К сожалению, есть предпосылки к тому, что в скором времени Ульяновск будет перестраиваться, поэтому мы решили больше рассказывать о красоте, которая у нас еще осталась. Улицу Гончарова вроде как пока трогать не собираются, но начать мы решили именно с нее. Вот, например, здание Главпочтамта: в свое время этот проект обошел в конкурсе десяток других предложений, а назывался он «Мышь». А вот бывший банк – ныне Театр кукол – на его фасаде эмблема торговли. Чуть далее – интересная мозаика на фасаде бывшего кинотеатра «Ампир». Итак, предлагаем поднять взгляды от земли и обратить внимание на интересные детали зданий города.
А в помощь нам комментарии Бориса Аржанцева и Марины Митропольской из их знаменитой книги «Архитектурная летопись Симбирска».
А интересных деталей действительно много. Вот, например, Театр кукол на улице Гончарова, 10. Ранее это был государственный банк. Двухэтажный каменный дом построен по проекту архитектора А. Шоде в 1910-х гг.
Операционный зал был расположен на втором этаже и освещался с двух сторон через 12 арочных окон. К залу со стороны улицы примыкал двухэтажный объем с конторскими помещениями и изящным главным фасадом, оформленным в стиле французского ренессанса, сочетающегося с элементами стиля Людовика XVI.
На главном фасаде – прямоугольные окна. Балюстрада кровли на пьедесталах парапета украшена скульптурными урночками с гирляндами и олимпийским огнем. Шатровая кровля увенчана двумя шпилями и ажурной металлической решеткой между ними. На южном углу – полуциркульный купол со шпилем. Грани его округлых стен украшены прямоугольными филенками с рельефами кадуцея в виде посоха с крыльями, обвитого двумя змеями – это эмблема торговли.
Идем дальше и на перекрестке с улицей Льва Толстого видим «Мышь».
Именно так назывался проект здания молодого гражданского инженера А.И. Дмитриева, разработанный для Симбирской губернской земской управы и победивший из 11 проектов, представленных на конкурс в Петербургское общество архитекторов в 1902 году. В то время Дмитриев бы студентом высшего художественного училища Академии художеств, а впоследствии участвовал в разработке проекта Дворца культуры имени Горького в тогда еще Ленинграде в 1927 году.
Этому проекту комиссия дала следующую оценку, помещенную на страницах журнала «Зодчий» в 1902 году: «Проект как по композиции, так и по художественной отделке значительно выше всех предыдущих. Фасад простой и характерный. Общее расположение плана хорошее». Трехэтажное угловое здание почтамта было построено в 1905 году. В этом здании размещались дорожно-строительный, санитарный, сельскохозяйственный отделы, кустарная выставка, библиотека и ряд других служб. Был здесь и просторный двухсветный зал для земских собраний с хорами, расположенными в примыкающих сверху к залу помещениях третьего этажа.
Наверняка, большинство наших читателей бывали внутри здания и помнят атлантов, фигуры которых украшают вестибюль и парадную лестницу здания.
Если посмотреть внимательно на фасад, то можно заметить львиные маски и герб Симбирска на щите, повторяющиеся в верхней части здания.
«Характерные для неоклассицизма массивные русты первого этажа и капители ионических пилястр дополняются негаснущей свежестью керамической плитки, которой облицованы стены верхних этажей», – описывают здание Борис Аржанцев и Марина Митропольская.
Представительность здания подчеркивают высокие окна второго этажа, обрамленные наличниками и высокими карнизами. Особе внимание привлекает раскрытая с трех сторон угловая центральная часть здания с главным входом, выполненная в форме пятигранного выступа с целью максимального освещения зала с овальным сводом и небольшим балконом на втором этаже.
А сейчас отправимся рассматривать здание знакомой всем «Художки», которому уже сто лет. В Симбирске с 1909 по 1914 годы открылось сразу несколько электротеатров, или кинематографов. На Гончарова (Большой Саратовской) – «ПАТЭ», потом появились «Модерн», «Идеал», «Зеркало жизни», «Ампир». На Карла Маркса (Дворцовой) в 1911 году начал работать кинематограф «Экспресс» («Пионер»). Были у нас также кинотеатры «Аполло», «Калейдоскоп», во Владимирском саду – летний кинематограф.
Но мы уже подошли к зданию кинотеатра Ампир» (сейчас «Художественный»). «С 1913 году здесь располагался «художественный первоклассный электротеатр «Ампир»», – говорится в книге. Трехэтажное здание было построено в качестве доходного дома богатого домовладельца Н.С. Зеленкова. В архиве сохранился старый чертеж дома без указания даты и автора проекта. На первом этаже размещались магазины и вход в электротеатр, под который отводились два верхних этажа.
На центральном и самом видном месте фасада – яркое мозаичное панно из цветных керамических плиток с наборным изображением пейзажной картины.
Сквозь могучие стволы деревьев, расположенных на переднем плане, открывается вид на светлые дали лугов, перелесков, реки. Ближе к центру виднеется небольшой горбатый мостик. Все это создает художественный образ стены-экрана с приподнятым занавесом, что вполне отвечает назначению здания.
На фасаде можно увидеть львиные и человекообразные лепные маски, символизирующие жанр театральной сатиры.
Повторяющиеся рельефы из трех сплетенных колец – своеобразная эмблема, обозначающая прочный союз науки, искусства и жизни как основу киноискусства. Аржанцев и Митропольская отмечают: судя по деталям фасада, автором проекта можно считать гражданского инженера Ф.О. Ливчака. После пожара 1921 года в разработке проекта ремонта здания участвовал гражданский инженер Ф.Е. Вольсов.
Это лишь начало большой прогулки по городу, продолжение следует…
Юлия Узрютова. Фото автора