Яндекс.Метрика

Круговое движение: как инновируют образование

На днях областное Агентство передовых инициатив, технологий, проектов хвалилось перед журналистами достижениями в области внедрения в регионе «инновационного технического и дополнительного образования». Инновации должны прийти на смену обычному, не инновационному, дополнительному образованию детей, систему которого фактически демонтировали. Ради чего? Мы откликнулись на приглашение Агентства и отправились осматривать инновационные «объекты».

Первыми поняли куда ветер дует местные коммерсанты, запустив в Засвияжском районе образовательный проект для детей «Инженерка». Туда мы и отправились в первую очередь осматривать достижения инновационного образования.

Достижений показали два. Первое — ветрогенератор с лопастями от детского ветрячка, который, при обдувании его из фена для сушки волос, успешно заставляет загораться обычный светодиод. Этот проект молодых воспитанников «Инженерки» даже занял призовое место на каком-то инновационном конкурсе.

SAM_0432

Второе достижение — фанерный домик с дверцей, при открытии которой тоже загорается светодиод. Модель «умного дома» – детище детей постарше, выполнено уже на базе Arduino с набором стандартных китайских датчиков и обвязки. Есть даже экранчик.

SAM_0433

Необходимо развивать только то, что ложится в рамки технологий, включенных в НТИ.

Еще по теме:

Мы не смогли устоять и быстренько нарисовали на бумажке альтернативную схему с аналогичным функционалом себестоимостью в 12 рублей — фотодиод, резистор, конденсатор. Юный изобретатель воодушевился перспективами «устаревших технологий», но воплотить никак не инновационное решение, описанное еще в книжке «Юным радиолюбителям» 1956 года издания, не удалось — конденсаторов в «Инженерке» не обнаружилось.

Собственно, как и других неприятных атрибутов, сопровождающих советские и пост-советские кружки дополнительного образования: запаха клея, стружки от токарных станков, аромата канифоли и дыма от паяльников вокруг столов, заваленных проводами и деталями. Ныне все это считается устаревшим.

В ходу другая история, которая получила название «Кружковое движение». Это детище федерального Агентства стратегических инициатив (АСИ) в рамках глобального проекта «Национальная технологическая инициатива» (НТИ), по которому АСИ отчитывается напрямую президенту.

Идея проекта построена на форсайтах, создаваемых группой экспертов инновационным способом — путем ежегодного совместного круиза по Волге на нескольких кораблях. Итогом подобного подхода оказался список тех технологий и наработок, которые будут актуальны через 5-10 лет. Именно их АСИ и предлагает внедрять в России, чтобы страна оказалась впереди планеты всей. Собственно, этим базовая идея и исчерпывается.

Проблема в том, что эта кипучая деятельность получила массированную федеральную поддержку, в том числе и законодательную. За внедрение правильных технологий ныне спрашивают, инновационизирование регионов учитывается статистикой, ученые активно обосновывают необходимость внедрения: написано уже более десятка книг про различные методики построения рейтингов инновационного развития и внедрения тех технологий, дорожные карты по которым были придуманы во время круиза.

В рамках оптимизации системы дополнительного образования в городе оставили лишь два центра, где вообще есть какие-то кружки.

Еще по теме:

Именно для решения проблемы необходимости следования этому тренду, а также демонстрации готовности к реализации других инициатив АСИ, и было создано в области Агентство передовых инициатив, технологий, проектов. Достижения уже есть. На сайте Агентства каждый желающий может увидеть раздел «Банк проектов», в котором отражены уже принятые меры поддержки. Проекты самые разнообразные — инновационный Буквоскоп, предложенный Карамзинским фондом поддержки культурно-исторического наследия, народный коллектив «Хор русской песни», программа воспитания чувства патриотизма и прочие аналогичные проекты, на поддержку которых область традиционно выделяет придворным НКО деньги. Изменилась только оболочка — теперь часть из этого набора преподносится как воспеваемая АСИ поддержка социального предпринимательства.

 

SAM_0443

Тот же механизм и с инновационными кружками — демонстрация воплощения в жизнь концепции «Кружкового движения».

Концепцию, судя по высказыванию представителя Министерства стратегического развития области, в регионе поняли так: необходимо развивать только то, что ложится в рамки технологий, включенных в НТИ. Будущее с токарными станками и паяльниками представить сложно, поэтому в чести только то, что можно вписать в правильное видение будущего: роботы из конструкторов «Лего», 3D принтеры и сложные станки с ЧПУ. На бытовом уровне , судя по всему, это было понято как отсутствие любой грязи. Будущее можно показывать только в чистом виде, поэтому даже в бывшем Дворце пионеров, нас стеснялись провести в последнюю оставшуюся в городе полноценную мастерскую авиамоделирования: «ой, там же грязно!»

Если бы не инновационные системы ЧПУ, оснащение вполне бы соответствовало стандартному гаражу мастерового мужика.

Еще по теме:

Впрочем, как говорится, тренд вполне лег в существующую канву. В рамках оптимизации системы дополнительного образования в городе оставили лишь два центра, где вообще есть какие-то кружки, — бывший Дворец пионеров и городской центр в Заволжье. Все районные центры детского творчества присоединили в виде филиалов ко Дворцу. В итоге в них никаких кружков не осталось. Аналогично поступили и с клубами, которые базировались на базе школ или сузов, — к моменту начала «Кружкового движения» их успешно ликвидировали либо прямо, либо путем реорганизации. Например, на месте аэрокосмического клуба «Буран» в здании бывшей 4-ой школы ныне располагается модный кружок робототехники. Таким образом, почва для инновационного образования была в полной мере подготовлена — никакой грязи, никаких устаревших технологий.

Гвоздем демонстрационной программы стал центр молодежного инновационного творчества «Воплощение» при Ульяновском государственном университете, наполненный купленными за бюджетные средства «современными инновационными станками и оборудованием» (цитата из давнего пресс-релиза).

 

SAM_0435

«Воплощение» оказалось чистым, но захламленным табличками из фанеры с воодушевляющими надписями «Совет да любовь», «С днем рождения», «ООО «ХХХ». Часы работы» и прочими — основой местной деятельности. В активе — полностью автоматизированные современные фрезерные и токарные станки с ЧПУ, лазерная резка, которая «пока не работает», сварочный аппарат и пара нехитрых сверлильных станков и наждаков. Если бы не инновационные системы ЧПУ, оснащение вполне бы соответствовало стандартному гаражу мастерового мужика. Основная разница в том, что просто так к наиболее дорогому оборудованию «Воплощения» не подступиться — овладеть системой ЧПУ за полчаса невозможно. В отличие от простых банальных станков без электроники, на которых можно научиться работать достаточно быстро и, в случае понимания физики, добиться нормальных результатов.

 

SAM_0447

Понятно, что это не инновационно. Правильней было бы, конечно, не заниматься ерундой, обучаясь допускам, резцам и присадкам, а пройти курсы операторов станка с ЧПУ. После этого можно и в «Воплощение», благо грязную стружку модные станки не разбрасывают. Такое не стыдно и показать.

«Зачистив поле» путем оптимизации системы дополнительного образования, освободившееся пространство моментально заново огородили рамками, оформленными в виде концепций АСИ.

Еще по теме:

Последним в пуле демонстрации Агентством поддержки и развития «Кружкового движения» оказался тот самый бывший Дворец пионеров, ныне интегрирующий практически все оставшиеся неинновационные кружки и секции. В одном из них мы обнаружили бывшего руководителя «Бурана» – после закрытия аэрокосмического клуба он устроился во Дворец педагогом и продолжает заниматься с ребятами моделированием. Сетует — приходящие ныне в кружок часто не знают, на каком станке изготавливается цилиндрическая заготовка, да и почти никто не готов заниматься как раньше — клеить, варить, паять, точить несколько лет ради одной модели. «Кружковое движение» заставляет задать самим себе вопрос «А может это и не нужно?». Действительно, зачем что-то паять, если есть замечательные развивающие конструкторы, зачем что-то точить, если можно научиться нажимать на кнопки учебного станка с ЧПУ, который вообще не требует никакого намека на «чувство металла» и понимания механики. Да и физику с математикой в век инноваций можно не изучать — важнее навыки работы с инновационным оборудованием, да и вообще потребительские навыки.

SAM_0453

Понятно, что мнений тут может быть множество. Но проблема в другом — в том, что «зачистив поле» путем оптимизации системы дополнительного образования, освободившееся пространство моментально заново огородили рамками, оформленными в виде концепций АСИ, что исключило всякую конкуренцию подходов, а оставило место лишь для формирования «пулов кейсов реализации», чем с успехом и занимается региональное Агентство, списывая на реализацию «Кружкового движения» все, что возможно. Иначе и быть не может.

Читать дальше:

Оцените новость: