Впервые за долгое время 12 июня ульяновцы праздновали лишь День России. День города перенесли с уже привычной летней даты на сентябрь. Возможно, что из-за этого праздник привлек меньше людей, чем в прошлые годы, а также оставил большой знак вопроса – как его праздновать?
Праздничной символики и украшений почти не было ни в центре, ни в районах города. О том, что сегодня красный день календаря, можно было узнать лишь на подходах к площади 100-летия Ленина. У Дома офицеров выступал детский коллектив, а в 15 метрах было представление интереснее: полицейские пытались найти противозаконные действия в том, что мужчина стоял с плакатом «12 июня – день государственной измены». Наконец, девушка в форме получила указания по рации от начальства оставить демонстранта в покое.
– Вы помните, что в 1990 году произошло?
– Нет, я позже родился.
– Когда они в 1990 году подписали декларацию о суверенитете РСФСР, они предали страну и допустили развал Союза, – просвещает меня участник одно из многочисленных ныне народно-освободительных движений. Его спич привлекает внимание прохожего, который интересуется:
– А есть ещё один плакат?
В Ульяновске день города более важный праздник, чем День России, поэтому приводить площадь 100-летия Ленина в порядок не стали, хотя плиты уже в некоторых местах покосились.
На сцене началась официальная праздничная программа. На ней нашлось место сразу советскому, имперскому и андреевскому флагам. Видимо в этом и заключается символ праздника – будущее расплывчато, а прошлое бездумно валят в одну кучу. На площади верхом на лошадях появились Александр Суворов, Михаил Кутузов и актер в гимнастерке начала прошлого века. За «красных» он или за «белых» понять было трудно. По периметру стояли школьницы в форме времен Великой Отечественной, а на сцене и возле неё казаки и священники в рясах. Ведущий рассказал, что в праздничный день во всех храмах страны прошли молебны за благосостояние родины. День России в стиле милитари под звон колоколов – краткая характеристика театрально-костюмированной части праздника.
Торжественная часть продолжалась поднятием флага под гимн Российской Федерации. Полотнище к флагштоку несли кадеты МЧС.
В приветственной речи Сергей Морозов назвал День России главным праздником страны. По словам главы региона, день подписания декларации независимости РСФСР «дань уважения многовековой государственности нашей страны». Также, по словам господина Морозова, праздник символизирует эпохи от князя Владимира, крестившегося Русь до президента Владимира Путина, а процветаем мы «на радость нам и раздражаем недругов». Куда он дел более ста лет истории России, предшествующей 988 году, неизвестно. Это в то время, когда громко говорят, что «Запад нашу историю переписывает». Рассказал губернатор и о нашей области:
– За десятилетие мы превратились в один из динамично развивающихся регионов.
– Что болтаешь, – парировал в полголоса пожилой мужчина, стоящий за ограждением.
Затем Сергей Морозов вместе с главой города Мариной Беспаловой и видными деятелями региона: хоккеистом Николай Афанасенко, гендиректором «Авиастара» Сергеем Дементьевым, педагогом и депутатом Лидией Жуковской – Латышевой и другими, вручил 11 ульяновцам паспорта РФ и бело-синие-красные триколоры.
Затем со сцены передали, что на этот момент (был полдень) в области родилось 12 девочек и 12 мальчиков, после чего забил колокол.
Часть людей осталось у сцены, где началась казачья пляска, а другие разошлись для прогулок. На Венце стало многолюдно благодаря оккупировшим скамейки казакам, ждавшим своего выступления. Здесь танцевали, пели, знакомились с творчеством местных писателей. Запряженная в коляску большая черная собака катала детей, а священник фотографировал горожан.
На площади 100-летия самой необычной оказалась площадка от военкомата. На ней можно было узнать о службе по контракту. Оказывается, за последние несколько лет число подписавших документов увеличилось в три раза. Многие идут в армию после окончания вуза. Возможностью трудоустройства в вооруженных силах интересуются ещё до защиты диплома.
За памятником Богдана Хитрово валялся мусор. Если не день города, то его основателя можно и обидеть.
Среди уличных торговцев выделяется продавец воздушных змеев. Лучшая реклама ему, это реющий над площадью бумажный летательный аппарат. Эффектная демонстрация товара, и уже несколько мам балуют своих детей интересной игрушкой.
Картины художника Александра такого внимания к себе не привлекают.
– Людей меньше сегодня, чем в прошлые годы. Почему именно сегодня День России отмечают? Не знаю, вроде документ какой-то подписали.
Вот кричат на каждом шагу, как родину любят. Разве это любовь? Люди начнут родину любить, когда народ процветать будет, – рассуждает художник.
Немало людей в праздничный день посетили памятник эпохе, которая предшествовала суверенной России. Парк Дружбы народов в том виде, в котором он сейчас существует, пожалуй, куда более наглядный музей СССР, чем новомодный проект.
Экскурсионная группа собралась внушительная, человек 40. Здесь молодежь, дети, и те, кто помнят парк в его лучшие годы. Пока группа ждет экскурсовода – ведущего архивиста Государственного архива Ульяновской области Антона Шабалкина, несколько женщин активно обсуждают граждан, которые спускаются с Венца на верхнюю террасу парка прямо по газону. Говорят, что, вроде, это противозаконно, но стоящие рядом полицейские нарушителями не интересуются. Они спрашивают, через сколько минут начнется экскурсия – люди, выбирающие культурный отдых, их беспокоят больше.
На одной из площадок, от которой остались трава да скамейка, и потому принадлежность республике определить трудно, отдыхает компания женщин с ребенком. Когда подходит группа людей, они стыдливо прячут пластиковые стаканчики с пивом за сумку.
На участке Казахстана, где сохранилась скульптура барса и охотника люди охотно фотографируются.
– А где тут барс?
– Вы его с другой стороны увидите. Просто из-под хвоста тяжело оценить могущество зверя, – объясняет Антон Шабалкин.
Экскурсия посетителям нравится. На месте, где раньше стоял большой металлический зубр, олицетворяющий Беларусь, многие с ностальгией вспоминают, что в их домашних архивах есть фотографии с ним.
У хорошо сохранившейся молдавской бетонной девушки, мальчик, державший наглядный материал со старыми архивными фотографиями, объясняет, почему так произошло:
– Не зря же, молдаване – хорошие строители.
При спуске на нижний ярус несколько человек откололось от группы – внизу прогуливаться не так просто. При спуске одна женщина лет 50 рассказывает подруге о появлении дорожки:
– Тропинки появились, когда 350-летие Ульяновска праздновали. Здесь военные проезжали, потому что отсюда салют давали.
Когда группа была на участках Азербайджана и Грузии, пошел крепкий дождь, однако путешествие в прошлое продолжалась. Дети проявили русскую смекалку – вместо зонтов использовали лопухи.
На второй час экскурсии внизу появились участники проходившего на площади фестиваля красок – желтые, красные, зеленые довольные лица. Двое юношей и девушка отдельно от нашей группы стали изучать останки среднеазиатских участков.
Лестницы, балкончики и площадки зачастую почти не разрушены, но заросли травой, а ветки кустарников образовали над ними крышу. Идти в полный рост невозможно. Некоторым взрослым такая прогулка дается с трудом.
Возле бетонной фигуры казахской девушки делается общий снимок:
– Вы её картой закрыли. Зачем девушку обидели?
– Ой, она за эти годы уже столько натерпелась.
На украинском участке парка, где осталась лишь открытая терраса, сидит компания уже взрослых мужчин и женщин. Эти алкоголь не прячут. Слышно, как говорят под нос:
– О, туристы пришли.
На участке РСФСР, где и разрушать было нечего, слова Шабалкина уже трудно услышать – сверху заглушает «Девочка моя синеглазая». Архивист рассказывает, что флора парка, где представлены все республики Советского союза, страдает от сорняка американского клена. Такой вот символизм.
Три экскурсионных часа словно вырвали из времени. На площади Ленина уже выступают современные группы и играют в баскетбол. На сцене у мемориала уже коллективы из местного Дома музыки.
– Знаменитый вальс Арчибальда Джойса, – объявляет женщина, и оркестр народных инструментов начинает исполнять «Осенний сон».
Центральные улицы уже перекрыты. Транспорт тесниться в пробках на Гончарова. Люди скапливают к площадям. Там через некоторое время начнут выступать «Земляне», а после будет салют.
На остановке на Ленина к разукрашенной троице, которую я приметил ещё в Парке Дружбы народов, подходит пожилой мужчина:
– Вот в чем смысл того, что вы разукрасили себя? Объясните мне. Вы от этого какое-удовольствие получаете или вы лучше себя чувствовать стали?
Дедушка не докапывается. Он просто не понимает.
Артем Горбунов