Яндекс.Метрика

Польские яблоки и норвежскую рыбу заменят русской репой и белорусской бульбой?

Правительство России утвердило список продуктов из США, стран Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии, запрещённых для ввоза в страну в ответ на санкции ряда стран. Мы решили выяснить, ждать ли ульяновским потребителям дефицита продуктов, роста цен и к чему готовиться местным предпринимателям?

Введен полный запрет на поставки из указанных стран говядины и свинины охлаждённой или замороженной, мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы, мяса солёного, сушёного или копчёного, рыбы и ракообразных, моллюсков, молока и молочной продукции, овощей, фруктов, орехов, колбасы, сыров и творога на основе растительных жиров.

Ограничения не коснутся алкоголя, одежды, обуви, техники, электроники, мебели, детского питания и лекарственных препаратов. Кроме этого, запрещенные товары, купленные за рубежом в личных целях, можно будет провезти из-за границы в личном багаже. Ограничения на ввоз данных продуктов вводятся с 7 августа сроком на один год. Как отметил Дмитрий Медведев, если государства «продемонстрируют конструктивный подход по вопросам сотрудничества, правительство РФ готово пересмотреть сроки действия этих мер».

Еще недавно полки магазинов ломились от всевозможных товаров из разных стран. И вдруг наступила перемена. Сможет ли Ульяновская область в новых условиях обеспечить себя продовольствием или же нас ждет дефицит некоторых товаров?

Еще по теме:

Министр сельского, лесного хозяйства и природопользования области Александр Чепухин заверил, что нынешняя ситуация не окажет негативного влияния на состояние продовольственной безопасности Ульяновской области, то есть социально значимыми продуктами питания ульяновцы будут обеспечены полностью.

«Мы заранее просмотрели всю номенклатуру, которая была указана во вчерашнем постановлении. Ничего страшного для Ульяновской области в ней нет. На территорию нашего региона поступает не более 1% импортной продукции всех указанных наименований. Есть поставки из соседних регионов. Мы сейчас смотрим, какие позиции нам подтянуть, чтобы не получилось так, что в какой-то период времени, например, соседний регион отправит этот продукт в столицу, а мы останемся в стороне. Поэтому мы изучаем резервы наших птицефабрик, мукомольных и прочих предприятий перерабатывающей промышленности и крупных сельскохозяйственных предприятий, где мы можем увеличить объемы. А также прорабатываем, какие финансовые средства можно инвестировать в эти предприятия, чтобы увеличить объемы производства», – отметил Чепухин.

Слова министра подтверждают цифры.

Быть или не быть дефициту

На сегодняшний день, по информации минсельхоза, Ульяновская область полностью обеспечивает себя картофелем (на 110%), яйцами (114%), сахаром (130%) и растительным маслом (109%).
Недостаточно производится мяса (83%), молока (89%) и овощей (76%). По итогам первого полугодия 2014 года в области произведено 35,2 тысячи тонн скота и птицы (81,2% к соответствующему периоду прошлого года). То есть нам не хватает как раз тех продуктов, которые включены в список запрещенных для ввоза из ряда стран.

Так, по данным профильного ведомства, в Ульяновскую область ввозится порядка 23,8 тысяч тонн мяса. В том числе 4,7 тысяч тонн говядины из других регионов РФ, а также Австралии и Южной Америки. Теперь о поставках из этих стран можно забыть.

Свинина – а это 7,4 тысячи тонн – поступает в область из регионов Приволжского и Центрального федеральных округов. Мясо птицы завозится из других регионов РФ, например, из Белгородской области.

Для восполнения дефицита мяса свинины планируется продолжить реконструкцию свинокомплексов в Ульяновском, Радищевском и Майнском районах, а также завершить строительство новых предприятий ООО «РосБекон» и ООО «Мелекесский свиноводческий комплекс».

Невеселая ситуация и в молочной отрасли. За полгода в регионе произведено 125,5 тысячи тонн молока (87,4% к соответствующему периоду прошлого года). Недостаток сырья и готовой продукции ульяновские молокоперерабатывающие предприятия покрывают за счёт поставок из соседних регионов ПФО. Оттуда же в наши магазины поступает готовая молочная продукция. Из-за границы нам импортируются только сыры элитных сортов из Нидерландов, Голландии, Латвии, Австрии, Германии и Франции. О полюбившихся заморских сортах теперь тоже придется забыть.

Правда, без сыра мы не останемся. Уверяют, что объем импорта незначителен по сравнению с общим потреблением. В 2013 году, например, в регионе было произведено 4,1 тысячи тонн сыра, что соответствует потребности области (из расчета среднестатистического потребления в 2-4 кг на одного ульяновца в год).

С овощами тоже проблем не обещают. По климатическим условиям Ульяновская область не может в полном объеме обеспечить себя ранними овощами, а также помидорами, перцем, бахчевыми. Эти продукты завозятся из южных регионов страны, а вот поставкам из-за рубежа теперь красный свет. Всего же в Ульяновскую область ввозится 24% овощей.

Кстати, несмотря на приличный собственный урожай картофеля, местные власти договорились о дополнительных поставках овощей из Беларуси, которые планируется хранить на площадках Агропромпарка.
Меньше всего ульяновцам достаются витамины. По данным минсельхоза, потребность населения во всех видах фруктов, включая тропические и экзотические, составляет 57,5 тысячи тонн. В 2013 году производство плодов и ягод в специализированных хозяйствах региона составило 16,4 тысячи тонн (28% от потребности). Вся надежда на «Неделю продукции Республики Азербайджан в Ульяновской области», запланированную на осень. В рамках мероприятия состоятся переговоры о поставках фруктов, ягод, а также яблок в регион. Кроме этого «яблочную нишу» в нашем регионе заполнят поставками из Тульской, Самарской областей, а также из Молдовы и Сербии.

Местным – зеленый свет

Судя по всему, ульяновским сельхозтоваропроизводителям невольно открывается зеленый свет. И, наконец-то, местная продукция сможет стать более востребованной.

«Нашим сельхозтоваропроизводителям однозначно санкции пойдут на пользу, – говорит Чепухин. – Просто сейчас нужно сконцентрироваться и понять, куда направить первоочередные вливания финансовых средств, чтобы увеличить объемы производства того, чего мы недопроизводим. То есть нужны срочные меры и, конечно, ежедневный контроль над состоянием товарных остатков и в сетях, и у оптовиков».

Как считает глава минсельхоза конкуренция останется на прежнем уровне.

«Наши производители никогда не расслаблялись. Я считаю, что эта мера позволит увеличить производство местной, а также отечественной продукции. Будет более свободное полочное пространство в сетях, чтобы ее разместить и увеличивать не только в количественных, но и в объемных показателях».

Что станет с ценами?

Как же введенные Россией санкции отразятся на ульяновских потребителях? Есть опасения, что мы не сможем заменить дешевые польские яблоки аналогичными по цене. Значить, скачка цен не избежать?
«Мы полностью самообеспечены мясной и молочной продукцией, овощной продукцией. Что касается картофеля, который мы весной закупали, то он импортировался из тех стран, которые под санкции не попали. Поэтому мы не видим каких-то особых опасений. Но в любом случае мы будем предпринимать меры и замещать те позиции, которые мы недопроизводим, несмотря на то, что они поставляются не из-за границы, а из соседних регионов. И, конечно, необходим контроль над ценами, чтобы никто не подумал спекулятивно нажиться на этой ситуации», – отмечает Чепухин.

Спокойно новые условия воспринимают и ульяновские предприниматели.

«Никакой катастрофы не будет, давно пора ввести эти меры. Правильно Россия сделала. И не отразится это на нашем ассортименте, поставках и, скорее всего, даже на ценах. Потому что мы закупали норвежскую, чилийскую рыбу, перейдем теперь на отечественную речную рыбу, на того же судака, например. Сколько лет жили без суши, роллов, проживем и дальше. Заменим того же лосося на окуня и так далее. А вообще, мясо, картошка же есть. Цены на блюда вырастут, если только закупочная цена продукта подскочит. Но тут прогнозы давать сложно», – рассказали нам в кафе «АРРИС».
Татьяна Шундикова, уже много лет торгующая фруктами и овощами также считает, что ничего страшного не случится.

«Думаю, ничего страшного на рынке фруктов не произойдет. В зимний период, действительно, большинство яблок шло из Польши. Но среди поставщиков была Аргентина, Молдова, да и наши регионы-соседи помогали с витаминами, например, Самарская область. Так что ими мы вполне заменим польскую продукцию».

А вот с ценами, по ее словам, может случиться всякое.

«Конечно, цены на фрукты могут подняться, но не намного, в пределах 10-15 рублей. Причем, если будут организованы стабильные хорошие поставки из других стран, а также импортзамещение, то и цены не вырастут. Рынок насытится товаром и никому не придет в голову спекулировать ценами. Поэтому все зависит от организации уровня поставок в регион», – продолжает она.

Покупать будут меньше

Однако у руководителя Ульяновской общественной организации «Центр по защите прав предпринимателей» Дениса Литвинова на этот счет свое мнение:

«Однозначно цена на продукты из списка поднимется, а качество упадет. Санкции – это уменьшение конкуренции. Качественный продукт с прилавка убрали, соответственно, поднимается цена на оставшиеся аналогичные товары. Такая серьезная структура как Центробанк просчитал, что покупательская способность упадет. Как только государство вмешивается в конкуренцию предпринимательства, тут же получает результат в виде ухудшения качества и повышения цены. Это неизбежно».

Еще по теме:

А вот обычные потребители все-таки напуганы. Люди шепчутся, что благодаря санкциям с прилавков исчезнут многие продукты а, значит, мы снова можем вернуться к талонной системе, когда некоторые продукты выдавали по карточкам из-за дефицита. Для несведущих: в конце 80-х годов существовала система, когда в одни руки на месяц выдавали определенное количество сахара, мяса птицы, сливочного масло, растительного масла и прочее.

Все-таки неправильно, когда из-за политики страдают обычные люди.

«Санкция – это мера, которая вводится, когда сторона отказывается выполнять обязанности, вытекающие из правоотношения международной ответственности, – говорит юрист Константин Толкачев. – То есть теоретически санкции возможны в качестве наказания. В данной ситуации непонятно, зачем вообще создавалась мировая юстиция и санкции в юридической реалии в том числе. Потому что в данном случае никакого отношения они не имеют к реальности. То есть сначала надо установить, за что их применяют. Это все равно, что посадить человека просто так, не доказав никакого преступления. Мы же видим обмен колкостями между странами. Почему внешпнеполитические реалии превратили в юридические? Это же бред. Нет никакого юридического аспекта, лишь силовой. В итоге страдают обычные потребители. Я, например, скучаю, по любимому итальянскому сыру Маскарпоне, сегодня устроим прощальную вечеринку по нему».

Светлана Александрова

Читать дальше:

Оцените новость: