком поведении внимательному родителю необходимо обратиться за помощью к специалисту, работающему в сфере психологического консультирования детей и подростков. Это позволит обезопасить ребенка от последующих негативных последствий, например, в виде попыток суицида и правонарушений.
В последние годы родители нередко обвиняют в отдалении от них детей соцсети. Но как психолог я бы расставила акценты в этой цепочке по-другому: уход ребенка в соцсети – это не причина, это следствие отдаления ребенка от родителей. Причина, по которой ребенок нашел себе спокойствие и атмосферу принятия в соцсети, как правило, кроется в его отношениях с семьей и сверстниками.
Каждому человеку нужно понимание, что его любят и принимают таким какой он есть: с его оценками, характером, его метаниями и эмоциональными перепадами. Особенно это важно подросткам, которые по большому счету сами не понимают, что с ними происходит. Казалось бы, взрослые должны их поддержать, так как они уже прожили этот этап. Но часто взрослые сами становятся такими же детьми и вступают в бессмысленную борьбу со своими подростками.