Яндекс.Метрика

Тень кнута и запах пряника

Депутат Госдумы Владимир Гутенев посетил ульяновскую помойку и предложил метод борьбы со свалками: суровый кнут и вкусный стейк в совокупности с огромными мусоросжигательными заводами. Напомнили депутату и про проблему строительства цемзавода.

Формальным поводом для визита депутата оказался проект ОНФ по ликвидации несанкционированных свалок. Одну из самых знаменитых помоек Ульяновска ради этого случая и решено было продемонстрировать господину Гутеневу. Речь идет про неиссякаемый источник мусора на малой объездной Сельдинского шоссе в районе Карлинской рощи.

Cвалку город периодически убирал, но каждый год мусор снова оказывался на своем «законном» месте.

Еще по теме:

Несанкционированная свалка на этом месте существует уже много лет. На встрече говорили про 2012-2013 годы, но на самом деле свалке уже больше десяти лет — фотожалобы на неё поступали к нам еще в 2008-2009 годах, когда мы запустили сервис «Добавь свалку на карту», близкий по идеологии к «фронтовскому» проекту kartasvalok.ru.

К обозначенному 2012 году свалка была уже вполне знаменитой, тем более, что она располагается буквально в 300 метрах от ворот Карлинской рощи, то есть рядом с дачей губернатора. С тех пор свалку город периодически убирал, но каждый год мусор снова оказывался на своем «законном» месте. В Сельди началось массовое жилищное строительство на месте бывшего пустыря, а его отходы отправлялись напрямую на подзабытую дорогу, оказавшуюся очень удобной для вывоза мусора — хороший подъезд, тишина, никаких лишних глаз. И, конечно же, никакой ответственности.

P1017428

В-общем, место для встречи с депутатом оказалось показательным — за летний сезон обочина опять оказалась серьезно завалена мусором.

Масштабы помойки господин Гутенев, облаченный в дорогой костюм и в ослепительно чистые ботинки, оценил как незначительные и рассказал, что убрать её несложно. Почему же не убирают?

«Должен быть настоящий кнут, чтобы им было больно бить, и не запах пряника, а такой хороший стейк. Хорошо работаешь? Вот тебе кусок мяса и ешь!»

Еще по теме:

Причины оказались все теми же, о которых мы писали уже неоднократно лет 12: город ссылается на отсутствие средств, предписания прокуратуры игнорируются, зоны ответственности землепользователей неясны и так далее. Всю совокупность этой ситуации господин Гутенев описал аллегорически — фразой «тень кнута и запах пряника». «Должен быть настоящий кнут, чтобы им было больно бить, и не запах пряника, а такой хороший стейк. Хорошо работаешь? Вот тебе кусок мяса и ешь!» – отметил депутат, проиллюстрировав свой тезис опытом борьбы за лесовосстановление. По его словам, резкое увеличение штрафов, фотофиксация и запуск реестра недобросовестных лесопользователей качественно изменили ситуацию с тем, что арендаторы лесов не спешат их восстанавливать. К подобным решениям депутат призвал и активистов ОНФ — давить на чиновников и муниципалитеты и добиваться уборки свалок.

Депутат ЗСО Геннадий Антонцев в этой связи напомнил, что в несанкционированных свалках виноват не муниципалитет, а люди, которые непосредственно наносят вред, т. е. гадят, но не несут за это практически никакой ответственности. «Я проанализировал полгода работы нашего Роспотребнадзора [по соответствующей статье КоАП — от ред.] – было привлечено 10 физических и 11 юридических лиц — это ни о чем» – отметил господин Антонцев, тем самым фактически проиллюстрировав определенную иллюзорность борьбы с несанкционированными свалками, которую ведет ОНФ. Ведет, кстати, судя по специальным рейтингам фиксации свалок и их ликвидации, средне, находясь в середине списка всех российских регионов по показателям уборки помоек, подобных Карлинской.

Получается, что с кнутом для нарушителей проблемы, а ликвидация становится заботой муниципалов. То есть, срабатывает простой механизм — чем больше в бюджете денег, тем больше помоек будет убрано.

По словам господина Левитаса, к нему приходит очень много потенциальных инвесторов, желающих построить мусоросжигательный завод.

Еще по теме:

Но, судя по словам господина Гутенева, в нынешних условиях кардинальных механизмов изменения ситуации нет. Разработанные регионами «мусорные» территориальные схемы он описал как явно недоработанные, а других качественных механизмов пока нет — вред будет продолжать накапливаться. Либо распределенно, в форме помоек, либо интегрально — в виде полигонов. Без кардинального изменения технологии не обойтись.

Об этом напомнил ульяновский эколог Лев Левитас. По словам господина Левитаса, к нему приходит очень много потенциальных инвесторов, желающих построить мусоросжигательный завод, но предложенные проекты вряд ли можно считать экологичными. В качестве обратного примера эколог привел мусоросжигательный завод в Китае, который он посетил во время визита на цементный завод корпорации «Конч». «Там температура 1800 градусов!» – отметил господин Левитас и высказался «немного против» раздельного сбора мусора. Реконструкция этой логики на наш взгляд такова: при 1800 градусах сгорит любой мусор.

С мнением ульяновского эколога депутат не согласился, отметив, что наибольшие перспективы он видит у проектов наподобие тех, которые уже реализуются в Подмосковье, и представляют собой гигантские комплексы «ценой по 40 миллиардов рублей», которые занимаются и переработкой (после раздельного сбора) и сжиганием мусора. По словам господина Гутенева, подобные заводы строятся и должны строиться с использованием зарубежных технологий, но при условии соучастия местных поставщиков, которые берут на себя строительные работы, поставку части материалов и так далее. В качестве примера депутат привел Швейцарию, где, по его словам, территории борются за право разместить на своей территории мусороперерабатывающий завод. Господин Гутенев отметил, что раньше знаменитые швейцарские озера были завалены мусором, а после запуска заводов эта проблема исчезла.

Расспросить подробнее про другие способы борьбы с мусором нам не удалось – разговор переключился на острую проблему строительства цементного завода вблизи Подкуровки. Депутату передали папку с подписями против строительства.

Вот если чиновник отконвертирует это для себя в оффшорку как временщик, значит, мы не досмотрели. Но полностью говорить инвестору «вы нам не нужны» – бред полный, президент говорит о другом.

Еще по теме:

«Я не стал бы оценивать ситуацию благодушно и в розовых тонах, но исходя из тех документов, которые приходили к нам в Общероссийский народный фронт, те, которые поступили в Думу, я не вижу поводов для такой острой реакции» – отметил депутат и проиллюстрировал свой тезис целым рядом аргументов, показывающих неплохое знание сложившейся ситуации. Разрешение конфликта господин Гутенев видит в налаживании контроля:

«Мне кажется, что надо инвесторов привечать, но с ними очень жестко работать, чтобы ни один чиновник не подмахнул проект, который не экологичный, проект, который не предусматривает лесовосстановление, проект, который не предусматривает социальные дополнительные вещи помощи населению. Вот если чиновник отконвертирует это для себя в оффшорку как временщик, значит, мы не досмотрели. Но полностью говорить инвестору «вы нам не нужны» – бред полный, президент говорит о другом».

P1017431

По словам господина Гутенева, минусы возможного проекта носят гипотетический характер, а вот плюсы очевидны. В первую очередь депутат отметил серьезные объемы инвестиций, которые носят реальный, а не портфельный характер:

«Я хочу сказать, что инвестиции там 300-400 млн долларов. Не портфельные инвестиции, которые завели под акции, а потом вывели, а инвестиции в производство, где создаются рабочие места, где создается налогооблагаемая база. Это то, за что конкурирует губернатор, то, за что проводят форумы — то сочинский, то дальневосточный – чтобы кого-то затащить».

«Он построил завод, он его не перевезет — ни в Англию, ни в Китай, никуда» – резюмировал господин Гутенев.

Еще по теме:

Вторым основным тезисом стал рост конкуренции:

«Можно говорить, что есть угроза экологии, но нет ли угрозы монополистам? Когда один производит цемент, вздувает цены. Мне кажется, что если будет избыточное предложение, то явно цены на цемент уменьшатся. Цены на цемент уменьшатся, дешевле будет жилье. Я уверен, что избыток предложения всегда приводит к снижению цены.

“Компания, которая заработала много денег и готова вложить 500 миллионов, — идиоты”.

Еще по теме:

Давайте с вами рассудим. Вот если бы не было бы возможности сбывать продукцию, пришли бы инвесторы? Не пришли. Они понимают, что смогут продавать дешевле сейчас, чтобы отбиться. Мы с вами покупаем сейчас по завышенной цене стройматериалы и цемент. Если они считают, что могут продавать дешевле и вкладывают 400-500 миллионов, значит они будут продавать. Продавать дешевле» – рассказал депутат и добавил, что если в регион придут чужие деньги, то инвесторы будут «завязаны у нас». «Он построил завод, он его не перевезет — ни в Англию, ни в Китай, никуда» – резюмировал господин Гутенев.

Но откуда уверенность в том, что цемент, пусть и более дешевый, будет пользоваться спросом на фоне того, что те самые конкуренты сейчас работают «вполнакала»? На выражение нами этих сомнений депутат среагировал эмоционально: «Ну значит они ошиблись — вложат деньги, а там останется завод. Значит, они дураки. Компания, которая заработала много денег и готова вложить 500 миллионов, — идиоты».

Читать дальше:

Оцените новость: