Яндекс.Метрика

Мелом на воде написано

У противников строительства цемзавода в Тереньгульском районе появился новый серьезный аргумент. По словам бывшего главного геолога института “Ульяновскгражданпроект” Ивана Мирошникова, площадка, на которой планируется добывать сырье для нового цементного завода “Конч” в Тереньгульском районе попадает в зону санитарно-защитной охраны Свияжского месторождения подземных вод. Его предлагается использовать для альтернативного источника водоснабжения правого берега Ульяновска.

Ульяновский общественный активист Наталья Лазарева отправила обращение к президенту страны Владимиру Путину, а также в министерство экологии России, центральный штаб ОНФ, Госдуму, Федеральное агентство по недропользованию, Совет Федерации. В документе излагается точка зрения известного в Ульяновске, находящегося сейчас на пенсии гидрогеолога Ивана Петровича Мирошникова, почетного разведчика недр РФ, заслуженного эколога Ульяновской области, почетного строителя РФ , бывшего начальника Ульяновской геологоразведочной экспедиции, бывшего главного геолога института «Ульяновскгражданпроект», бывшего главного государственного инспектора Ульяновской области по охране природы, бывшего эксперта по вопросам инженерно-строительных изысканий ОАУ «Ульяновскгосэкспертиза».

Мирошников, указывается в обращении, в свое время участвовал в разведке и оценке Свияжского месторождения подземных вод. Одновременно гидрогеолог работал и на разведке месторождения мела в Солдатской Ташле, которое планируется разрабатывать для китайского цемзавода фирмы “Конч”. Напомним, планы по строительству завода вызвали неоднозначную реакцию местных жителей. Они уже отправили к президенту обращение о недопустимости его создания.

Как сообщил Иван Мирошников Наталье Лазаревой, меловой карьер для будущего завода попадает в границы третьего пояса защитно-санитарной зоны Свияжского месторождения подземных вод. По СанПиН, разработка недр в этом поясе источников водоснабжения запрещена, необходима охрана поверхностных вод, связанных с подземным водоносным горизонтом. По мнению гидрогеолога, если будет начата разработка карьера на месторождении мела, водоносный горизонт может быть загрязнен, запасы воды в месторождении уменьшатся, пострадают родники на прилегающих территориях.

Автор обращения в своем блоге цитирует ответы гидрогеолога на вопросы о последствиях разработки карьера:

“- Добыча мела повлияет на состояние подземной питьевой воды, которую собираются добывать в Свияжском месторождении?

– Да, очень. Я нанес эти угловые точки, участок месторождения подземных вод они выбрали большой, длинный, вытянутый по правому берегу Свияги. Но, он верхней частью приближается к лесу, всего 1,5-2 км, а контур подсчета почти идет по 200й горизонтали, вот это приблизительно и есть контур месторождения.

Крайняя северо-восточная точка (вторая угловая точка участка месторождения вод, юго-восточнее п.Екатериновки) от контура мелового месторождения Солдатская Ташла приблизительно всего в 2-2,5 км. Но учитывая, что меловой карьер будет большего размера, потому что надо еще гасить борта, чтобы они были не обрывистые, а пологие, имели откосы, чтобы вынуть мел, он будет в районе всего лишь 2 км.

И направление грунтового потока здесь будет прямо из-под месторождения мела в это месторождение подземных вод. На юг — юго-запад. В сторону р.Свияга. Так что расположение — крайне неблагоприятное, самое неблагоприятное направление грунтовых вод.

– Почему? Каков механизм загрязнения водоносного горизонта меловым карьером?

– Там лежит слой мела. Нижние слои мела( приблизительно 2-3-4-может, 5 метров) обводнены. Это еще не тот водоносный горизонт, который используется для водоснабжения, а другой —расположенный сверху, над ним. Но все потоки подземных вод, которые идут в нижезалегающий горизонт, они, эти потоки, проходят и через горизонт мела. И вся ценность этой подземной воды состоит еще в том, что эта вода, пройдя через такую толщу мела, освобождается от всякого загрязнения, проходит через великолепнейший фильтр. Но раз эта вода проходит через фильтр, а мы на такой огромной площади раскопаем/откроем этот пласт мела на поверхность, всё что у нас есть на поверхности, пойдет напрямую в толщу мела.

Сейчас он перекрыт до 30 метров, на нем лежит глауконитовая толща песков, песчаников, и они дополнительно фильтруют воду, до того, как она попадет в мел. А когда будет карьер, вся эта «вскрыша» будет открыта. Она на этом месторождении от 15-16 до 30 метров. Будет отдельное хранилище вскрыши, ее судьба будет решаться отдельно. А весь мел будет лежать открытый, и поэтому все, что на поверхности есть, все будет попадать в грунтовые воды.

Выработка (карьер для цемзавода) перехватит весь поток подземных вод, не только самого водоносного горизонта, самого основного, который окажется ниже под разрабатываемым мелом. Из разрабатываемого карьера пойдет загрязнение в водоносные горизонты, по направлению разгрузки, по направлению грунтового потока, грязь частично пойдет и в этот водозабор.

А поскольку водозабор будет сосать, тянуть на себя из этого горизонта, в него будет направлен грунтовый поток отовсюду. К скважинам, из которых насосы будут откачивать питьевую воду будет поступать и весь поток загрязнения, который будет производить цементный карьер. В депрессионную воронку, которая сформируется, когда заработает водозабор, всё равно попадет меловой карьер, она из-под него будет тянуть все.

Тут надо что-то одно: или карьер или водозабор.

– Как повлияет карьер цемзавода на запасы Свияжского месторождения?

– Будет дрена, которая уменьшит запасы Свияжского месторождения. Там будут сложнейшие «взаимоотношения», условия грунтовых вод. По водоносному горизонту будет тащить вода пониже, чем сам мел, тоже водоносный в нижней части. При выработке мела более глубокий водоносный горизонт лишится подпитки сверху, потому что карьер перехватит поток меловых вод, поэтому запасы питьевой воды уменьшатся.

Сам водозабор лежит под мелом. Под мелом еще небольшая толща глин, а потом будет переслаивание мергелей, сами мергеля, и, глубоко, водоносный горизонт. Но он подпитывается не только по горизонтали водой, подтекающей по водоносному горизонту, она идет и по вертикали тоже.

Мел несет «меловую» воду, она просачивается через глины, потому что глины там трещиноватые, есть довольно широкие вертикальные трещины, и эти глины водопроницаемые, сквозь них проходит вода и подпитывает водоносный горизонт водозабора. Поэтому, когда образуется карьер, в этот карьер вся меловая вода начнет стекать. Таким образом подпитки сверху в этом месте водоносный горизонт лишится, ее не будет, поэтому общие запасы воды несколько уменьшатся».

– Как меловой карьер повлияет на родники и водоснабжение сел вокруг?

– Родники на прилегающих территориях пострадают, но в разной степени: молодые родники пострадают, более старые —не очень, но состав воды изменится в любом случае. И тем, кто занимается водозабором и тем, кто занят карьером, надо напрямую во всех экспертизах иметь в виду этот водозабор, который на себя «потянет» карьер, попадающий как раз в защитную санитарную зону. Тут вопрос, кто раньше.

– При разработке карьера в нем появится поверхностная вода. Она имеет связь с используемым водоносным горизонтом?

– Да, депрессионная воронка водозабора, будучи по уровню ниже, «подсосёт» её, независимо от расстояния, так или иначе будет подтягивать эту воду.

– Можно ли вообще вокруг мелового карьера «охранять» грунтовые воды, «изолировать» дно карьера, в котором скапливается вода, чтобы попытаться исполнить требования об обязательных охранных мероприятиях СанПин 2.1.4.1110-02?

– На таких площадях это невозможно, в любом варианте это исключается, не нужно, чтобы в санитарной зоне такие вещи были. Не зря говорим о том, что либо одно либо другое. Нет таких мероприятий. Этот пункт СанПин к карьеру не относится. Карьер —активный загрязнитель. Он не просто лежит, мы под него «какую-то пленку подстелили», и этим избавились от загрязнения. Он действует. Активно действует и мы его изолировать никак не можем.

– Если кто-нибудь после себя захотел бы оставить не карьер, а заполнить обратно, повторить тот же природный фильтр подземных вод тех же гидрогеологических условий?

– Если даже будет рекультивация, это вообще будут совершенно другие гидрогеологические условия.

Если водозабор рассчитывается на 25 лет, на эти же 25-30 лет рассчитывается и работа цемзавода и месторождения. Цемзавод перекроет по срокам работы водозабор. И поэтому источник загрязнения для водозабора будет «вечным». Если разработка карьера начнется, она будет идти 30, 40, может и 50 лет. Потому что кто же закроет цемзавод через 30 лет? Будет работать, будут находить рядом новые месторождения, это месторождение будет расширяться, доразведываться и тд и тд. Площадь нарушенных всех гидрогеологических условий водозабора будет расти”.

Наталья Лазарева просит президента страны защитить безопасность более 400 тысяч живущих на правом берегу города ульяновцев, местных жителей Тереньгульского и Кузоватовского районов и аннулировать соглашение по строительству завода.

Оцените новость: