Яндекс.Метрика

Село Головкино: неизвестные страницы великой истории

Казалось бы, о Головкино сказано и написано уже всё или почти всё. В этом смысле селу, которого сейчас нет, повезло. Повезло и в том, что его значительная часть оказалась не затопленной Куйбышевским водохранилищем, поскольку располагается на Большом Головкинском острове.

Село находилось примерно в 10 км к юго-западу от Старой Майны или в 6 км к северо-западу от Кремёнок. В разное время оно входило в состав Казанского уезда, Симбирского наместничества, Казанской и Самарской губерний, Средневолжского края, Куйбышевской и Ульяновской областей. Головкинский сельский совет был образован в 1918 году, до 1926 года он подчинялся Старомайнскому волостному исполкому, а с 1926 – Старомайнскому районному исполкому. В состав сельсовета входили Головкино и Малиновка, на его территории находились сельскохозяйственная артель «Память Ленина», рыболовецкий колхоз «Красный Ловец», лесопромышленная артель «Труженик леса» и центральная усадьба совхоза «Старомайнский». В 1955 году в связи с затоплением земельных угодий сельсовета он вошёл в состав Кремёнковского сельсовета. В настоящее время в Государственном архиве Ульяновской области хранятся 39 дел Головкинского сельсовета за 1939 – 1954 годы причём часть документов утрачена из-за плохого хранения.

В ходе работы по проекту «Культурное наследие зоны затопления Куйбышевской и Саратовской ГЭС на территории Ульяновской области» удалось обнаружить новые интересные документы по истории знаменитого на всю Россию села. Богатейшие исторические и культурные традиции этого места позволяют открывать новые тайны.

Краткий экскурс в историю

В раннее средневековье в районе Головкино и Старой Майны шла интенсивная международная торговля, в том числе с Индией и германо-скандинавскими странами.

Еще по теме:

”®â® 1. « ª¥âª _á_¨§®¡à ¦¥­¨¥¬_‚¨è­ã

Следы первого пребывания человека в районе будущего села Головкино относятся к ананьинскому времени, то есть к IX – III вв. до н.э. (эпоха поздней бронзы). Жили в этих богатых природными ресурсами местах и позже. А.П. Смирнов отмечал золотоордынское селище в 3 км к юго-востоку от него, на правом берегу Уреня. Г.М. Буров в 1971 г. отметил близ бывшего села 3 поселения X – XIV вв.
Более полному выявлению и изучению древних памятников и артефактов препятствует Куйбышевское водохранилище, уничтожившее подавляющую часть культурного наследия района. Тем не менее, уже после его создания на вновь образованном Большом Головкинском острове были открыты шесть поселений и несколько могильников, начиная от эпохи бронзы и заканчивая золотоордынским временем. Правда, значительная часть из них уже размыта водохранилищем. В 2000-е гг. в окрестностях бывшего села было сделано несколько замечательных находок. Самой сенсационной из них является металлическая плакетка (в данном случае это пластинка из металла с рельефным изображением, предназначенная для украшения чего-либо) с восточным божеством, найденная на поселении Головкино I. По предварительному определению искусствоведов из Музея искусств народов Востока, изделие содержит изображение индуистского бога Вишну и датируется VIII – X вв. Также к уникальным находкам можно отнести обнаруженные на поселении Головкино III скандинавский перстень и две якореобразные подвески (видимо, молоточки Тора – бога грома, бури и плодородия в германо-скандинавской мифологии) (там же). Получается, что в раннее средневековье в районе Головкино и Старой Майны шла интенсивная международная торговля, в том числе с Индией и германо-скандинавскими странами. Многие учёные считают, что по объёму и значимости Волжско-Камский путь в это время превосходил известный торговый путь «из варяг в греки».

В 1700 году князья Асановы, владевшие землями от устья реки Майна до Красного Яра, продали их часть в Казанском уезде постельничему Петра I Гавриле Ивановичу Головкину (1660 – 1734) и стольнику Ивану Андреевичу Толстому. Вскоре все эти владения оказались у Головкина, ставшего с 1707 г. графом. Он был ближайшим сподвижником царя, видным дипломатом, первым канцлером (с 1709 г.) и первым кабинет-министром империи. Считается, что именно Г.И. Головкин и основал поселение Урень по реке (будущее Головкино). Неизвестно, откуда прибыли первые жители. Роду Головкиных принадлежали имения в современных Ленинградской (рядом с Санкт-Петербургом) и Тверской областях. По мнению авторитетного филолога Д.И. Алексеева, говор с. Головкино – севернорусский, владимирско-поволжской группы. Такой же говор отмечался и у обитателей соседних поселений Старомайнского района – Кремёнок и Старого Уреня (данные начала 1950-х гг.). Получается, что первые жители указанных селений мигрировали сюда из Верхнего Поволжья. Позже сюда переселяли крестьян из подмосковных имений графов Орловых.

”®â® 6. “ᠤ졠 Žà«®¢ëå, ¢ á. ‘¥¬¥­®¢áª®¥

Не совсем вписываются в версию основания Головкино в начале XVIII в. сведения начальника Куйбышевской археологической экспедиции (КАЭ, она вела изыскания в зоне затопления) А.П. Смирнова. Хронологически исследования КАЭ ограничивались концом XVI – началом XVII века, когда возникали русские деревни. А.П. Смирнов указывал, что в Ульяновской области «К их числу надо отнести селище близ д. Палицина и между Б. Палицыним и Сосновкой, продолжавшее существовать и позднее, в XVIII – XIX вв. Такие же селища открыты близ Архангельского, Ботьмы и Головкина». Что ж, будущие историки, возможно, смогут выяснить точное время основания поселения.

”®â® 5. ’® ¦¥

По преданию, императрица посадила в Головкинском парке прямую липовую аллею, бережно сохранявшуюся владельцами усадьбы вплоть до 1917 года.

Еще по теме:

В 1764 году владелец села сменился – его купил старший из фаворитов царицы Екатерины II братьев Орловых Иван Григорьевич Орлов (1733 – 1791). Он почти постоянно жил в своём новом имении, занимаясь его хозяйственным обустройством. Летом 1767 года в Головкино старший Орлов принимал императрицу, совершавшую вояж по Волге. С этим незаурядным событием связано немало легенд. Согласно одной из них, специально для Екатерины II вырыли длинную протоку Княгиньку, чтобы судно могло ближе подплыть к селу (старая Волга находилась примерно в 7-8 км от Головкино). Видимо, в основу легенды лёг факт частичной расчистки и углубления упомянутой протоки. Позже, с помощью выделенных царицей денег И.Г. Орлов выстроил огромный каменный дворец в готическом стиле, пришедший в ветхость и разрушенный в 1850-е годы А.Н. Наумов вспоминал, что при его прадеде Михаиле Михайловиче «случился пожар Головкинской усадьбы, представлявшей собой ранее дворец в 120 комнат, с турами и прочими архитектурными украшениями в стиле итальянского ренессанса». Новым хозяевам усадьбы её полное восстановление было не под силу, поэтому всю центральную часть снесли до фундамента, сохранив боковые каменные постройки, а вместо центрального строения поставили двухэтажный деревянный дом, перевезённый из другого Казанского имения (в 1920-е гг. дворец полностью разобрали).
Находясь в Головкино, Екатерина II писала: «…сия деревня в шести верстах от пригорода Майнска (Старой Майны – Е.Б.)… хлеб всякого рода так здесь хорош, как ещё не видали, по лесам везде вишни и розаны дикие, а леса иного нет, как дуб и липа, земля такая чёрная, как в других местах в садах на грядках не видят; одним словом, сие люди Богом избалованны; я от роду таких рыб вкусом не едала, как здесь, и всё в изобилии, что себе представить можешь, и я не знаю, в чём бы они имели нужду; всё есть и всё дёшево…». По преданию, императрица посадила в Головкинском парке прямую липовую аллею, бережно сохранявшуюся владельцами усадьбы вплоть до 1917 года.

Т.Г. Масленицкий в своём труде «Топографическое описание Симбирского наместничества. 1780 г.» из всех селений Ставропольского уезда особо выделил Головкино: «1. Село Головкино по знатному конскому заводу, где продаются знатных европейских пород жеребцы от 200 до 700 рублей; по изрядным оранжереям; пильной мельнице и огромному каменному дому в готическом вкусе». Получается, что И.Г. Орлов построил каменный дворец к 1780 г.

Просматривая архивные документы сельского совета за 1930 – 1950-е годы, я с удивлением читал протоколы заседаний, на которых в том числе неоднократно обсуждались вопросы открытия и благоустройства парка. Много ли найдётся сейчас (да и раньше) сёл, в которых старинный парк не только не уничтожался, но и бережно сохранялся! Первый раз парк упоминался в протоколе заседания президиума Головкинского сельсовета от 3 апреля 1937 г. Одним из вопросов повестки дня был вопрос об открытии парка культуры и отдыха. В итоге постановили: «Приступить к исправлению изгородей и очистке, а также выделить сторожа со следующей оплатой. Колхоз «Труженик леса» выделяет 10 руб. в месяц, колхоз «Память Ленина» 0.30 (копеек) в день и Красный ловец 0.20 (копеек) в день. Всю работу закончить не позднее 10.04., после чего сделать открытие парка культуры (орфография и пунктуация выправлены – Е.Б.).

Даже в трудные послевоенные годы местные власти предпринимали всё возможное для благоустройства парка. Так, 25 мая 1949 г. члены сельсовета слушали доклад председателя В.И. Полякова «Об огораживании парка в с. Головкино»: «В виду того, что средств с/совет не имеет для огораживания парка, то огораживание сделать путем распределения плана по колхозам, организациям и неорганизованному хозяйству по подвозке хвороста:

Колхоз «Память Ленина» 50 возов
Колхоз «Красный ловец» 25 возов
Артель «Труженик леса» 25 возов
Семилетняя школа 10 возов
Сельсовет 10 возов
Единоличный сектор 10 возов

Длина огораживания 600 м, потребуется кольев 1500 шт. хворосту 300 возов, рабочей силы для рубки кольев 15 ч/дней. Рубка хвороста 3 воза на человека – 100 чел. Привезти колья 30 лошадей, привезти хвороста 100 лошадей. Всего потребуется лошадей 130, всего потребуется людей 130. Набить колья и заплести на человека 4 м. Потребуется рабочих дней 150 человек. Устройство фасада обязать свиносовхоз».

О завершении ремонта парка говорилось в протоколе заседания сельсовета от 21 апреля 1951 г. Было решено принять к сведению заявления директора неполной средней школы Станиславюка об очистке парка силами учеников и Чугунова о привлечении молодёжи села. Кроме того, планировалось установить скамейки и построить одну беседку.

Как рассказывали старожилы, перед затоплением лесозаготовительные артели не успевали вывозить дубовые хлысты и оставляли на месте рубки огромные стволы (диаметром от 40 см), привязывая их тросами к пням.

Еще по теме:

Последний раз Головкинский парк упоминался на заседании Старомайнского райисполкома 12 июля 1955 года, когда среди прочих было принято решение передать ограду парка колхозу имени Сталина в с. Старая Майна для разборки на кирпич (предполагалось получить 6 тысяч штук), и после этого очистить площадку и сдать её по акту переселенческому отделу.

Кстати, произраставшие около села дубравы также составляли гордость имения. Как рассказывали старожилы, перед затоплением лесозаготовительные артели не успевали вывозить дубовые хлысты и оставляли на месте рубки огромные стволы (диаметром от 40 см), привязывая их тросами к пням. В итоге площадь дубрав в Старомайнском районе резко сократилась (в 1927 г. они занимали площадь 2478 га).

”®â® 16. Ž¤¨­ ¨§ ª®à­¥©

В первой трети XIX в. Головкино перешло в собственность потомственных дворян Самарской губернии Наумовых, которые активно продолжали облагораживать имение.

В «Списке населённых мест Самарской губернии» 1859 года указывалось три названия села – Вознесенское (церковное), Урень (по реке) и Головкино. Сейчас точно известно, что первым было Урень, затем после постройки деревянного храма село стали иногда называть Вознесенским, а с конца XVIII в. в качестве официального наименования указывалось «Головкино» по фамилии основателя.

В 1859 году в селе было 365 дворов и 1356 жителей, в 1910 г. – 315 дворов и 1796 человек, в 1935 году в сельсовете числилось 2728 жителей (правда, из документа неясно, входило ли в сельсовет только Головкино или ещё какое-то мелкое поселение – Е.Б.). Возможно (данные 1952 г.), в сельсовет помимо Головкино входили Кремёнки, Старый Урень и Малиновка, общее количество населения которых равнялось 2922 человекам.

Головкинский шедевр

Главной достопримечательностью старинного села Головкино Старомайнского района была двухэтажная каменная двухпрестольная (верхний во имя Вознесения Господня, нижний во имя Иоанна Богослова) Воскресенская церковь-красавица, построенная в 1785 году предположительно по проекту гениального зодчего В.И. Баженова. Правда, некоторые исследователи называют имена архитекторов Ф.Б. Растрелли и К.И. Бланка. Но если первый вряд-ли мог принимать участие в проектировании храма, так как в 1771 году умер, то второй скончался в 1793 году, и теоретически мог быть его архитектором. Поэтому вопрос об авторстве проекта пока остаётся открытым. К счастью, многие документы по истории Вознесенского храма уцелели. Так, в Государственном архиве Самарской области я насчитал только одних клировых ведомостей 45 единиц за 1848 – 1914 годы (хранятся в 45 делах).

Из самых ранних известных мне церковных документов следует, что в 1848 году священником Вознесенского храма был Стефан Иванов Козловский, служивший в нём с 1820 г. диаконом, а с 1829 года священником. В 1835 г. его определили духовником по благочинию протоиерея Троицкого. С.И. Козловский неоднократно награждался за усердную беспорочную службу – набедренником, архипастырской благодарностью и скуфьей (за обучение детей своих прихожан). Место диакона в 1848 году занимал Михаил Шиловский (с 1829 г.). Должности церковнослужителей исполняли дьячок Михаил Фёдоров (с 1807 г.) и пономарь Александр Фёдоров (с 1813 г.).

”®â® 2. ƒ®«®¢ª¨­®, 1939 (“ŠŒ)

В церковной ведомости 1910 года указывались один каменный дом священно- и церковнослужителей, построенный помещиками Наумовыми, и два деревянных здания церковно-приходской школы (одно в селе в пределах церковной ограды – школа открыта в 1896 году, другое в приходской деревне Малиновке – школа открыта в 1899 г.; земская школа появилась в 1879 г.), а также караулка. Там же говорилось, что метрические книги хранятся с 1781, а исповедные росписи с 1823 года. Любопытно, что должность старосты храма с 1900 года исполнял дворянин Николай Михайлович Наумов, хотя обычно старосту выбирали из числа наиболее авторитетных и грамотных крестьян. Священником с 1905 года был Пётр Александрович Петров, до этого служивший в церквях Новиковки, Белого Яра и других сёл. Кроме того, в разное время он являлся законоучителем и заведующим церковно-приходской школы, помощником Благочинного V округа, депутатом духовенства от того же округа и т.д. Святейший синод наградил его в апреле 1910 года наперсным крестом. Диаконом с 1910 года служил Иван Кириллович Стёпов (одновременно был и псаломщиком).

По состоянию на апрель 1930 года Вознесенская церковь с одним служителем числилась незакрытой и была в списке единственной действующей из четырёх указанных в документе храмов Старомайнского района.

Еще по теме:

Несмотря на всевозможные репрессии, до декабря 1937 года Вознесенская церковь оставалась работающей, хотя и с длительными перебоями. Так, весной 1933 года её закрыли представители Чердаклинского отдела ОГПУ, но верующие весной 1935 года отправили в Старомайнский райисполком ходатайство с просьбой о разрешении службы, тем более что задолженности за сельским религиозным обществом не было. В ответ районные власти 9 апреля направили председателю Головкинского сельсовета Баранову запрос, на который последний отвечал: «Одновременно ставлю Вас в известность, что открытие церкви резко отразится на весенних работах… и безусловно морально повлияет на учёбу и воспитание детей, учащейся молодежи. Кроме того, представленные с/совету списки верующих… сомнительны и не внушают никакого доверия. Списки написаны одним почерком без всякой росписи верующих и их мы рассматриваем не иначе как… подложные». Также чиновник сообщал, что численность населения Головкинского сельсовета составляет 2728 человек, большинство из которых настроены против открытия церкви. Видимо, храм всё же открыли, поскольку в документах говорится о том, что в мае 1935 года служителем религиозного культа Вознесенской церкви с. Головкино являлся 56-летний Бельский Александр Александрович, работавший там с 14 апреля 1935 года.

Как видно из документов и воспоминаний старожилов, сельчане некоторое время успешно противостояли снятию колоколов.

Еще по теме:

Но репрессии по отношению к православной церкви следовали одна за другой. 16 июля 1936 года Головкинский сельсовет во главе с председателем Родионовым обсуждал единственный вопрос – о снятии колоколов. В итоге он постановил: «На основании отношения Старо-Майнского райисполкома от 16.07.1936 г. №76736, снять с Головкинской церкви колокола из расчёта 4-х колоколов на 2000 кг и один из них часовой оставить для позыва возникновения пожара и последние сдать по акту уполномоченному Куйбышевского цвет. лома т. Серняеву (орфография и пунктуация выправлены – Е.Б.). Однако коса нашла на камень – как видно из документов и воспоминаний старожилов, сельчане некоторое время успешно противостояли снятию колоколов. Но власти проявили завидное упрямство. 26 июля 1936 г. председатель Старомайнского райисполкома Соколов писал главе сельсовета: «С получением сего созови пленум с активом с/совета колхоза при возможности общего собрания колхозников обсуди вопрос и добейся разрешения о снятии с вашей церкви колокола необходимое по специальному наряду в количестве 2000 кг. В помощь к вам по снятию колокола направляется из Куйбышевского Цветметаллома тов. Сернев. Выполнение наряда обязательно». Понятно, что в конце концов колокола (за исключением одного, находящегося сейчас на башенке Дома Гончарова в Ульяновске) сняли. Как правило, для советской власти это был весьма символичный акт, так как храм лишался «голоса» и становился «немым».

”®â® 17. ƒ®«®¢ª¨­áª¨© ª®«®ª®« ­  „®¬¥ ƒ®­ç

По данным А. Скалы в 1930-е годы по отношению к служителям культа и верующим Головкино ОГПУ-НКВД сфабриковало 2 дела: 1) № П-923 «Об антисоветской деятельности группы церковников в с. Головкино Старомайнского района» (начато 25 февраля и закончено 31 мая 1931 года); 2) № П-5484 «О контрреволюционной деятельности церковников в с. Головкино Старомайнского района» (начато 9 декабря и закончено 18 декабря 1937 года).

По первому были приговорены к заключению в концлагерь на 5 лет священник Андрей Андрианович Корнишин и на 3 года – монахини Параскева (Прасковья Ильинична Норватова), Гликерия (Гликерия Михайловна Носова) и Варвара (Варвара Кузьминична Вишнякова). Все эти женщины после закрытия монастыря (какого именно, неизвестно) проживали в Головкино при храме. Священник А.А. Корнишин служил в Вознесенской церкви до ареста в феврале 1931 года (время начал службы невыяснено). Осуждённые реабилитированы в 1989 году Ульяновской областной прокуратурой.

По второму делу были приговорены к расстрелу священник Александр Александрович Бельский и председатели церковного совета (первый – до 1932 года, второй – после) Иван Максимович Половинкин и Николай Яковлевич Долбилов. В этом деле есть подробный рассказ о том, как в 1930 году верующие сельчане сопротивлялись снятию колоколов с храма. Кстати, священник А.А. Бельский приехал в Головкино в 1932 году после 3-х годичного пребывания в лагере и служил в Вознесенской церкви до декабря 1937 года. Все расстрелянные были реабилитированы Ульяновской областной прокуратурой в 1989 году.

Подготовительные работы по строительству Куйбышевской ГЭС на Средней Волге начались ещё во второй половине 1930-х годов, поэтому с целью изучения памятников истории в зоне затопления летом 1939 года состоялась экспедиция областного Куйбышевского краеведческого музея в Старомайнский и Чердаклинский районы.

В Головкино музейщики собрали интересные сведения о каменной церкви, в которой сохранились старинные иконы и росписи на стенах, а на колокольне более 150 лет бесперебойно и правильно показывали время башенные часы.

Еще по теме:

Вот что рассказывал Ю.Н. Мордвинов о трагической судьбе Вознесенского храма: «Последним шагом к низвержению «проклятого прошлого» стало строительство в 50-е годы ложа будущего водохранилища. В сознании простых селян не укладывалось, что церковь, имеющую историческую ценность, можно разрушить, и до последнего надеялись на её сохранение для потомков. Обнадёживали людей и некоторые строители: так, например, начальник по строительству Тимофей Семёнович Баннов заверял, что церковь решено оставить, создав вокруг неё железобетонное кольцо. Впрочем, в народе утверждают, что на уничтожении церкви настаивало районное руководство, в частности, председатель райисполкома Николай Иванович Васюков, под предлогом нехватки кирпича для строительства новой школы в селе Старая Майна. На место намеченного разрушения прибыла спецкоманда. Взрывники, просверлив отверстия в стенах церкви и большой бетонной Наумовской мельницы, произвели взрывы. Огромное облако пыли заслонило на время бездумную жестокость XX века, а когда пыль осела, то перед взорами людей предстала жуткая картина разрушений». Без комментариев. После затопления многие жители прибрежных селений специально ездили на моторках на Головкинский остров, брали из фундамента церкви кирпичи на строительство.

Было мнение снять только купол с крестом, а если и это не удастся, то оставить церковь как есть – пусть её затопит вода на какую-то высоту, а купол с крестом останутся на поверхности, и будет маяк для проходящих судов по разлившейся новой большой Волге.

Еще по теме:

Ульяновский старожил Н.В. Козлов в мае 2014 г. в письме ко мне вспоминал: «В 1954 – 1955 гг. я был на уборке урожая в Старомайнском районе в селе Головкино, которое готовилось к переезду в другое место… Там стояла хорошая церковь. Были разговоры с местными жителями – а что будет с церковью? Предполагалось сломать, но это трудно, в старину храмы строились прочно, на века, по особой технологии подготовки раствора. Было мнение снять только купол с крестом, а если и это не удастся, то оставить церковь как есть – пусть её затопит вода на какую-то высоту, а купол с крестом останутся на поверхности, и будет маяк для проходящих судов по разлившейся новой большой Волге. Вскоре мы уехали и не узнали, что же произошло с данной церковью».

В архивных делах о разрушении Вознесенского храма говорится глухо и немногословно. Так, скупые строки протокола заседания Старомайнского райисполкома от 29 апреля 1955 года свидетельствуют: «Обязать стройучасток №6 треста «Ульяновскстрой» в срок до 10.07.1955 заготовить не менее 300 тыс. штук кирпича и вывезти к месту строительства школы в с. Старая Майна». Из текста документа очевидно, что такое огромное количество кирпича можно было взять только из большого здания вроде церкви (хотя на практике оказалось, что из кладки царского времени целый кирпич получить практически невозможно, настолько крепок раствор и сам предмет). В другом протоколе указывалась примерная дата сноса Головкинской церкви – 1 августа 1955 года. Поэтому с большой долей вероятности, учитывая постоянное невыполнение планов в зоне затопления, можно утверждать: в предыдущем документе говорилось и о ней.

Малоизвестный факт: у разрушенной Вознесенской церкви до сих пор есть двойник.

Еще по теме:

Малоизвестный факт: у разрушенной Вознесенской церкви до сих пор есть двойник. Это Никольская церковь 1780 года в с. Семёновское (Ступинский район Московской области), в конце XVIII в. входившая в состав крупной подмосковной усадьбы графов Орловых Семёновское-Отрада. А.В. Чекмарёв и А.В. Слёзкин отмечали: «Оба незаурядных по архитектуре двухэтажных храма явно возводились по одному проекту, связываемому в литературе с именем К.И. Бланка. Судя по фотографиям 1930-х годов, церковь в Головкине не была впоследствии искажена пристройкой боковых приделов (как в Отраде) и сохраняла первоначальный облик с изысканной декорацией фасадов в стиле раннего классицизма. Памятник представлял интерес в качестве показательного примера архитектурных пересечений в усадебном строительстве одной семьи. Несмотря на продолжающие регулярно появляться новые публикации об усадьбе Отрада-Семёновское, погибшая усадьба в Головкине и ее постройки остаются совершенно неизвестными». Добавлю: неизвестными, видимо, для авторов статьи. Хотя, бесспорно, сейчас усадьба в Семёновском является более популярной хотя бы в силу того, что она почти полностью сохранилась.

”®â® 4. ’® ¦¥

В ходе научных изысканий мне удалось выявить и совсем уж неизвестный факт: оказывается, в Головкино проживало значительное количество старообрядцев, что удивительно и нетипично для помещичьих селений с крепостными крестьянами. Более того, некоторые исследователи недавно написали, что Головкино основано старообрядцами из Старой Майны! Оставим это утверждение на их совести. Конечно, факт пребывания в селе староверов заслуживает самого пристального внимания и требует дальнейшего кропотливого изучения. Ближайшие к Головкино сёла Ставропольского уезда с большим старообрядческим населением – это Красный Яр, Крестово Городище и Белый Яр. Любопытно, что в селе в 1848 году по официальным сведениям проживал 1 приверженец Спасова согласия, а в 1910 году в приходе (с. Головкино и д. Малиновка) было уже 70 раскольников Спасова согласия.

До сих пор в Старой Майне бытует легенда о Вознесенской церкви. Когда она была ещё целая, на неё напали разбойники. Местные жители (и священнослужители?), видимо, заранее знали об этом, так как все храмовые сокровища (золото, серебро) успели спрятать в колодце. И сейчас молодёжь находит на этом месте монеты.

Руководитель состоявшейся летом 2012 года полевой филологической экспедиции Санкт-Петербургского государственного университета Я.В. Мызникова в ноябре 2014 года писала мне о Вознесенской церкви: «…на самом-то деле она так и осталась неким культурным символом для местных жителей, а её затопление – веха в местной истории. Так, на вопрос о пойменных лесах, жительница Кремёнских Выселок ответила так: «Это ещё когда было… Когда церковь в Головкино затопило, мы ещё каке были… с соплями зелёными (они ещё были маленькими, но для них это важная веха в памяти)». Вот так…

«Пусть безбожник обезбожит религиозника»: первый съезд Воинствующих Безбожников Старомайнского района

Удивительно, но факт: в селе с давними и крепкими христианскими традициями, храм в котором был гордостью не только местной округи, но и региона, 25 июня 1930 года состоялся первый съезд Воинствующих Безбожников Старомайнского района. В нём участвовало 6 человек от Старомайнской ячейки, 1 от посёлка имени Сталина, 1 от Ивановки и 6 представителей Головкинской ячейки, то есть всего 14 человек. Председателем съезда избрали Коптелова, членами президиума – Афанасьева и Сидорову. Главным в повестке был вопрос о задачах антирелигиозной работы в деревне. Интересно почитать живую речь участников безбожного съезда, записанную во время прений:

«1. Сидорова: приветствую первый съезд Безбожников, который послужит основой в деле антирелигиозной работы…
Волков: Беру на себя смелость сказать, что эти 15-20 человек они послужат основой – фундаментом в антирелигиозной работе. Мы не отрицаем того, что мы весной нынешнего года натворили очень много безобразий по снятию колоколов и др. Мы по крайней мере ещё не имели до сих пор ни одного культурного центра. Нужно просить РК партии о дачи содействия в организации культурного центра.
Нефёдов: в деревне мы на сей день имеем очень печальную картину в деле антирелигиозной работы… мы… отстали от темпов нашего строительства.

Чемидронов: на первом съезде мы имеем очень мало комсомольской молодёжи из района… молодёжь за последнее время стала ходить в церковь.

Сидорова: при наличии очень большой армии наших врагов мы имеем очень большую работу о сотворении мира и т.д. этим самым защищали царизм, они твердят о небесном царствии. Наша Советская власть все это изменила, она поставила вопрос о новом строительстве о культурном…

Никишин: приветствую от имени вновь организовавшейся Головкинской ячейки С.В.Б. Я думаю, что мы в дальнейшем втянем в свои ряды основную массу крестьянской молодежи, что мы своей работой завоюем авторитет».

В постановлении отмечалось, что ячейка безбожников малочисленна, существует в 3-4 селениях в летний период, организовать ячейки нужно везде, надо обеспечить райбиблиотеку, избу-читальню и красные уголки и школы антирелигиозной литературой, журналами и газетами, плохо обстоит дело с безбожными кадрами, использовать стенгазеты. Много лозунгов, пустых слов и обещаний, идеологии, но содержания… по сути дела его просто нет. Единственная здравая мысль – о культурном центре. Впрочем, она и сейчас актуальна, особенно для сельской глубинки. Упоминаний о сельских съездах Воинствующих Безбожников я больше не нашёл.

Перед Великим потопом

”®â® 13. Š¨à¯¨ç¨ ¨ äã­¤ ¬¥­âë

Начало 1950-х годов… Уникальная, насыщенная история села и его окрестностей подходила к концу. В феврале 1952 года было принято решение о переселении жителей Головкино (колхоз «Память Ленина») в село Кремёнки, находившееся на расстоянии около 6 км к юго-востоку. Помимо Головкино, местные власти решили переселить в Кремёнки с восточной стороны деревни Старый Урень и Малиновку, а также затопляемую часть этого села. По архивным документам известно, что головкинцы переехали не только в Кремёнки, но и в деревню Кремёнские Выселки, сёла Старую Майну и Красная Река. Позже сами старожилы и их потомки разъехались по всему СССР, а сейчас почти все из первых уже умерли. Поэтому найти бывших жителей Головкино – большая трудность.

Эвакуация из зоны затопления Куйбышевской ГЭС с большими проблемами, трудностями и слезами тянулась не один год и продолжалась почти вплоть до начала потопа в 1956 году. Впрочем, основная часть селян переехала на новые места жительства к 1955 году. По крайней мере, судя по архивным источникам, последнее заседание сельского совета во главе с председателем А.В. Соколовым состоялось 18 июня 1954 года.

”®â® 18. „®¬ ¢ ᥫ¥. ‘1-318, “ŠŒ 64526 

Каким было Головкино в эти последние, роковые для села годы? Об этом рассказывают скупые строки документов из архива. В одном из них говорилось о работе сельской мельницы в 1930 году. Остальные источники упоминают об учреждениях, организациях и зданиях села только в связи с переселением. Деревянные строения разбирались и в зависимости от степени износа переносились или сжигались, а сооружения из кирпича ломали, причём полученные щебёнку и битый кирпич, а также железные крыши и деревянные части (рамы, доски и т.д.) передавали нуждавшимся переселенцам и организациям. В условиях массовой эвакуации наблюдался острейший дефицит всего, особенно стройматериалов!

Итак, в начале 1950-х годов в Головкино действовали: сельский совет (кирпичное здание), медпункт (деревянное), 2 магазина сельпо, 3-е отделение Ульяновского горпищеторга, детские ясли, начальная и семилетняя школа (деревянное и кирпичное здания), кирпичный клуб, кирпичные склады совхозов, ветеринарный пункт и маслозавод.

”®â® 20. Œ¥«ì­¨æ   ã¬®¢ . ‘1-321, “ŠŒ. 64529 

Во время эвакуации были и неординарные случаи. 26 сентября 1953 года Старомайнский райисполком рассмотрел заявление А.Я. Моисеевой. Дело в том, что после неоднократных отказов местной власти она обратилась с заявлением к председателю президиума Верховного Совета К.Е. Ворошилову о возврате ей дома в с. Головкино, изъятого в 1933 году и занимаемого сепараторным пунктом раймаслозавода (а из Москвы его переслали в Старую Майну). Тем не менее, райисполком отказал А.Я. Моисеевой, так как дом изъяли за невыполнение плана государственных хлебозаготовок, и он находился в госсобственности в течение 20 лет. Подобный случай был в с. Старый Урень.

Люди были поглощены своим обустройством, и как-то всем было не до природы, и её просто уничтожили.

Еще по теме:

«Кладбища, конечно же, не переносились, – рассказывал Юрий Николаевич. Вновь, на новых местах под них отводились участки, а старые кладбища остались на дне. На моей памяти не было случаев перезахоронений родственниками своих предков (тревожить могилы по христианским традициям – грех), помню только один случай: перенесли торжественно прах какого-то красноармейца, погибшего в годы гражданской войны. Жилось трудно, спасались тем, что шли работать на лесоповал, по сравнению с колхозами, в которых почти ничего не платили, на лесоучастках получали небольшую твёрдую зарплату, пайки, на ступень выше колхоза. Нищета, забитость, а тут ещё – переселение. В более выгодном положении оказывались те, кто имел деревянные дома, – переносили их, а также возмещали деньгами стоимость дома. А тем, у кого были каменные дома, которые просто ломали, давали только деньги, а где взять потом кирпич и другие стройматериалы, не знал никто. Всё делалось приказными методами, недовольство было, не хотели уезжать, но – переселялись. Проводилась тотальная обработка населения, сомнений в правильности действий властей не было. Ощущал атмосферу: была тяжёлая ситуация, лишние заботы, волнение, как переселяться, куда, что будет дальше? Не стало лугов, пасти скот негде, коровы упали в цене. Люди были поглощены своим обустройством, и как-то всем было не до природы, и её просто уничтожили».

По данным переселенческого отдела, всего из зоны затопления выносились 333 дома индивидуального сектора и 47 колхозных строений, и эвакуировались 426 семей, причём 14 домов и 45 семей – в 1955 году.

Недавно мне стал известен уникальный факт: оказывается, летом 1952 года заведующий кафедрой истории Ульяновского педагогического института Н.П. Гриценко организовал научную экспедицию по некоторым селениям, предположительно входящим в зону затопления Куйбышевской ГЭС. Всего исследователи посетили 11 сёл и деревень (в т.ч. и Головкино), сделали более 50 фотоснимков, которые сейчас являются бесценными.

”®â® 19. ˜ª®« . ‘1-320, “ŠŒ 64528 

В фондах Ульяновского областного краеведческого музея мне удалось обнаружить 6 фотографий села и его жителей, сделанных в 1953 году В.Н. Горским (его родители жили в Головкино) непосредственно перед переселением. Его отец Николай Андреевич в 1930-е годы был счетоводом головкинской артели «Труженик леса», в годы Великой Отечественной войны находился на фронте. Об этом свидетельствует фотография из фондов УОКМ, на которой можно увидеть сержанта Н.А. Горского с однополчанами в г. Кенигсберг (весна 1945 г.). Кстати, родители В.Н. Горского переехали в с. Кремёнки.

Головкинские экспедиции

Мне довелось несколько раз побывать на Большом Головкинском острове. Первый раз – в 2004 году, когда я собирал материалы к своей первой книге о Куйбышевской ГЭС и водохранилище – «Волжская Атлантида: трагедия великой реки». Особенно сильное впечатление на меня произвели остатки мощного фундамента Вознесенской церкви и разбросанные по берегу корни больших деревьев, спиленных перед затоплением. Самый удачный снимок такого корня я назвал «Село Головкино. История, вырванная с корнем» и поместил на обложку книги.

7

13 мая 2014 года совместно со съёмочной группой Первого канала телевидения я, председатель Ульяновского отделения Русского географического общества А.И. Золотов и директор Старомайнского краеведческого музея М.А. Регентова на двух катерах МЧС совершили поездку в Головкино. Это было экстремальное плавание, поскольку ветер достигал 12 м/с, и нас болтало и встряхивало как на морском просторе. Тем не менее, сюжет удалось отснять, а с моим участием было записано интервью. Его показали в передаче Первого канала «Доброе утро» 20 мая, в День Волги. О селе Головкино вновь узнала вся Россия.

98

P.S. В октябре 1975 года школьники из Старой Майны на холме рядом с бывшим селом Головкино нашли клад (впервые в регионе!) – чугунок весом 160 кг с 3115 пятаками от 1758 до 1809 года. Сейчас он хранится в областном краеведческом музее. Кто знает, сколько ещё кладов попало в руки «чёрных копателей» и сколько ещё лежит в земле?

16 памятных дат и уникальных фактов истории села

1) эпоха поздней бронзы (IX-III вв. до н.э.) – в окрестностях будущего села Головкино отмечены следы первого пребывания человека; археологические находки свидетельствуют об активной жизнедеятельности на этом месте предположительно в VIII – XIII вв.

2) начало XVIII в. – основание села известным государственным деятелем Г.И. Головкиным; вероятно, первые поселенцы прибыли из Верхнего Поволжья, так как в селе был севернорусский говор владимирско-поволжской группы;

3) наиболее известным владельцем Головкино являлся фаворит Екатерины II И.Г. Орлов, выстроивший здесь огромный дворец и Вознесенскую церковь;

4) 1767 г. – во время путешествия по Волге село и усадьбу И.Г. Орлова посетила Екатерина II; по преданию, она посадила в новом парке липовую аллею;

5) главной архитектурной и духовной доминантой для жителей села была Вознесенская церковь, возведённая в 1785 г. предположительно по проекту В.И. Баженова; это один из самых значительных по размерам, архитектурным достоинствам и богатству храмов, располагавшихся на территории современных района, области и региона; первый раз закрыт в 1933 г., взорван в 1955 г.; у церкви есть двойник – сохранившаяся Никольская церковь 1780 г. в бывшей усадьбе Орловых в с. Семёновское (Московская область); до сих пор колокол из Вознесенского храма можно увидеть (и услышать) на башенке Дома Гончарова в Ульяновске;

6) в Головкино как минимум с 1848 г. жили раскольники Спасова согласия, в 1910 г. в приходе их было 70 человек;

7) в июне 1930 г. в селе состоялся первый съезд Воинствующих Безбожников Старомайнского района;

8) в 1910 г. здесь были земская и церковно-приходская школы, 4 усадьбы: А.П. Наумова, П.М. Наумова и В.М. Наумова на реке Урень, А.М. Наумова на озере «Ореховое», а также водяная мельница, хлебная пристань и конный завод;

9) первая треть XIX в. – перед созданием классического труда «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (в нём описаны все сорта водяной дичи, встречавшейся в окрестностях Головкино) в селе подолгу жил С.Т. Аксаков;

10) 1912 г. – вступила в строй вальцовая мельница промышленного типа (рядом с селом), что позволило хозяину Головкинского имения А.Н. Наумову продавать муку на всероссийском и международном рынке;

11) в 1941 – 1945 гг. на фронтах Великой Отечественной войны погибло 185 жителей села;

12) 1954 г. – в Нью-Йорке вышли мемуары «Из уцелевших воспоминаний» последнего владельца Головкинского имения А.Н. Наумова, в которых значительное место занимают воспоминания о селе и его окрестностях за период с 1877 по 1917 гг.;

13) к 1956 г. жители села Головкино переселились из зоны затопления Куйбышевской ГЭС преимущественно в село Кремёнки; но прежнее место осталось полностью не затопленным, и значительная часть бывшего села оказалась на Большом Головкинском острове, площадь которого меняется в зависимости от уровня водохранилища;

14) в 1953 г. памятник В.И. Ленину в рост человека, стоявший в Головкино у здания сельской школы, был перенесён в с. Кремёнки Старомайнского района, на центральную площадь около церкви; в 1990-е гг. хулиганы разбили его на куски;

15) летом 1952 года село посетила научная экспедиция под руководством Н.П. Гриценко, сделавшая несколько фотоснимков;

16) май 2014 г. – в рамках уникального проекта «Культурное наследие зоны затопления Куйбышевской и Саратовской ГЭС на территории Ульяновской области» совместно с Первым каналом телевидения состоялась экспедиция в бывшее село Головкино, сюжет вышел на телеэкраны 20 мая (День Волги) в программе «Доброе утро».

Евгений Бурдин

Фотографии автора и из фондов Ульяновского краеведческого музея.

Читать дальше:

Оцените новость: