Яндекс.Метрика

От избы к усадьбе и обратно

Говоря о городской архитектуре прошлого, мы обычно вспоминаем примечательные объекты зодчества – бывшие купеческие или дворянские семейные особняки, здания общественных или государственных организаций, учреждений и т.д. Но мало кто задумывается, о том, что эти здания составляли лишь малую толику от всей застройки Симбирска. Большую же часть занимали самостоятельно застроенные «усадебные места», основным регулятором застройки которых служили в лучшем случае чертежи типовых фасадов.

Удивительная особенность российской «народной» архитектуры – это живучесть традиционной устроенности и камерности избы. Если внимательно присмотреться к современным частным домам, то можно заметить, что даже новые строения в полной мере наследуют традиции классического крестьянского жилища. Изба в русской архитектуре не изживаема, и неважно из чего она сделана – срублена из бревен или сложена из пеноблоков и обложена красным кирпичом.

Но городская изба, как типовое и наиболее массовое жилище горожан, не меняя своей сути, постепенно эволюционировала. Город диктовал моду деревне. Какую именно? Пройдемся по городу – примеров, по которым можно проследить эволюцию избы в городскую усадьбу, до сих пор предостаточно.

Деревянный дом по ул. Бебеля 18, здание построено в 1865 году священником Остроумовым

Симбирск в 1864 году выгорел на 2/3. Городские власти стали готовить новый план застройки города. Несмотря на всю возможную скорость, план был готов лишь к 1866 году. При этом для предупреждения возможных пожаров в дальнейшем все городские кварталы между Венцом и улицей Большой Саратовской (Гончарова) отводились лишь под кирпичную (каменную) застройку. Согласно плану, возводить на усадебных участках в этой зоне запрещалось не только дома, но и сараи, флигели и бани. Остроумов успел отстроить дом после пожара на своем усадебном месте до принятия плана, поэтому строил из дерева.

Получился классический образец симбирского деревянного усадебного дома. Несмотря на то, что в основе дома лежит всё тот же традиционный сруб, дом уже значительно отличается от типовой деревенской избы с её примитивной камерностью. Можно заметить сложную планировку с мезонином и обшивку дома тесом, чего никогда не было в те годы в деревнях.

Но ещё важнее другое – если приглядеться, то можно заметить, что дом построен на кирпичном фундаменте. В селах до самого начала XX века подавляющее большинство деревянных строений ставили на колодах – больших обожженных пнях. Лишь перед самой революцией традиция устройства под срубом фундамента приобрела в селах хоть какое-то распространение.

Как-то мы писали про барочную резьбу на наличниках. Тогда мы отметили, что большинство людей считают, что традиция украшать дома резьбой пошла чуть ли не с праславянских времен и насчитывает много веков истории. На самом деле массовое распространение резьбы имеет свои корни в городе, а широко применяться она начинает лишь с конца XIII-начала XIX века.
Не исключение и Симбирск. Встретить в 1865 году в деревне даже такие скромные элементы украшения дома как на доме священника Остроумова было практически нереально. Крестьяне не знали и обшивки дома тесом, рассматривая избу как временное жилище, основную ценность в котором представляет печь. Сруб же всегда можно поставить новый.

В небольших городах наподобие Симбирска, из-за частых пожаров и практического отсутствия зачатков комфортной городской искусственной среды, такой подход также преобладал. Изменение отношения к своему жилищу случилось лишь в середине-второй половине XIX века вместе с появлением минимальных систем жизнеобеспечения города.

Зачатки городской среды позволили весьма быстро менять облик города лишь за счёт изменения психологии жителей-частных застройщиков. И если слободы и окраины продолжали жить в условиях деревенской среды, то центральная часть города весьма быстро преобразовывалась. Деревянные дома стали строиться с «городской» вальмовой (четырехскатной) крышей, что на несколько десятилетий стало «визитной карточкой» городского дома, получили новую камерность внутреннего пространства, стали отделываться изнутри. Появилась традиция украшения домов резьбой в «соревновательных» целях (показать соседу), стала широко распространенной обшивка тесом… Через полвека все эти «чудачества» и «новшества» придут и в деревню, создав тот облик типичного «бабушкиного дома», с которым у большинства из нас и ассоциируется обычная деревня советского времени.

Все перечеркнул пожар 1864 года, который застопорил эволюцию избы в городскую усадьбу в Симбирске лет на 15. Огнем были уничтожены почти все достижения частного городского зодчества. Большую ошибку совершили и городские власти, введя запрет на деревянное строительство в историческом центре города. Итогом этого стало не только то, что городской тип деревянных построек в Симбирске так и не распространился на окраины ввиду практического отсутствия образцов для подражания, но и к тому, что многие участки под застройку оставались пустыми и заросшими. У их владельцев попросту не было денег на каменные постройки…

В этом плане усадьба священника Остроумова весьма примечательна как один из немногих образцов деревянной усадебной застройки того времени.

Впрочем, основная часть города жила в обычных избах. Живучесть их камерности удивительна. Массовая застройка классическими пятистенками с двухскатной крышей велась в Симбирске-Ульяновске практически с самого момента его основания до совсем недавнего времени, когда участки под индивидуальное строительство выдавались переселенцам из зоны затопления Куйбышевской ГЭС. Единственное отличие этих домов от симбирской избы XVII века – лишь в нюансах, которые-таки привнесли в традиции частного строительства деревянные городские усадьбы, да в применяемых материалах для фундамента и крыши. Такая застройка на тот момент опоздала ровно на 100 лет – пятистенки 8 на 6, обшитые тесом, с несложной резьбой и простой двухскатной коньковой крышей должны были появиться на окраинах города после пожара 1864 года, если бы расширение «зоны города» шло без этого потрясения.

Оцените новость: