Кластер – это кластер

11 Дек 2012 Аналитика, Культура Dinika

Сегодня в Димитровграде прошел круглый стол на тему создания в Ульяновской области креативного кластера. Наконец стало понятно, что это и для чего.

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов назвал кластер «пятым двигателем» и разгонным блоком самолета области. Четыре других «двигателя» – это ядерный, автомобильный, авиа и IT кластеры. Самолет на кластерный силе по задумке должен обеспечить области светлое будущее.

Основная декларируемая официальная цель кластера – создание новых рабочих мест в индустрии. Назывались и конкретные цифры – 10% работоспособного населения задумано вовлечь в креативную индустрию. Подсчитать несложно – это 60 000 человек. Очевидно, что для реального трудоустройства такого количества молодежи (а речь о ней) кластер должен быть весьма и весьма масштабным.

Неофициальная задача также понятна. Модные кластеры – это реальная возможность получить федеральное финансирование. Но для этого нужен некий концептуальный проект на внятной стадии реализации. Именно это, очевидно, и хочет получить губернатор.

Для проектной работы пригласили экспертов из НП «Центр развития творческих индустрий». Не стоит и говорить, что этот центр расположен в Санкт-Петербурге. По видимому, у экспертов есть серьёзный опыт удовлетворения спроса власти на креатив, инновации, креативные инновации, инновационные креативы и т.д. Это легко можно было понять из презентации Центра, полной простых примеров и нужных фраз, за которыми лишь еле-еле проскальзывает суть предложения. Тут всё просто – за энную сумму «Центр развития творческих индустрий» готов провести исследование состояния этих самых творческих индустрий в области, провести их картирование и по итогам этого действа сформировать некие рекомендации. Конечно же, с учетом пожеланий властей.

Увы, но четкого понимания концепции и, соответственно, сформированных пожеланий у властей, по-видимому, на данный момент нет. Что такое кластер помимо того, что «кластер- это классно» (слоган) – это так и остаётся больше вопросом, нежели ответом.

Особенно это стало понятно после выступлений представителей «культурных индустрий». Одни просили денег на ремонт библиотеки, вторые искали ресурсы для сообщества мастеров-рукодельников, третьи обещали в соответствии с задачами при необходимости повысить уровень культуры «более чем 1.5 раза», четвертые презентовали «креативный самодеятельный театр»… Все эти поиски ресурсов объединяет одно – отношение к культуре не как к среде, а как к индустрии. Есть промышленность, есть авиация, есть автопром, есть культура.

Очевидно, что такой подход и реальное развитие хоть каких-то креативных индустрий – вещи в корне несовместимые. Любой креатив требует питательной культурной среды, развить которую сверху командно-ресурсным методом попросту невозможно. А без этого кластеры и прочие инновации обречены – реальной отдачи не будет, будет лишь набор финансируемых частей отрасли.

И это отлично понимают представители независимых творческих активностей. Если такие активности реальны, то рано или поздно перед ними встает выбор между встраиванием в систему с утратой среды либо с сохранения среды с утратой системы. Проще говоря, от «культурной» власти такие активности сейчас не ждут ничего. Лишь бы не мешали. Но эти «движения снизу» и есть реальное развитие «креативных индустрий».

Именно их и надо как-то поддерживать. Это мнение высказали практически все, кто не вовлечен в официальную культуру как индустрию, правда отметив как позитивную подвижку бизнес-инкубатор «Квартал», идея которого оказалась востребованной.

Но этот факт вовсе не скрывает основной проблемы в виде чудовищной инерции существующей «культуры» как индустрии. Руководителям ДК, библиотек, разнообразных государственных студий, театров и т.д. в большинстве случаев никакие «креативы» не нужны. Такого мнения наверняка придерживаются и очень многие чиновники «от культуры», привыкшие работать в жестких плановых рамках. Для всей этой публики креативные кластеры – это блажь начальства. Которую, правда, может быть придётся воплощать в жизнь. Точнее, имитировать это воплощение.

Если дойдёт до дела, то с большой долей вероятности именно этим все и закончится – кому-то своему выделят какие-то деньги, отремонтируют очередную библиотеку, в качестве инновационного элемента создадут очередной «креативный сайт», так как «самое главное – это развитие креативных коммуникаций».  И вздохнут спокойно – все задачи выполнены.

Причина проста – отсутствие жесткой политической воли в деле использования культурной среды как локомотива развития области. Без неё всё будет как всегда. Да и не локомотив у нас, а, напомним, пятимоторный самолет с разгонным блоком.

Оцените новость:
  • (3 голосов, средний: 5.00 из 5)
    Загрузка ... Загрузка ...