В последнее воскресенье июля наша страна праздновала День Военно-Морского флота. Ульяновск расположен почти в тысяче километрах от моря, но все равно занимает особое место в истории ВМФ. Названия нескольких боевых кораблей были связаны с городом, сюда в годы Великой Отечественной войны эвакуировали учреждения и музейные экспонаты, имеющие отношение к флоту. Ульяновские призывники регулярно несут службу на море.
Связь Ульяновска с Военно-морским флотом появилась ещё до Великой Отечественной войны. В январе 1941 года в той части Заволжского района, которая называется Верхняя терраса, начали строить центральный склад ВМФ под номером 2004. Склад с 1946 года стал носить название «Арсенал 31». Ещё раньше на левом берегу Волги разместился закрытый военный городок — база ВМФ №948, где на складе хранились горюче-смазочные материалы для военного флота.
В первые дни войны в Ульяновск эвакуировали организации наркомата ВМФ и часть коллекции Ленинградского Центрального военно-морского музея. Среди ценных экспонатов был знаменитый ботик Петра Первого «Святой Николай», известный как «дедушка морского флота». В июле 1941 года его доставили по реке на барже и после оставили на сохранение в здании лютеранской кирхи. В Ленинград ботик вернулся в марте 1946 года.
С 1943 по 1947 год в Засвияжье находилась воинская часть ВМФ — склады с боеприпасами и бараки, построенные немецкими военнопленными. Военные моряки оставались здесь жить вплоть до 1952 года. Военный поселок неофициально назывался «Морфлот», а ещё Кузяринский посёлок, в честь Михаила Кузярина, служившего мичманом на Северном флоте, а после службы возглавлявшего сельсовет колхоза «Родина Ильича».
В мирное время службу в море несли несколько подводных лодок «Ульяновский комсомолец». Из-за развала Советского союза в 1992 году уже на стапелях был разобран строившийся тяжелый авианесущий крейсер «Ульяновск», который должен был стать флагманом советского флота. В самом же Ульяновске, на все той же Верхней Террасе, в 60-ых годах были построены предприятия «Марс» и «Комета», которые по сути, занялись электронным интеллектом военного — морского флота. То, что на «Марсе» разрабатывают автономные системы управления боевыми действиями, известно многим, но мало известен факт, что именно ульяновское предприятие было участником, по сути, первого советского сеанса выхода в интернет. В 1976 году ещё тогда НИИ «Марс» и московский НИИ АА продемонстрировали обмен большого объема документов по «электронной почте».
Конечно, же ульяновцы постоянно призываются нести службу на военном-морском флоте. Улград на условиях анонимности поговорил с моряком, служившим на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов».
– На самом корабле я был недолго. Служба на нем была довольно однообразная, скучная, но это не мешало ей быть тяжелой. Некоторые попадают после распределителя сразу на корабль. Некоторые, как я, сначала в учебку. Учебку я проходил в Московской области, учился на химика-подводника. Там же нас учили маршировать и всяким другим вещам. Например, там мы учили устав и нас гоняли по турникам, рукоходам, в общем физические упражнения выполняли, несли вахту. Поначалу, как водится, держались земляков, но потом уже все друг друга знали – общее дело сближает.
– Химик-подводник чем занимается?
– В задачи входило обнаружение химической опасности и её устранение, но так как мы были срочниками, то нас посвящали только в азы.
Когда повестка пришла не знал , что попаду в ВМФ. Когда попадаешь в распределитель, то до самого конца не знаешь, куда попадешь. Приезжают офицеры, выбирают людей и ты уже едешь с ними в их часть. Так я попал в Северный флот.
– На корабле в море выходили?
– Нет, не довелось. Я был тем, кто готовил корабль к походу. В поход уже пошел новый призыв. На самом корабле я был назначен машинистом паровых турбин. Плевали там на мою учебку. Был у меня в распоряжении топливный насос, где нес вахту. Те, кто попал на корабли поменьше, выходили в море.
– Корабль масштабами удивляет?
– Конечно, он меня удивлял и сейчас удивляет. Огромная махина. Это стоит увидеть.
– Читал про танкер, по которому команда на велосипеде ездит, чтобы не уставать. На “Адмирале Кузнецове” какие особенности были связанные с размерами?
– Почти весь экипаж корабля мог одновременно тренироваться в ангаре или на взлетке.
Кроме тех, кто был на вахте. Моя служба на корабле в основном была в машинном отделении.
Приводили машину в боевую готовность.
– А есть какой-то флотский фольклор или истории про корабль?
– Слышал историю не очень добрую. Этот корабль для легенд еще молод. Он был пущен в эксплуатацию в 1991 году. Один из самых молодых кораблей таких размеров.
– Что за история?
– Такая история случилась. Повесился парень один. Говорили, девушка ему позвонила и сказала, что нашла себе другого пацана. Вот он от горя и с жизнью простился.
– Как-то давит постоянное нахождение на такой громадине, пусть даже она и не в море?
– Да, вот люди и с ума-то сходят.
Как бы описать. В корабле довольно темно и узко, постоянно чувствуешь какое-то напряжение, народ на корабле друг с другом не в ладах. Ну и тараканчики с крысками попадаются. Из обычаев помню, как пили забортную воду, те, кто первый раз вышел в море.
– Чувство гордости за службу на флоте есть?
– Служба как служба, только на флоте. Я может и считал бы по-другому, если бы в поход попал. Уже не то время, когда в ВМФ по три года служили. Тогда, наверное, гордость бы распирала.
Артем Горбунов.