Яндекс.Метрика

Полёт фантазии продолжается: губернатор вновь вспомнил про струнный транспорт

17 Янв 2017 Аналитика Dinika

На Гайдаровском форуме губернатор Ульяновской области вновь вспомнил про идею струнного транспорта, которая за прошедшие годы успела приобрести не самый однозначный ореол ввиду «излишне инновационной модели финансирования». Эту модель зачастую называют «новым МММ», «финансовой пирамидой», а власти Литвы и вовсе окрестили мошенничеством. При этом в основе этой идеи лежал ульяновский проект, поддержанный лично губернатором. Как это было?

струна2

24 ноября 2009 года в Ульяновске проходило заседание президиума Госсовета по вопросу инновационного развития транспортного комплекса под председательством Дмитрия Медведева. Тогда регион активно готовился к мероприятию, а речь на Госсовете ульяновского губернатора, а также ответ на неё господина Медведева, очень быстро разобрали на цитаты — в свое, не очень длинное, выступление губернатор Сергей Морозов успел вложить все инновационные зачины, о которых до этого упоминалось вскользь — и «летающие тарелки», то есть дирижабли для Арктики, и модернизированный самолет «Руслан», и струнный транспорт небезызвестного Юницкого.

Выступление губернатора вызывало смешки в зале, но Дмитрий Медведев неожиданно встал на сторону губернатора: «Я посмотрел, тут наши коллеги, представляющие крупнейших российских перевозчиков, так, улыбались в кулак, но напрасно: иногда нужно уметь мечтать». Впоследствии многочисленные сайты для поиска «венчурных инвестиций» под проект струнного транспорта SkyWay Юницкого неоднократно ссылались на эту фразу Медведева как на пример поддержки технологии на самом верху. Надо отметить, что небезосновательно — одним «умением мечтать» дело тогда не ограничилось.

Буквально через неделю после Госсовета в неизвестном направлении пропала экспериментальная трасса с полигона струнного транспорта в подмосковной Дубне, построенная ООО «СТЮ-Дубна» – компанией Юницкого, которая попала в число резидентов особой экономической зоны подмосковного города.

Та трасса незадолго до Госсовета успела прогреметь на всю страну в виде фотографий с презентации инновационной технологии ряду чиновников. На этих фотографиях был изображен грузовик ЗИЛ, медленно передвигающийся под двум подвешенным на стойках рельсам. Судя по описанию, струнным: в форме короба, в котором натянут стальной трос. На тот момент эта трасса была единственным прототипом «инновационной транспортной системы», которую много лет весьма активно продвигал сам Юницкий. Трасса, судя по всему, пропала вместе с ООО «СТЮ-Дубна»: решением общего собрания этого ООО от 2 ноября того же года его было решено реорганизовать в ОАО «Центр струнных технологий», которое оказалось зарегистрировано в Ульяновске на улице Рылеева.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, окончательно созданное в начале 2010 года акционерное общество оказалось крупнейшим в области юридическим лицом, созданным физическими лицами, по размеру уставного капитала — в фонд общества учредители внесли 4,88 миллиарда рублей.

Этими миллиардерами-участниками оказались: сам изобретатель технологии Анатолий Юницкий с долей в 3,42 миллиарда, его сын Денис с долей в 244 миллиона, а также директор ОАО Виктор Узлов и госпожа Надежда Косарева.

Экономия на топливе за счет внедрения струнного транспорта может превысить бюджет РФ

Казалось бы, регион наконец-то заполучил серьёзного инвестора, готового инвестировать в уже нарисованную к этому времени в формате презентации сорокакилометровую трассу струнного транспорта по городу Ульяновску. Но ситуация была несколько иной.

Согласно данным о реорганизации ООО «СТЮ-Дубна» путем преобразования в ОАО, структура капитала создаваемого акционерного общества выглядит следующим образом: 10 тысяч рублей уставного капитала ООО плюс 4,88 миллиарда рублей, которых ни в каком виде нет — в эти деньги участники ОАО оценили собственную интеллектуальную собственность.

Даты реорганизации позволяют предположить, что регион еще до Госсовета не только провел переговоры с Юницким, но и достиг вполне определенных договоренностей, которые и привели в итоге к созданию ОАО под конкретный проект.

Впрочем, гадать о деталях этого проекта не приходится. Через два дня после Госсовета на свет появилось инвестиционное соглашение между правительством Ульяновской области и ООО «Струнный транспорт Юницкого», в котором четко обозначены базовые направления совместной работы: строительство полигона струнного транспорта в Ульяновске, создание центра продаж и школы подготовки специалистов, развитие струнных технологий, а также строительство той самой трассы в Ульяновске уже в 2012 году.

Откуда планировалось брать реальные деньги для реализации задуманного? На этот вопрос находится ответ в многостраничной презентации бизнес-плана ОАО (есть в распоряжении редакции), адресованный венчурным фондам и «гражданам России и других стран, готовых изменить будущее Российской Федерации и вложить свободные финансовые средства в покупку доли ОАО «Центр Струнных Технологий» и уже через 3 года приумножить свои вложения в несколько раз за счѐт дивидендов и капитализации технологий, обеспечив свою финансовую независимость и социальную стабильность».

Весь этот опыт можно сравнить, например, с опытом великого физика А.Эйнштейна

Этот документ, подготовленный в феврале 2010 года, отличается пространностью изложения в совокупности с грандиозностью описываемых планов. Так, например, до «потенциальных инвесторов» доносится информация, что экономия на топливе за счет внедрения струнного транспорта может превысить бюджет РФ, что использование струнных рельс для прокладки в них коммуникаций может сократить необходимость в спутниках и выстроить альтернативную коммуникационную сеть, а сам струнный транспорт полностью перестроит всю транспортную структуру не только России, но и всего мира. Самого же Юницкого сравнивают с Энштейном. «У разработчика СТЮ ушло на аналитику, до подачи первой заявки на изобретение по СТЮ, 17 лет. Это сэкономило, при разработке отраслеобразующего направления в транспорте, в поисковых работах, более 5 млрд. евро, в сравнении с аналогичными затратами «Siemens». Были получены дополнительные знания и опыт. За это время А.Э. Юницкий помог почти 2 000 инноваторам Гомельской области стать изобретателями. Весь этот опыт можно сравнить, например, с опытом великого физика А.Эйнштейна, который не скрывал факт того, что, только поработав несколько лет в патентном ведомстве, он научился «отделять зѐрна от плевел», что помогло ему в дальнейшем создать теорию относительности».

Подобным описаниям заслуг посвящено около половины документа, остальная часть бизнес-плана отведена экономическим расчетам, которые сводятся к декларированию возможной прибыли частных инвесторов, которые готовы купить акции проекта, обеспеченные фактически только интеллектуальной собственностью учредителей, которая, якобы, была оценена в сумму 4,88 миллиарда рублей «независимыми оценщиками».

струна3

Подобная ситуация неоднократно вызывала у экспертов подозрения в том, что SkyWay функционирует по принципу банальной «финансовой пирамиды».

Проще говоря, модель предполагала торговлю на розничном рынке (краудинвестиции) долями в интеллектуальной собственности. По задумке авторов плана, уже в 2012 году у ОАО должно было набраться за счет такого финансирования достаточно денег для запуска экспериментальной трассы и окончания НИОКР. Кроме того, в документе обозначены и намерения нескольких потенциальных заказчиков струнных трасс. В их число попала и Ульяновская область.

«Что касается строительства городской подвесной трассы СТЮ по маршруту “Новый город – Центр – Дальнее Засвияжье”, то её инициатором выступили областные власти. В настоящее время, совместно с представителями областной Администрации Ульяновской области и СТЮ, проведены переговоры с потенциальным инвестором данного проекта, который высказал заинтересованность в его реализации. Была достигнута договорённость, что областная Администрация выступит заказчиком предпроектных работ по данной трассе, которые ответят на вопрос трассировки, количества станций и их назначения, пассажиропотока, цены проезда, примерной стоимости всей трассы в целом и т.п. После чего инвестор будет готов приступить к реализации проекта в самое ближайшее время» – отвечали в то время на вопрос о судьбе трассы в Ульяновске представители структур Юницкого, намекая на то, что помимо краудинвестинга существуют и более крупные источники финансирования проекта.

image description

Именно под схему подобных инвестиций и подписалась область. Согласно плану, базирующееся в Ульяновске инновационное ОАО должно было уже в 2010 году начать сбор инвестиций, продавая акции по 10 рублей, по которым обещалась прибыль в 19 рублей уже в 2012 году, когда должны были заработать первые струнные трассы. Дело было за малым — начать розничную продажу этих акций всем желающим.

В итоге так и вышло, но уже вне Ульяновской области — в начале 2011 года ОАО с грандиозными планами было ликвидировано, а про проект в регионе, как тогда казалось, забыли.

Главный актив компании — интеллектуальная собственность, – оценивается уже в 400 000 000 000 $.

Но описанная в бизнес-плане для региона концепция все-таки начала реализовываться структурами Юницкого в виде проекта SkyWay — краудинвестиционной площадки, завязанной на юридическое лицо в оффшоре, которое через партнеров и напрямую ведет продажу акций «струнного транспорта» всем желающим. При этом, согласно заявлениям на сайтах SkyWay, главный актив компании — интеллектуальная собственность, – оценивается уже в 400 000 000 000 $. Инвесторам в будущем обещают солидные пожизненные выплаты, а планы развития уже просто завораживают.

Кроме того, участникам инновационного проекта предлагалось стать представителями компании, занимаясь привлечением новых инвесторов за 15% от суммы их вклада, что к настоящему времени привело к появлению сотен партнерских сайтов и целой сети распространителей. По данным сразу нескольких журналистских расследований, в «струнные инвестиции» активно ударились и сети, сформировавшиеся вокруг «МММ», продолжая действовать по накатанной схеме. Подобная ситуация неоднократно вызывала у экспертов подозрения в том, что SkyWay функционирует по принципу банальной «финансовой пирамиды».

струнаа

Впрочем, судя по публикации delfi.lt, оценочными суждениями дело не ограничилось. Как сообщает литовское издание, в 2015 году господин Юницкий стал предметом интереса литовской прокуратуры «в связи с мошенничеством, незаконной хозяйственной, коммерческой, финансовой деятельностью и легализацией приобретенных преступным путем средств». В этой связи отметим, что Литва стала третьей страной-площадкой для реализации задумок Юницкого после России и Австралии, где почему-то построить обещанные трассы не получилось. В Литве тоже этого сделать не удалось. Ныне проект Юницкий пытается реализовать под Минском, где заложена очередная экспериментальная трасса, возводимая на деньги инвесторов.

Именно туда, судя по высказыванию на Гайдаровском форуме, и собрался ехать в феврале губернатор Сергей Морозов для того, чтобы посмотреть на результаты и, возможно, возобновить проект строительства в Ульяновске струнной трассы с одного берега Волги на другой… То есть, история вполне может повториться – ведь, фактически, речь идет о возвращении к планам 2010 года.

Здесь стоит отметить, что из всех регионов, которые в свое время выражали интерес в отношении струнного транспорта, только Ульяновская область осталась до сих пор верна этой идее. Остальные регионы, которые были упомянуты в бизнес-плане 2010 года как места для реализации струнных трасс, с тех пор про Юницкого с его проектами больше, по крайне мере публично, не вспоминали. Наверное, им не хватало полета фантазии…

Читать дальше:

Оцените новость:
  • (9 голосов, средний: 4.56 из 5)
    Загрузка ... Загрузка ...